«Мизантроп» Мольера, краткое содержание читать ~15 мин.
«Мизантроп» – комедия нравов Мольера, впервые поставленная в 1666 году.
Сюжет
Альцест, французский аристократ, бредит перед своим другом Филинтом о развращённости французского общества. Альцест называет лицемерие одним из худших недостатков человечества. Несмотря на возражения Филинта, Альцест настаивает на том, что правда и честность, как бы больно это ни было, необходимы для истинной порядочности. Филинт утверждает, что честность должна быть уравновешена воспитанностью, утверждая, что лесть может по праву занять место обиды. Он считает, что человеческой природе следует разрешить её недостатки. В ходе беседы мы узнаем, что Альцест в настоящее время вовлечён в судебный процесс.
Во время разговора между Альцестом и Филинтом входит Оронт, маркиз двора, и предлагает ему и Альцесту стать друзьями. Альцест не даёт такого обязательства, предлагая сначала узнать друг друга получше. Вскоре после этого Оронт просит Альцеста прокритиковать написанный им сонет. Альцест неохотно соглашается. Он презирает стихотворение и ругает Филинта за то, что тот льстит Оронту. Когда Оронт спрашивает мнение Альцеста, Альцест предлагает Оронту отказаться от стремления стать поэтом. Оронт, оскорблённый, уходит.
Альцест беседует со своей возлюбленной Селименой (чей дом является местом действия пьесы) о её недавнем поведении, которое он считает неподобающим. Он критикует её за то, что она привлекает слишком много ухажёров; она настаивает на том, что её флирт безобиден и что её истинная привязанность связана с ним. Слуга Селимены, Баск, объявляет о прибытии Акаста и Клитандра, двух маркизов, которые надеются ухаживать за Селименой. В знак протеста Альцест объявляет, что уйдёт, но не уходит.
Все женихи Селимены, кроме Альцеста, собираются вместе с ней и её кузиной Эльянтой, чтобы послушать сплетни Селимены о придворных. Селимена резко критикует, а её женихи получают огромное удовольствие. Альцест вмешивается в разговор Селимены, чтобы возразить против лицемерия. Все отмахиваются от его замечаний. Элиант высказывает свои соображения о влюблённых мужчинах, упоминая, что нрав Альцеста ненормален. Она утверждает, что влюблённые мужчины обычно делают комплименты тем, в кого они влюблены.
Прибывает офицер маршалов Франции, чтобы сообщить Альцесту, что Оронт подал на него в суд, требуя возмездия за комментарии Альцеста о его поэме. Альцест уходит, чтобы разобраться с этим делом.
Акаст и Клитандр уединяются, чтобы обсудить свои чувства к Селимене. Акаст поглаживает своё самолюбие, хвастаясь своей молодостью, богатством и привлекательностью для женщин. Однако его весёлость улетучивается, когда он признается, что Селимен не любит его. Клитандр и Акаст решают, что если один из них окончательно разлюбил Селимену, то он отойдёт в сторону и будет поддерживать ухаживания другого.
Приходит Арсиноэ, сварливая пожилая женщина, и сообщает Селимену, что придворные говорят о её «кокетливости». Арсиноэ утверждает, что приняла сторону Селимены в этой интриге, но предлагает Селимене срочно изменить своё поведение, чтобы избежать дальнейших конфликтов. Селимен комментирует недостатки Арсиноэ, подразумевая, что претенциозность Арсиноэ также является темой для разговора. Арсиноэ обижается, когда Селимен заявляет, что недостатки пожилой женщины могут быть просто следствием возраста.
Спор прекращается с приходом Альцеста, после чего Селимен уходит. Арсиноэ хвалит честность Альцеста и предлагает использовать своё влияние, чтобы добиться для него должности при дворе. Он насмехается над её предложением. Тогда она говорит Альцесту, что у неё есть письмо, доказывающее, что Селимена обманула его. Альцест уходит с Арсиноэ, чтобы самому ознакомиться с доказательствами.
Филинт и Элиант обсуждают необычайно грубое поведение Альцеста перед маршалами Франции. Филинт не может поверить в нежелание Альцеста идти на компромисс, а Элиант хвалит Альцеста за его приверженность собственной системе ценностей. Когда их разговор переходит к отношениям Альцеста и Селимены, Элиант заявляет, что Селимена запуталась и не знает, кого любит.
Эльянта признается, что приняла бы ухаживания Альцеста, если бы он бросил Селимену в любой момент. Затем Филинт признается в своём влечении к Эльянте и говорит, что для него было бы честью стать её женой.
