«Дон Кихот», краткое содержание читать ~18 мин.
«Дон Кихот» (полное название «Приключения Дон Кихота») – роман Сервантеса, первая часть которого была опубликована в 1605 году. Мигель де Сервантес Сааведра использовал для своей книги историю, взятую из произведения Сиде Амете Бененхели, мавра, который якобы описал настоящие исторические приключения Дон Кихота. Большую часть событий романа автор повествует от третьего лица, следуя за действиями Дон Кихота и лишь изредка проникая в мысли его персонажей. Однако он переключается на первое лицо всякий раз, когда обсуждает сам роман или оригинальную рукопись Бененхели.
Сюжет повествует о приключениях человека по имени Алонсо Кихано, который настолько увлёкся рассказами о рыцарстве и героизме, что отправился в поход, чтобы самому стать рыцарем со своим верным помощником Санчо Пансо. Однако его заблуждения приводят его в ряд комичных, а иногда и опасных ситуаций, когда он пытается воплотить свои фантазии в реальном мире.
Сюжет
Дон Кихот – дворянин средних лет из области Ла-Манча в центральной Испании. Одержимый рыцарскими идеалами, воспеваемыми в прочитанных им книгах, он решает взять в руки копье и меч, чтобы защищать беспомощных и уничтожать нечестивых. После первого неудачного приключения он отправляется во второе вместе с немного растерянным рабочим по имени Санчо Панса, которого он уговорил сопровождать его в качестве своего верного оруженосца.
В обмен на услуги Санчо Дон Кихот обещает сделать его богатым правителем одного из островов. На своём коне Росинанте, амбарной кляче далеко не первой свежести, Дон Кихот отправляется по дорогам Испании в поисках славы и великих приключений. Он отказывается от еды, крова и комфорта во имя крестьянки Дульсинеи дель Тобосо, которую он видит принцессой.
Во время второй экспедиции Дон Кихот становится скорее разбойником, чем спасителем, обкрадывая и обижая недоумевающих и справедливо разгневанных горожан, выступая против того, что он воспринимает как угрозу своему рыцарству или всему миру.
Дон Кихот бросает мальчика, оставляя его в руках злого фермера, только потому, что фермер даёт клятву, что не причинит мальчику вреда. Он крадёт у цирюльника тазик, который, по его мнению, является мифическим шлемом Мамбрино, и убеждается в целебной силе бальзама Фиербраса – эликсира, который делает его настолько больным, что, по сравнению с ним, позже он чувствует себя исцелённым. Санчо поддерживает Дон Кихота, часто принимая на себя всю тяжесть наказаний, вытекающих из поведения Дон Кихота.
Рассказ о деяниях Дон Кихота включает в себя истории тех, кого он встречает на своём пути. Дон Кихот становится свидетелем похорон студента, который умирает из-за любви к презрительной даме, превратившейся в пастушку. Он освобождает злого и коварного галерного раба Гинеса де Пасамонте и невольно воссоединяет две потерянные пары – Карденио и Люсинду и Фердинанда и Доротею. Разлучённые предательством Фердинанда, четверо влюблённых, наконец, встречаются на постоялом дворе, где Дон Кихот спит, видя во сне, что сражается с великаном.
По дороге простодушный Санчо разыгрывает из себя прямодушного Дон Кихота, изо всех сил стараясь исправить диковинные фантазии своего господина. Два друга Дон Кихота, священник и цирюльник, приходят, чтобы отвести его домой. Полагая, что он находится под действием заклинания, он сопровождает их, тем самым завершая свою вторую экспедицию и первую часть романа.
Вторая часть романа начинается со страстной инвективы против фальшивого продолжения «Дон Кихота», которое было опубликовано в промежутке между двумя частями романа Сервантеса. Куда бы ни отправился Дон Кихот, его репутация, почерпнутая другими как из настоящей, так и из ложной версии истории, преследует его.
Когда двое отправляются в путь, Санчо лжёт Дон Кихоту, рассказывая, что злой колдун превратил Дульсинею в крестьянскую девушку. Разрушить эти чары, в которые поверил даже Санчо, становится главной целью Дон Кихота.
Дон Кихот встречает герцога и герцогиню, которые замышляют разыграть его. Например, они заставляют слугу нарядиться Мерлином и говорят Дон Кихоту, что чары Дульсинеи, которые, как они знают, были обманом, можно снять, только если Санчо триста раз ударит себя плетью по голому заду. Под присмотром герцога и герцогини Дон Кихот и Санчо переживают несколько приключений. Они отправляются в путь на летающем деревянном коне в надежде убить великана, который превратил принцессу и её возлюбленного в металлические статуэтки и оброс бородой и служанок принцессы.
