«Мизантроп» Мольера, краткое содержание читать ~13 мин.
«Мизантроп» (фр. Le Misanthrope ou l’Atrabilaire amoureux) — комедия нравов в пяти актах, написанная Мольером (настоящее имя — Жан-Батист Поклен), которая была впервые поставлена 4 июня 1666 года. Пьеса считается одним из величайших произведений автора и классическим образцом «высокой комедии», исследующей конфликт между бескомпромиссной честностью личности и лицемерными условностями общества.
Сюжет
Главный герой, аристократ Альцест, в разговоре с другом Филинтом гневно осуждает порочность французского общества. Худшим из человеческих пороков он считает лицемерие. Вопреки возражениям Филинта, Альцест настаивает, что правда и честность, сколь бы болезненными они ни были, необходимы для подлинного благородства. Филинт же полагает, что прямоту следует уравновешивать хорошими манерами, утверждая, что лесть порой предпочтительнее оскорбительной правды. Он призывает терпимее относиться к недостаткам человеческой природы. В ходе беседы выясняется, что Альцест вовлечён в судебный процесс.

Разговор прерывает Оронт, придворный маркиз, который предлагает Альцесту дружбу. Альцест уклоняется от немедленного согласия, предлагая сперва лучше узнать друг друга. Затем Оронт просит Альцеста оценить сонет его собственного сочинения. Альцест неохотно соглашается, но, прослушав стихотворение, приходит в негодование и упрекает Филинта за льстивые похвалы автору. Когда Оронт настаивает на мнении Альцеста, тот советует ему оставить попытки стать поэтом. Оскорблённый маркиз уходит.
Альцест беседует со своей возлюбленной Селименой, в доме которой разворачивается действие пьесы. Он критикует её за неподобающее поведение и за то, что она окружает себя слишком большим числом поклонников. Селимена уверяет, что её флирт невинен, а истинные чувства она питает лишь к нему. В это время слуга объявляет о прибытии Акаста и Клитандра — двух маркизов, также добивающихся её расположения. В знак протеста Альцест заявляет о своём уходе, но остаётся.
Все поклонники Селимены, кроме Альцеста, собираются вместе с ней и её кузиной Элиантой, чтобы послушать её пересуды о придворных. Селимена раздаёт едкие характеристики, чем приводит своих кавалеров в восторг. Альцест вмешивается, чтобы обличить это лицемерие, но его замечания остаются без внимания. Элианта рассуждает о поведении влюблённых, отмечая, что характер Альцеста выбивается из общепринятых норм.
Появляется офицер от маршалов Франции и сообщает Альцесту, что Оронт подал на него жалобу из-за резких отзывов о сонете. Альцест вынужден уйти, чтобы уладить это дело.
Оставшись наедине, Акаст и Клитандр обсуждают свои чувства к Селимене. Акаст хвастается своей молодостью, богатством и успехом у женщин, но признаёт, что Селимена не отвечает ему взаимностью. Маркизы договариваются, что если один из них поймёт, что окончательно отвергнут, то уступит дорогу другому и поддержит его притязания.
Приходит Арсиноя, пожилая и язвительная дама, и сообщает Селимене, что при дворе её осуждают за «кокетство». Арсиноя утверждает, что защищала её, но советует изменить поведение, чтобы избежать дальнейших сплетен. В ответ Селимена указывает на недостатки самой Арсинои, намекая, что её показная добродетель также является предметом обсуждений. Арсиноя обижается, когда Селимена списывает её недостатки на возраст.
Спор прекращается с появлением Альцеста, после чего Селимена уходит. Арсиноя хвалит прямоту Альцеста и предлагает использовать своё влияние, чтобы добиться для него придворной должности. Он с насмешкой отвергает её предложение. Тогда она сообщает, что у неё есть письмо, доказывающее неверность Селимены. Альцест уходит с Арсиноей, чтобы увидеть доказательства.