Когда Филинт и Эльянта заканчивают разговор, входит Альцест, разъярённый и желающий отомстить Селимене за то, что она обманула его, признавшись в своём влечении к другому жениху. Альцест предлагает ему и Эльянте завязать отношения, чтобы заставить Селимену ревновать. Эльянта предостерегает Альцеста от поспешных суждений.
Филинт и Эльянта уходят, когда входит Селимен. Альцест ругает Селимену за её неверность. Она реагирует спокойно, называет его «глупцом» и говорит, чтобы он верил в письмо, как ему заблагорассудится. Отчаявшись, Альцест требует от Селимены сказать ему, что письмо действительно было написано женщине. Селимена отказывается от этой просьбы, и Альцест в ярости говорит о своей неконтролируемой любви к ней.
Входит слуга Альцеста, Дю Буа, и говорит своему хозяину, чтобы тот немедленно уходил, так как он проиграл судебный процесс и теперь рискует быть арестованным. Альцест уходит, чтобы разобраться в ситуации. Он находит Филинта, который советует ему оспорить вынесенный против него приговор. Альцест отказывается, заявляя, что хочет, чтобы приговор стал примером человеческой коррупции. Он объявляет, что навсегда изолирует себя от общества. Перед отъездом он планирует проверить любовь Селимены, предложив ей уйти с ним на покой.
Вскоре после этого Альцест и Оронт сталкиваются с Селименой и требуют, чтобы она сделала выбор между ними. Селимена отказывается, заявляя, что она намерена предоставить Эльянте принять решение за неё. Когда Эльянта входит, она отказывается выполнять просьбу Селимены. Затем входят Акаст и Клитандр с письмом, написанным Селименой, в котором содержатся оскорбительные высказывания о каждом из женихов. Возвращаются Арсиноэ и Филинт. Мужчины читают письмо вслух, каждый из них заявляет о своём желании прекратить ухаживания за Селименой.
В конце концов, единственным женихом остаётся Альцест. На этот раз он готов простить Селимену, но говорит, что сначала она должна согласиться жить с ним в уединении. Она шокирована его предложением и объясняет ему, что слишком молода, чтобы принимать столь радикальные решения. Она соглашается выйти за него замуж, но не уезжать с ним. В ярости Альцест отказывается от своей любви к Селимене. Она уходит, а Альцест обращается к Элианте, говоря ей, что с его стороны было бы несправедливо требовать от неё преданности. Эльянта выражает согласие и объявляет о своём решении посвятить себя Филинту. Альцест уходит, а Филинт и Эльянта следуют за ним, чтобы убедить его пересмотреть своё решение уйти в уединение.
Темы
Лицемерие социального поведения
При всей своей неприязни Альцест часто оказывается прав, особенно когда речь идёт о том, как распознать лицемерие. Для всех героев, кроме Альцеста, жизнь – это балансирование между лестью и сплетнями. Селимена ведёт себя так, будто ей нравится общество её ухажёров, но письмо от неё, обнародованное в последнем акте, свидетельствует об обратном. Арсиноэ утверждает, что принимает сторону Селимены, когда её имя подвергается критике, но старуха пытается подорвать отношения Селимены с Альцестом, рассказывая Альцесту о любовном письме Селимены к Оронту.
Однако Мольер не кажется полностью противником лицемерия. Он предполагает, что небольшое двуличие может быть допустимо, пока никто не пострадает. Люди двора слишком неуверенны в себе, чтобы принять ту жестокую честность, которую поддерживает Альцест.
Без некоторой лести и случайной белой лжи любая дружба между персонажами исчезнет. Филинт воплощает в себе почти идеальный баланс правды и обмана. Ему не нравится стихотворение Оронта, но он тактично воздерживается от оскорбления Оронта. Однако, когда требуется честность, Филинт правдив. Он не боится признаться в своих истинных чувствах к Элианте, а когда разглагольствования Альцеста выходят из-под контроля, Филинт наказывает его честной критикой поведения Альцеста.
Принятие человеческих недостатков
Французское общество отвергает Альцеста не потому, что он неправ или аморален, а потому, что он нетерпим к человеческим недостаткам. Действительно, мир мог бы быть лучше, если бы все могли принять доктрину жестокой честности Альцеста, но этого не происходит. Как ни странно, Альцест, похоже, способен признать свои собственные недостатки, но он по-прежнему не в состоянии принять недостатки других.
Мольер предполагает, что единственный способ выжить в изображаемом им обществе – это сочетать честность с тактом. Филинт служит примером мольеровского прототипа правильного социального функционирования. Филинт понимает разочарование Альцеста, но осознает, что публичное выражение этого разочарования приведёт лишь к беде.