Во время своего пребывания у герцога Санчо становится правителем вымышленного острова. Он правит десять дней, пока его не ранят во время набега, который герцог и герцогиня устроили для своего развлечения. Санчо считает, что лучше быть счастливым тружеником, чем несчастным правителем.
Молодая служанка в доме герцогини влюбляется в Дон Кихота, но он остаётся верным поклонником Дульсинеи. Их так и не завязавшийся роман до конца забавляет придворных. Наконец, Дон Кихот снова отправляется в путь, но его гибель наступает быстро. Вскоре после его прибытия в Барселону рыцарь Белой Луны – на самом деле старый друг, который замаскировался – похищает его.
Сервантес излагает историю Дон Кихота как историю, которую, как он утверждает, он перевёл с рукописи, написанной мавром по имени Сиде Хамете Бененгели. Сервантес становится участником своего собственного вымысла, даже позволяя Санчо и Дон Кихоту изменять свои собственные истории и негативно отзываться о фальшивой истории, опубликованной от их имени.
В конце концов, избитый и измученный Дон Кихот отказывается от всех рыцарских истин, которым он так горячо следовал, и умирает от лихорадки. С его смертью рыцари-отступники вымирают. Бененгели возвращается в конце романа, чтобы сказать нам, что иллюстрация гибели рыцарства была его главной целью при написании истории Дон Кихота.
Темы
Перспектива и повествование
Дон Кихот», состоящий из трёх различных частей, представляет собой богатое исследование возможностей повествования. Первый из этих разделов, включающий главу о первой экспедиции Дон Кихота, функционирует главным образом как пародия на современные романтические сказки.
Второй раздел, составляющий остальную часть Первой части, написан под видом истории, в исторической манере и с эпизодическим разбиением глав, тщательно документируя события каждого дня.
Третий раздел, который охватывает Вторую часть романа, отличается тем, что он написан как более традиционный роман, организованный по эмоциональному и тематическому содержанию и наполненный развитием характеров.
В первом разделе Сервантес один излагает историю, используя прямой стиль повествования. Во второй части Сервантес сообщает нам, что он переводит рукопись Циде Хамете Бененгели, и часто прерывает повествование, чтобы упомянуть Бененгели и внутренние несоответствия в рукописи Бененгели. Здесь Сервантес использует Бененгели главным образом для того, чтобы подкрепить своё утверждение о том, что рассказ является подлинной историей.
В третьей части, однако, Сервантес входит в роман как персонаж – как совокупность Бененгели и Сервантеса-автора. Сами персонажи, зная о том, что о них написаны книги, пытаются изменить содержание последующих изданий. Эта сложная и самореферентная структура повествования оставляет нас несколько дезориентированными, неспособными определить, какие сюжетные линии являются внутренними, а какие – фактическими. Эта дезориентация вовлекает нас непосредственно в повествование и подчёркивает вопрос о здравомыслии, возникающий на протяжении всего романа.
Если такой безумец, как Дон Кихот, может написать свою собственную историю, мы задаёмся вопросом, что может помешать нам сделать то же самое. Во второй части Сервантес даёт нам много причин сомневаться в этом. Однако в третьей части, когда нам становится известно о другой якобы ложной версии романа и о втором Дон Кихоте, мы теряем всякую опору и не имеем иного выбора, кроме как отдаться на волю истории и поверить Сервантесу.
Однако, уже дав нам основания не доверять ему, Сервантес заставляет нас усомниться в фундаментальных принципах повествования, так же как Кихот заставляет своих современников усомниться в их образе жизни и принципах. Таким образом, форма романа отражает его функцию, создавая вселенную, в которой Сервантес развлекает и наставляет нас, манипулируя нашими предубеждениями, чтобы заставить нас изучить их более тщательно.
Несовместимые системы морали
Дон Кихот пытается стать плотским и кровавым примером рыцаря-отступника, пытаясь заставить своих современников признать собственную неспособность поддерживать старую систему морали, рыцарский кодекс. Этот конфликт между старым и новым заходит в абсолютный тупик: никто не понимает Дон Кихота, и он не понимает никого. Только простодушный Санчо, обладающий как самодовлеющими желаниями, так и элементарным пониманием морали, может стать посредником между Дон Кихотом и остальным миром. Санчо часто придерживается морали своего времени, но затем удивляет нас, демонстрируя веру в анахроничную рыцарскую мораль.