Филинт и Элианта обсуждают крайне резкое поведение Альцеста перед маршалами Франции. Филинт поражён его нежеланием идти на компромисс, в то время как Элианта восхищается его верностью собственным принципам. Когда разговор заходит об отношениях Альцеста и Селимены, Элианта предполагает, что Селимена сама не знает, кого любит.
Элианта признаётся, что приняла бы ухаживания Альцеста, если бы он порвал с Селименой. Вслед за этим Филинт открывает свои чувства к Элианте и говорит, что был бы счастлив стать её мужем.
Появляется Альцест, разъярённый изменой Селимены — в письме она признавалась в симпатии к другому поклоннику. В порыве мести Альцест предлагает Элианте свои руку и сердце, чтобы вызвать ревность Селимены. Элианта предостерегает его от поспешных решений.
Филинт и Элианта уходят, когда входит Селимена. Альцест обвиняет её в неверности. Она реагирует спокойно, называет его «глупцом» и предлагает верить письму, если ему так угодно. В отчаянии Альцест просит её сказать, что письмо было адресовано женщине. Селимена отказывается, и Альцест в смятении говорит о своей всепоглощающей любви к ней.
Слуга Альцеста, Дюбуа, вбегает с новостью, что его господин проиграл судебный процесс и теперь ему грозит арест. Альцест уходит, чтобы оценить ситуацию. Он встречает Филинта, который советует обжаловать приговор. Альцест отказывается, заявляя, что этот приговор станет доказательством человеческой порочности. Он решает навсегда удалиться от общества. Но прежде он хочет проверить любовь Селимены, предложив ей разделить с ним изгнание.
Вскоре Альцест и Оронт требуют от Селимены сделать окончательный выбор между ними. Она уклоняется, предлагая Элианте решить за неё, но та отказывается. Входят Акаст и Клитандр с письмом Селимены, содержащим оскорбительные отзывы о каждом из её поклонников. Возвращаются Арсиноя и Филинт. Мужчины зачитывают письмо вслух, и каждый из них объявляет о прекращении ухаживаний.
В итоге единственным, кто остаётся с Селименой, оказывается Альцест. Он готов её простить, но при условии, что она согласится жить с ним в уединении. Потрясённая его предложением, она объясняет, что слишком молода для такого решения. Она согласна стать его женой, но не покидать свет. В гневе Альцест отрекается от своей любви. Селимена уходит. Альцест обращается к Элианте, говоря, что не вправе требовать её преданности. Элианта принимает его решение и объявляет, что выйдет замуж за Филинта. Альцест удаляется, а Филинт и Элианта следуют за ним в надежде отговорить его от ухода в добровольное изгнание.
Темы
Лицемерие социального поведения
При всей своей нетерпимости Альцест часто оказывается прав, особенно в распознавании лицемерия. Для всех персонажей, кроме него, жизнь — это искусство балансирования между лестью и сплетнями. Селимена делает вид, что наслаждается обществом своих поклонников, но её письмо, обнародованное в финале, свидетельствует об обратном. Арсиноя уверяет, что защищает Селимену от критики, но сама пытается разрушить её отношения с Альцестом.
В то же время Мольер не демонизирует лицемерие полностью. Он предполагает, что некоторая доля двуличия допустима, пока она никому не вредит. Придворное общество слишком не уверено в себе, чтобы выдержать ту бескомпромиссную честность, которую проповедует Альцест.
Без определённой доли лести и безобидной лжи дружеские связи между персонажами были бы невозможны. Филинт воплощает почти идеальный баланс правды и обмана. Ему не нравится сонет Оронта, но он тактично воздерживается от оскорблений. Однако, когда требуется искренность, Филинт говорит правду. Он не боится признаться в своих чувствах к Элианте и честно критикует Альцеста, когда его гнев выходит из-под контроля.
Принятие человеческих недостатков
Французское общество отвергает Альцеста не за его неправоту или аморальность, а за его нетерпимость к людским слабостям. Мир, возможно, стал бы лучше, если бы все приняли доктрину Альцеста, но этого не происходит. Примечательно, что Альцест способен признавать собственные недостатки, но не в силах смириться с недостатками других.