Персонажи Мольера также демонстрируют склонность отрицать собственные недостатки. Надев маску «чрезмерной набожности», Арсиноэ скрывает собственную социальную несостоятельность. Она благочестива не ради благочестия, а потому что не может смириться со своей неспособностью привлекать мужчин. Точно так же Альцест отрицает свою любовь к Селимене (хотя и не всегда), рассказывая о её прискорбных чертах. Как ни странно, герои часто используют критику друг друга, чтобы помочь себе отрицать собственные недостатки. Ухажёры, особенно женихи, часто настолько поглощены сплетнями, что у них не остаётся времени на самоанализ.
Иррациональность любви
Значительная часть раздражения Альцеста проистекает из его неспособности обуздать свою любовь к Селимене. Он знает о её недостатках (и часто напоминает ей о них), знает, что её ценности и манеры не совпадают с его. И все же он продолжает любить её. Альцест, чья жизнь протекает в соответствии со строгим, рациональным этическим кодексом (рациональным в его понимании), узнает, что любовь не является разумной или рациональной. Альцест часто проклинает власть, которую Селимена оказывает на него, признавая, что, хотя он и обладает сильной волей в поддержании своей версии целостности, он все же является жертвой человеческих эмоций. Таким образом, он не может отделить себя от человечества, которое он ненавидит.
Мизантроп ищет правильный баланс между разумом и любовью. Мольер вряд ли бы посоветовал полностью отдаться «иррациональности любви». Некоторый такт и соблюдение приличий, конечно, необходимы. Но в удовлетворении своих эмоций нужно быть напористым. Комизм пьесы отчасти обусловлен романтическим бездействием женихов.
Они появляются в доме Селимены и, по сути, сидят и ждут, когда она одарит их своей любовью. По крайней мере, Альцест активно обсуждает своё влечение к Селимене, каким бы мучительным оно ни было. Филинт, возможно, единственный персонаж, который с радостью принимает иррациональность любви. В конце пьесы он и Эльянта выглядят по-настоящему счастливыми.
Рациональность компромисса
Для Мольера Филинт – это портрет рациональности. Он понимает, что жизнь среди других людей требует такта и осторожности. У Филинта есть своё мнение, но он приберегает его высказывание для случаев, когда не хочет обидеть других, что совершенно противоположно поведению Альцеста. Мольер все же проводит различие между моралью и рациональностью.
Можно утверждать, что Альцест более нравственен или, по крайней мере, более верен себе, чем Филинт. Филинт явно более рационален, он понимает, что нужно идти на компромисс, даже на компромисс с собственным набором ценностей, чтобы удовлетворить других.
Именно тогда, когда можно подумать, что Альцест научился искусству компромисса, он демонстрирует комическое сопротивление заключению сделки с Селименой. В финальной сцене пьесы Альцест просит Селимену покинуть общество вместе с ним – нелепое предложение. Селимен, не желая смиряться с изоляцией, предлагает им пожениться, но остаться в Париже.
Альцест отказывается, что, вероятно, является лучшим исходом, который он мог представить себе в начале пьесы. Можно утверждать, что Альцест отказывается от предложения Селимены только потому, что оно представляет собой компромисс. Альцест не может смириться с тем, что у него не все получается.
Список персонажей
Альцест
Главный герой и заглавный персонаж. Альцест не является счастливым человеком. Он непростителен, неспособен примириться с недостатками человеческой природы и быстро указывает на недостатки других. Однако он не злой человек, и мы можем сочувствовать ему, учитывая то, как ровно он критикует всех, включая самого себя. Принципиальный Альцест жестоко честен, что часто оскорбляет других.
Он не выносит лести и неискренних комплиментов. Селимена – самый большой источник мучений Альцеста: Альцест понимает, что любовь – это его слабость, и он не может отвергнуть Селимену, хотя её поведение ему отвратительно. Его любовь к Селимене – единственная сила, способная подорвать его твёрдые ценности. Возраст Альцеста – вероятно, он самый старший из персонажей – и его нрав выделяют его из остальной компании в доме Селимены.
Селимен
Молодая женщина, которая является объектом желания нескольких мужчин в романе «Мизантроп». Селимена находится в центре внимания на протяжении большей части пьесы. Ее ухажёры – Альцест, Оронт, Акаст и Клитандр – все добиваются её расположения, но она не даёт ни одному из них твёрдых обязательств. Мольер подразумевает, что Селимена может каким-то образом принадлежать Альцесту, возможно, через брак по расчёту, но это не мешает ей флиртовать. Селимена счастлива и уверена в себе, но не без недостатков: она любит сплетничать и критикует почти всех, кого встречает. Она неосторожна в своих оскорблениях и в конечном итоге вызывает гнев тех, кто когда-то любил её. Селимена, кажется, в основном наслаждается жизнью, но она не желает подчиняться условностям и приличиям своего общества.