В первой части романа мы видим тупик, в который зашли Дон Кихот и окружающие его люди. Дон Кихот не может, например, понять рациональную перспективу и цели священника, а вера Дон Кихота в чары кажется священнику нелепой.
Однако ближе к концу второй части Сервантес идёт на компромисс между этими двумя, казалось бы, несовместимыми системами морали, позволяя воображаемому миру Дон Кихота и обыденному миру герцога и герцогини проникнуть друг в друга. По мере того как эти два мира начинают смешиваться, мы начинаем видеть преимущества и недостатки каждого из них. В конечном итоге Санчо одерживает верх, с одной стороны, придерживаясь своих вечных афоризмов и аскетической дисциплины, а с другой – используя свои рациональные способности, чтобы приспособиться к современности.
Различие между классом и достоинством
Проведение различия между классом и достоинством человека было довольно радикальной идеей во времена Сервантеса. В «Дон Кихоте» Сервантес нападает на общепринятое представление о том, что аристократы автоматически становятся респектабельными и благородными. Контраст между бездумной злобой герцога и герцогини и тревожным состраданием Санчо подчёркивает эту проблему класса. Несмотря на свой низкий социальный статус, крестьянин Санчо мудр и вдумчив.
Подобным образом, ничтожные козопасы и пастухи часто выглядят философами. Напротив, космополиты или аристократы, такие как герцог и герцогиня, часто легкомысленны и недоброжелательны. Подчёркивание Сервантесом этих различий между классом и достоинствами является основной причиной того, что «Дон Кихот» был таким революционным произведением в своё время.
Список персонажей
Дон Кихот
Трагикомический герой романа. Главное стремление Дон Кихота – возродить рыцарство в мире, лишённом рыцарских добродетелей и ценностей. Он верит только в то, во что хочет верить, и видит мир совсем не так, как большинство людей. Честный, достойный, гордый и идеалистичный, он хочет спасти мир. Дон Кихот, столь же умный, сколь и безумный, начинает как абсурдная и изолированная фигура, а заканчивает как жалкий и милый старик, чья сила и мудрость подвели его.
Главный герой романа Дон Кихот – это исхудавший джентльмен средних лет, который, сойдя с ума от чтения слишком большого количества книг о рыцарях, решает отправиться в великое приключение, чтобы завоевать честь и славу во имя своей выдуманной возлюбленной Дульсинеи. Дон Кихот жаждет ощущения цели и красоты – двух вещей, которых, по его мнению, не хватает миру, – и надеется навести порядок в бурлящем мире, восстановив рыцарский кодекс рыцарей-отступников. Поначалу благие намерения Дон Кихота приносят только вред тем, кого он встречает, поскольку он в большинстве своём не способен видеть мир таким, каков он есть на самом деле.
По мере развития романа Дон Кихот с помощью своего верного оруженосца Санчо постепенно отличает реальность от картин в своей голове. Тем не менее, вплоть до своей последней болезни, вызвавшей расстройство рассудка, он остаётся верен своим рыцарским представлениям о добре и зле. Даже когда его зрение проясняется настолько, что ему становится ясно, что трактиры, которые он видит, – это просто трактиры, а не замки, как он считал раньше, он никогда не отказывается от своей абсолютной уверенности в том, что Дульсинея может спасти его от всех несчастий.
Более того, даже когда Дон Кихот вынужден оставить рыцарство, он делает это в духе рыцарства, придерживаясь своей клятвы и принимая отставку как часть условий своего поражения от рук Рыцаря Белой Луны. Однако, несмотря на свои заблуждения, Дон Кихот обладает неистовым умом и временами кажется здравомыслящим. Он убедительно и лаконично рассуждает о литературе, военном деле, правительстве и других темах.
Ни один анализ характера Дон Кихота не может адекватно объяснить раскол между его безумием и здравомыслием. Он остаётся загадкой на протяжении всего романа, персонажем, которого нам трудно идентифицировать и сочувствовать ему. Мы можем увидеть в Дон Кихоте хитрость и подумать, что он действительно знает, что происходит вокруг него, и что он просто предпочитает игнорировать мир и последствия своих катастрофических действий.
Несколько раз в романе Сервантес подтверждает это подозрение, что Дон Кихот может знать больше, чем признается. Поэтому, когда в конце романа Дон Кихот вдруг объявляет себя в здравом уме, мы удивляемся его способности так быстро избавиться от безумия и задаёмся вопросом, не притворился ли он хотя бы частично. С другой стороны, мы можем рассматривать характер Дон Кихота как предупреждение о том, что даже самый умный и практичный человек может стать жертвой собственной глупости.