Мольер показывает, что единственный способ выжить в изображаемом им обществе — это сочетать честность с тактом. Филинт служит примером правильного социального поведения. Он разделяет разочарование Альцеста, но осознаёт, что публичное выражение этого недовольства приведёт лишь к неприятностям.
Персонажи пьесы также склонны отрицать собственные изъяны. Арсиноя, надевая маску «чрезмерной набожности», скрывает свою неспособность привлекать мужчин. Она благочестива не из духовных соображений, а потому что не может смириться со своей социальной несостоятельностью. Подобным образом и Альцест пытается отрицать свою любовь к Селимене, постоянно перечисляя её недостатки. Персонажи часто используют критику других, чтобы избежать самоанализа.
Иррациональность любви
Значительная часть страданий Альцеста проистекает из его неспособности контролировать свою любовь к Селимене. Он прекрасно видит её недостатки, осознаёт, что её ценности и манеры противоречат его собственным, и всё же продолжает её любить. Альцест, чья жизнь подчинена строгому этическому кодексу, обнаруживает, что любовь не поддаётся разуму. Он часто проклинает власть Селимены над ним, признавая, что, несмотря на свою твёрдость в вопросах чести, он остаётся жертвой человеческих эмоций. Таким образом, он не может отделить себя от того человечества, которое презирает.
Пьеса ищет правильный баланс между разумом и чувством. Мольер едва ли призывает полностью отдаваться «иррациональности любви». Необходимы такт и соблюдение приличий. Однако в проявлении своих чувств нужно быть решительным. Комизм пьесы отчасти обусловлен романтической пассивностью ухажёров. Они лишь сидят в доме Селимены и ждут, когда она одарит их своей любовью. Альцест, по крайней мере, активно обсуждает своё влечение, каким бы мучительным оно ни было. Филинт, возможно, единственный персонаж, который с радостью принимает иррациональность любви, что и приводит его к счастью с Элиантой в финале.
Рациональность компромисса
Для Мольера Филинт — это олицетворение рациональности. Он осознаёт, что жизнь в обществе требует такта и осмотрительности. У Филинта есть собственное мнение, но он высказывает его лишь тогда, когда это не обижает других — полная противоположность Альцесту. При этом Мольер проводит различие между моралью и рациональностью.
Можно утверждать, что Альцест более нравственен или, по крайней мере, более верен себе. Однако Филинт определённо более рационален, поскольку понимает необходимость компромиссов, даже если для этого приходится поступаться собственными ценностями ради сохранения гармонии.
Именно в тот момент, когда кажется, что Альцест мог бы научиться искусству компромисса, он демонстрирует комическое упрямство. В финальной сцене он просит Селимену удалиться с ним от общества — нелепое предложение. Она, не желая изоляции, предлагает компромисс: пожениться, но остаться в Париже. Альцест отказывается, хотя в начале пьесы такой исход мог бы показаться ему идеальным. Вероятно, он отвергает предложение Селимены именно потому, что это компромисс, а он не может смириться с тем, что не всё происходит по его правилам.
Исторический контекст и критика
Премьера «Мизантропа» состоялась 4 июня 1666 года в театре Пале-Рояль. Пьеса получила неоднозначные отзывы. Некоторые современники, включая интеллектуалов вроде Буало, считали её шедевром Мольера, в то время как часть аристократической публики была оскорблена острой сатирой на нравы высшего света. Успех у зрителей был умеренным, не таким громким, как у предыдущих комедий автора.
Главный герой, Альцест, вызвал наиболее жаркие споры. До сих пор нет единого мнения о том, кем его видел Мольер. Одни критики считают Альцеста благородным героем, борцом за правду в лицемерном мире. Другие видят в нём комического персонажа, чьё упрямство и нетерпимость доведены до абсурда. Существует также версия, что в образе Альцеста Мольер отразил собственное разочарование в обществе и придворных интригах.