Филинт
Вежливый и тактичный человек, хорошо приспособленный к обществу пьесы. Филинт, избегающий оскорбительной прямолинейности, характерной для Альцеста, почти настолько хорошо приспособлен, что кажется скучным. Филинту не хватает остроумия и сообразительности многих других персонажей, но он привлекателен своей бескорыстностью.
Филинт искренне переживает за Альцеста, стараясь не дать Альцесту разрушить все его отношения. Филинт также достоин восхищения за его самообладание и терпение в отношениях с предметом его любви, Эльянтой. Во многих отношениях Филинт – это прямой человек для абсурдного и часто комически недовольного Альцеста.
Элианта
Объект романтических притязаний Филинта. Эльянта обладает глубоким пониманием французского общества, в котором она живёт. Она также демонстрирует глубокое понимание отношений между полами и иногда остроумно критикует поведение влюблённых мужчин. Элианте свойственны любовь и сострадание, хотя она немного запуталась в своих собственных желаниях. На протяжении пьесы она переключает своё внимание с Альцеста на Филинта.
Эльянта не стесняется и выражает своё мнение о других, когда этого требует ситуация. Однако Эльянта никогда не доходит до крайностей своей кузины Селимены в сплетнях и насмешках над придворными. Эльянта нашла точку равновесия между приличиями и конформизмом.
Оронт
Открытый человек, который стремится стать неотъемлемой частью своего общества. Экспериментируя с поэзией, Оронт создаёт впечатление о себе как о талантливом человеке, хотя посредственность его стихов ставит под сомнение этот особый талант. Хотя он выглядит уверенным в себе, он показывает свою неуверенность, когда его критикуют.
Его очень волнует, что о нём думают люди, и он даже вызывает Альцеста в суд за критику его поэмы. Как и большинство других, Оронт влюблён в Селимену. Однако его любовь оказывается не сильнее его гордости, и он бросает Селимену после того, как она оскорбляет его. Оронт требует честности от тех, с кем он общается. Сможет ли он справиться с этой честностью, зависит от ситуации.
Арсиноэ
Огорчённая женщина, которая старше, непривлекательна, неприятна и поэтому не может привлечь мужчин. Арсиноэ маскирует своё разочарование крайними манерами и набожностью. Она открыто критикует Селимену из ревности, поскольку сама добивается любви Альцеста. Арсиноэ также готова предать доверие предполагаемых друзей, как мы видим, когда она рассказывает Альцесту об обмане Селимена. Хотя Арсиноэ и участвует в сплетнях и слухах о дворе, это не делает её счастливой. Возможно, единственное, что может сделать её счастливой – любовь Альцеста – находится вне её досягаемости.
Акаст
Молодой и самолюбивый маркиз. Акаст считает себя главным кандидатом на роль любовника Селимены. Он беззастенчиво расхваливает себя, что может объяснить его замешательство и разочарование из-за отказа Селимены. Акаст демонстрирует настоящие страдания, говоря о своей безответной любви к Селимене; он желает любви Селимены до такой степени, что заключает сделку с Клитандром, чтобы увеличить свои шансы добиться её расположения.
Клитандр
Ещё один маркиз, добивающийся любви Селимен. Клитандр выглядит менее отчаянным, чем другие претенденты на её любовь. Наибольшее удовольствие он получает от участия в сплетнях с Селименой. В конце концов, у Клитандра хватает гордости и уверенности в себе, чтобы отказаться от Селимены, когда она оскорбляет его.
Дю Буа
Нервный, неуклюжий слуга Альцеста. Комическое подчинение Дю Буа Альцесту – основной элемент фарсового характера «Мизантропа». Пытаясь рассказать все Альцесту, Дю Буа практически ничего не говорит. Дю Буа мало чем помогает своему хозяину, несмотря на его добрые намерения. Его неумелость вызывает симпатию театральной публики.
Баск
Слуга Селимен. Баск, второстепенный персонаж, предан своей хозяйке, быстро объявляет о приходе её посетителей.
Офицер
Посланец маршалов Франции. Офицер требует, чтобы Альцест предстал перед маршалами, чтобы оправдаться за оскорбление, нанесённое им в стихотворении Оронта.
- «Школа жён» Жана-Батиста Мольера, краткое содержание
- «Тартюф» Мольера, краткое содержание
- «Буржуазный джентльмен» Мольера, краткое содержание
- Режиссёр Марина Глуховская поставила спектакль «Кабала святош». используя творчество Булгакова и Мольера
- Театральный человек. К 400-летию Мольера
- «По ком звонит колокол» Эрнеста Хемингуэя, краткое содержание
- «Илиада», краткое содержание
- «Дон Кихот», краткое содержание
Комментирование недоступно Почему?