Более того, мы можем рассматривать приключения Дон Кихота как предупреждение о том, что рыцарство – или любой другой устаревший набор ценностей – может привести как к положительным, так и к отрицательным результатам. Учитывая социальные потрясения того периода, в который писал Сервантес, последнее прочтение особенно привлекательно. Тем не менее, все эти прочтения характера Дон Кихота действуют в романе.
Санчо Панса
Крестьянин-рабочий – жадный, но добрый, верный, но трусливый – которого Дон Кихот берет себе в оруженосцы. Представитель простого люда, Санчо является противопоставлением Дон Кихоту и практически всем другим персонажам романа. Его крестьянская мудрость, выраженная в пословицах, и самоотверженное христианское поведение оказываются самым проницательным и благородным мировоззрением в романе. Он испытывает восторженную любовь к Дон Кихоту, но становится самоуверенным и дерзким, а в конце романа даёт советы своему господину в вопросах глубокой личной философии.
Простой крестьянин, который следует за Дон Кихотом из жадности, любопытства и преданности, Санчо – единственный персонаж романа, который существует как внутри, так и вне безумного мира Дон Кихота. Другие персонажи подыгрывают безумию Дон Кихота и используют его, но Санчо часто живёт в нём и обожает его, иногда полностью погружаясь в безумие. С другой стороны, он часто попрекает Дон Кихота за то, что тот полагается на фантазии; в этом смысле он – рапира Дон Кихота. В то время как Дон Кихот слишком серьёзен для своего собственного блага, Санчо обладает быстрым чувством юмора. В то время как Дон Кихот внимает женщине, которую никогда не видел, Санчо искренне любит свою жену Терезу. В то время как Дон Кихот обманывает себя и других, Санчо лжёт только тогда, когда это ему выгодно.
Живя и в мире Дон Кихота, и в мире его современников, Санчо способен создать свою собственную нишу между ними. Он воплощает в себе хорошие и плохие стороны как нынешней эпохи, так и ушедших рыцарских времён. Он проявляет недостатки, присущие большинству здравомыслящих персонажей романа, но в нём есть скрытая черта благородства и сострадания, которой так не хватает остальным. Санчо не разделяет безумной веры Дон Кихота в рыцарские добродетели, но он избегает другой крайности, приравнивающей силу к чести.
Хотя Санчо в начале романа больше похож на современников, против которых восстаёт Дон Кихот, в конце концов он отказывается от увлечения этими условностями и приходит к тому, чтобы жить достойно и счастливо в своём простом положении в жизни. Поэтому он предстаёт как персонаж с наиболее разнообразной перспективой и мудростью, который учится у окружающего мира благодаря своему постоянному любопытству. Хотя Санчо является привлекательным персонажем на многих уровнях, именно любопытство во многом определяет нашу связь с ним. Он наблюдает и размышляет о Дон Кихоте, позволяя нам судить о Дон Кихоте. Санчо очеловечивает историю, привнося в неё достоинство и уравновешенность, а также юмор и сострадание.
Через Санчо Сервантес критикует непродуманное уравнение класса и ценности. Хотя Санчо невежественен, неграмотен, труслив и глуп, он, тем не менее, проявляет себя как мудрый и справедливый правитель, лучший правитель, чем образованный, богатый и аристократичный герцог. К тому времени, когда Санчо в последний раз возвращается домой, он обретает уверенность в себе и в своей способности решать проблемы, несмотря на свой низший статус. Санчо часто напоминает своим слушателям, что Бог знает, что он имеет в виду. Этим высказыванием он показывает, что вера в Бога может быть той гуманизирующей силой, которая отличает по-настоящему благородных людей, даже если они имеют низшее классовое происхождение.
Росинант
Амбарная лошадь Дон Кихота. Росинант медлителен, но верен, и он так же измотан, как и Дон Кихот.
Даппл
Осел Санчо. Исчезновение и повторное появление Даппла является предметом многочисленных споров как в самой повести, так и в литературной критике, посвящённой Дон Кихоту.
Сиде Хамете Бененгели
Вымышленный писатель мавританского происхождения, с рукописей которого Сервантес якобы переводит роман. Сервантес использует фигуру Бененгели, чтобы прокомментировать идеи авторства и литературы, рассмотренные в романе, а также для критики историков. Мнения Бененгели, закреплённые в его так называемом историческом тексте, показывают его презрение к тем, кто пишет о рыцарстве лживо и приукрашенно.