Список персонажей
Альцест
Главный герой и заглавный персонаж. Альцест — сложная и противоречивая личность. Он нетерпим, не способен мириться с недостатками человеческой природы и прямо указывает на пороки других. Однако он не является злым человеком; его критика распространяется на всех, включая самого себя. Принципиальный и честный, он часто оскорбляет окружающих. Его любовь к Селимене — самая большая слабость и единственный источник мучений, способный подорвать его твёрдые убеждения.
Селимена
Молодая вдова, объект желания нескольких мужчин. Селимена находится в центре внимания на протяжении большей части пьесы. Её поклонники — Альцест, Оронт, Акаст и Клитандр — добиваются её расположения, но она не даёт твёрдых обязательств ни одному из них. Селимена остроумна и уверена в себе, но любит сплетничать и едко критикует почти всех, кого встречает. Её неосторожность в конечном итоге настраивает против неё тех, кто когда-то был ею очарован.
Филинт
Вежливый и тактичный друг Альцеста, хорошо приспособленный к жизни в обществе. Филинт избегает оскорбительной прямолинейности, свойственной Альцесту. Ему может не хватать остроумия других персонажей, но он привлекает своей рассудительностью и бескорыстием. Филинт искренне заботится об Альцесте и пытается уберечь его от разрушительных поступков. Он также проявляет терпение и самообладание в отношениях с Элиантой.
Элианта
Кузина Селимены и объект романтических чувств Филинта. Элианта обладает глубоким пониманием общества, в котором живёт, и тонко анализирует отношения между полами. Ей свойственны сострадание и здравый смысл. На протяжении пьесы её симпатии смещаются от Альцеста к Филинту. Элианта не боится высказывать своё мнение, но, в отличие от Селимены, никогда не опускается до злых сплетен и насмешек. Она находит баланс между искренностью и соблюдением приличий.
Оронт
Придворный маркиз, стремящийся занять видное место в обществе. Он пробует себя в поэзии, чтобы создать образ талантливого человека, хотя его стихи посредственны. Несмотря на внешнюю уверенность, Оронт очень чувствителен к критике и даже подаёт в суд на Альцеста за негативный отзыв о его сонете. Как и другие, он влюблён в Селимену, но его гордость оказывается сильнее чувств, когда она его оскорбляет.
Арсиноя
Пожилая и огорчённая женщина, которая не может привлечь мужчин из-за своего возраста и неприятного характера. Арсиноя маскирует своё разочарование под маской крайней набожности. Она открыто критикует Селимену из ревности и пытается завоевать расположение Альцеста. Арсиноя готова на предательство, что доказывает её рассказ Альцесту о письме Селимены. Участие в придворных интригах не приносит ей счастья.
Акаст
Молодой и самовлюблённый маркиз. Акаст считает себя лучшим претендентом на руку Селимены и беззастенчиво расхваливает собственные достоинства. Отказ Селимены вызывает у него искреннее недоумение и разочарование. Он желает её любви настолько, что заключает сделку с Клитандром, чтобы повысить свои шансы на успех.
Клитандр
Ещё один маркиз, добивающийся расположения Селимены. Клитандр кажется менее отчаянным, чем другие её поклонники. Наибольшее удовольствие он находит в участии в светских беседах и сплетнях с Селименой. В конечном счёте его гордость и чувство собственного достоинства позволяют ему отказаться от неё после того, как она его оскорбляет.
Дюбуа
Нервный и неуклюжий слуга Альцеста. Комичная неловкость Дюбуа — важный элемент фарсового характера пьесы. Пытаясь сообщить своему господину важные новости, он настолько путается, что практически ничего не может объяснить. Несмотря на добрые намерения, он мало чем помогает Альцесту.
Баск
Слуга Селимены. Второстепенный персонаж, преданный своей хозяйке и исправно докладывающий о прибытии её многочисленных гостей.
Офицер
Посланец от маршалов Франции. Офицер требует, чтобы Альцест предстал перед судом за оскорбление, которое он нанёс Оронту, раскритиковав его стихотворение.
Комментирование недоступно Почему?