Дульсинея дель Тобосо
Невидимая сила, движущая всеми приключениями Дон Кихота. Дульсинея, крестьянка, которую Дон Кихот считает своей возлюбленной, не знает о его рыцарской преданности ей. Хотя она постоянно упоминается и занимает центральное место в романе, она никогда не появляется как физический персонаж.
Сервантес
Предполагаемый переводчик исторического романа Бененгели, который в ключевых моментах вмешивает своё мнение в роман. Сервантес намеренно создаёт впечатление, что не он придумал характер Дон Кихота. Как и Бененгели, Сервантес не присутствует физически, но, тем не менее, является персонажем. Своими прологами, посвящениями и изобретением Бененгели Сервантес усиливает самореферентный характер романа и заставляет нас задуматься о цели и ограничениях литературы.
Герцог и герцогиня
Жестокие и надменные зачинщики приключений, которые занимают Дон Кихота на протяжении большей части второй части романа. Скучные и снобистские герцог и герцогиня притворно интересуются Дон Кихотом и Санчо, но постоянно разыгрывают их ради своего развлечения. Герцог и герцогиня тратят так много денег и усилий на свои уловки, что кажутся такими же безумными, как Дон Кихот.
Альтисидора
Грубая служанка герцогини. Альтисидора притворяется, что любит Дон Кихота, высмеивая его представление о романтической любви.
Сэмпсон Карраско
Язвительный студент из деревни Дон Кихота. Сначала Сампсон насмехается над Дон Кихотом, но проигрывает ему в бою, после чего посвящает себя мести. Самодовольный и забитый, Сампсон не понимает часто игривой природы безумия Дон Кихота.
Священник
Друг Дон Кихота. Священник не одобряет вымышленные книги, которые, по его мнению, негативно влияют на общество. Тем не менее, ему так нравятся рыцарские истории, что он не может их выбросить. Более того, несмотря на свою социальную сознательность, он иногда наслаждается безумием Дон Кихота.
Цирюльник
Друг Дон Кихота, который признает безумие Кихота, но вмешивается только для того, чтобы помочь священнику осуществить его планы. Парикмахер категорически не одобряет рыцарство Дон Кихота.
Тереза Панса
Добросердечная жена Санчо. Тереза говорит пословицами, проявляя больше мудрости, чем большинство других персонажей. Неамбициозная, но немного жадная, она терпит подвиги Санчо и поддерживает его своими молитвами.
Карденио
Благородный человек, которого свели с ума неверность его жены Люсинды и предательство герцога Фердинанда. Карденио – квинтэссенция романтического любовника.
Люсинда
Жена Карденио. Тихая и прекрасная, Люсинда – образец придворной женщины. Покорная и невинная, она обязана родителям и своему любовнику.
Фердинанд
Заносчивый молодой герцог, который без зазрения совести крадёт Люсинду у Карденио.
Доротея
Верная и настойчивая любовь Фердинанда. Доротея нарушает традиции, чтобы выследить Фердинанда, когда он берет её целомудрие, но отказывается жениться на ней. Обманчивая и хитрая, умная и агрессивная, Доротея не является типичным женским персонажем своего времени.
Графиня Трифальди
Вымышленная служанка, попавшая в беду, за которую выдаёт себя управляющий герцога. Душещипательная история графини отправляет Дон Кихота и Санчо в экспедицию на деревянном коне. Она смешна и фантастична, как никто другой, кроме Дон Кихота.
Гинес де Пасамонте
Неблагодарный галерный раб, которого Дон Кихот освобождает. Гинес появляется в основном для комического облегчения, но его оправдания своих преступлений заставляют нас более критично отнестись к оправданиям Дон Кихота его преступлений.
Роке Гинарт
Рыцарственный разбойник. По своей природе противоречивый, Роке верит в справедливость и щедрость, но убивает своего подчинённого, который оспаривает его щедрость по отношению к другим.
- Многоязычный «Дон Кихот» как средство объединения людей разных национальностей
- «Дон Кихот» в Мариинском театре от французского режиссёра Янниса Коккоса
- Писатель Хуан Гойтисоло удостоен премии Сервантеса
- В Институте Сервантеса состоялась премьера фильма «Заговор сумасшедших» Альгиса Арлаускаса
- «Emplumada» Лорны Ди Сервантес
- «451 градус по Фаренгейту», краткое содержание
- «Над пропастью во ржи», краткое содержание
- «Убить пересмешника», краткое содержание
Комментирование недоступно Почему?