«Убить пересмешника», краткое содержание читать ~35 мин.
«Убить пересмешника» – роман Харпер Ли, получивший Пулитцеровскую премию в 1961 году, о взглядах ребёнка на расу и справедливость на Юге США времён депрессии. Книга и сейчас продаётся тиражом, превышающим миллионом экземпляров в год, а Скаут (главная героиня) остаётся одним из самых любимых персонажей американской художественной литературы.
Роман «Убить пересмешника» Харпер Ли написан в 1930-х годах в небольшом городке штата Алабама, повествование ведётся от лица Скаут Финч, молодой девушки, которая узнает о расовых предрассудках и несправедливости через своего отца, Аттикуса Финча, адвоката, защищающего чернокожего мужчину, обвинённого в изнасиловании белой женщины. Несмотря на доказательства невиновности мужчины, его осуждают, что приводит к трагическому исходу для него и его семьи и заставляет Скаут и её брата Джема столкнуться с суровыми реалиями их общества.
Скаут Финч сама ведёт повествование от первого лица, оглядываясь назад через неопределённое количество лет после событий романа, рассказывая о том, что она видела и слышала в то время, и дополняя это повествование мыслями и оценками своего опыта в ретроспективе. Хотя она ни в коем случае не является всезнающим рассказчиком, за прошедшие годы она значительно повзрослела и часто неявно и с юмором комментирует наивность, которую она проявляла в своих мыслях и поступках, будучи молодой девушкой. Скаут в основном рассказывает о своих собственных мыслях, но также уделяет много времени пересказу и анализу мыслей и поступков Джема.
Сюжет
Скаут Финч живёт со своим братом Джемом и овдовевшим отцом Аттикусом в сонном алабамском городке Мейкомб. Мейкомб переживает Великую депрессию, но Аттикус – выдающийся адвокат, и семья Финчей достаточно обеспечена по сравнению с остальным обществом. Однажды летом Джем и Скаут подружились с мальчиком по имени Дилл, который приехал жить на лето в их район, и троица вместе разыгрывает истории. В конце концов, Дилл увлекается жутким домом на их улице, который называется Рэдли Плейс. Дом принадлежит мистеру Натану Рэдли, брат которого, Артур (по прозвищу Бу), живёт там уже много лет, не выходя на улицу.
Этой осенью Скаут впервые идёт в школу, и она ей очень не нравится. Они с Джемом находят подарки, видимо, оставленные для них в сучке дерева на участке Рэдли. На следующее лето Дилл возвращается, и он, Скаут и Джем начинают разыгрывать историю о Бу Рэдли. Аттикус останавливает их выходки, призывая детей попытаться посмотреть на жизнь с точки зрения другого человека, прежде чем выносить суждения. Но в последнюю ночь Дилла в Мэйкомбе на лето они пробираются на участок Рэдли, где Натан Рэдли стреляет в них. Джем теряет свои штаны во время последующего бегства. Когда он возвращается за ними, то находит их починенными и перевешенными через забор.
Следующей зимой Джем и Скаут находят на ёлке ещё подарки, предположительно оставленные таинственным Бу. В конце концов Натан Рэдли заделывает сучок цементом. Вскоре после этого в доме другого соседа вспыхивает пожар, и во время пожара кто-то набрасывает одеяло на плечи Скаут, которая наблюдает за пламенем. Убедившись, что это сделал Бу, Джем рассказывает Аттикусу о починенных штанах и подарках.
К неудовольствию белой расистской общины Мэйкомба, Аттикус соглашается защищать чернокожего Тома Робинсона, обвинённого в изнасиловании белой женщины. Из-за решения Аттикуса Джем и Скаут подвергаются жестокому обращению со стороны других детей, даже когда они празднуют Рождество в семейном комплексе в Финчс-Лэндинге. Кэлпурния, чернокожая кухарка семьи Финчей, водит их в местную чёрную церковь, где тёплое и сплочённое сообщество принимает детей.
Сестра Аттикуса, Александра, приезжает жить к Финчам на следующее лето. Дилл, который должен был жить со своим «новым отцом» в другом городе, сбегает и приезжает в Мейкомб. Начинается суд над Томом Робинсоном, и когда обвиняемого помещают в местную тюрьму, собирается толпа, чтобы линчевать его. Аттикус противостоит толпе в ночь перед судом. Джем и Скаут, которые тайком выбрались из дома, вскоре присоединяются к нему. Скаут узнает одного из мужчин, и её вежливый вопрос о его сыне заставляет его разогнать толпу.
На самом суде дети сидят на «цветном балконе» вместе с чернокожими жителями города. Аттикус приводит чёткие доказательства того, что обвинители, Майелла Юэлл и её отец Боб, лгут: на самом деле Майелла сделала предложение Тому Робинсону, была поймана отцом, а затем обвинила Тома в изнасиловании, чтобы скрыть свой стыд и вину. Аттикус приводит впечатляющие доказательства того, что следы на лице Майеллы – это раны, нанесённые её отцом; обнаружив её с Томом, он назвал её шлюхой и избил.
И все же, несмотря на значительные доказательства невиновности Тома, белое жюри присяжных признает его виновным. Позднее невиновный Том пытается бежать из тюрьмы и погибает от пули. После суда вера Джема в справедливость сильно пошатнулась, и он впал в уныние и сомнения.
Несмотря на приговор, Боб Юэлл чувствует, что Аттикус и судья выставили его дураком, и клянётся отомстить. Он угрожает вдове Тома Робинсона, пытается проникнуть в дом судьи и, наконец, нападает на Джема и Скаут, когда они идут домой с вечеринки в честь Хэллоуина. Однако Бу Рэдли вмешивается, спасает детей и во время борьбы смертельно ранит Юэлла ножом. Бу несёт раненого Джема обратно в дом Аттикуса, где шериф, чтобы защитить Бу, настаивает на том, что Юэлл споткнулся о корень дерева и упал на свой собственный нож. Посидев некоторое время со Скаут, Бу снова исчезает в доме Рэдли.
Позже Скаут чувствует, что наконец-то может представить, какова жизнь Бу. Наконец-то он стал для неё человеком. Осознав это, Скаут выполняет совет отца проявлять сочувствие и понимание и показывает, что пережитые ею ненависть и предрассудки не запятнают её веру в человеческую доброту.
Анализ
В романе «Убить пересмешника» рассказывается история перехода юной рассказчицы от невинности к опыту, когда её отец сталкивается с расистской системой правосудия на сельском Юге времён депрессии. Наблюдая за судом над Томом Робинсоном, чернокожим, несправедливо обвинённым в изнасиловании, Скаут, рассказчица, получает представление о своём городе, своей семье и самой себе. Несколько эпизодов в романе заставляют Скаут столкнуться со своими убеждениями, особенно когда Тома осуждают, несмотря на его явную невиновность. Скаут сталкивается с собственными предрассудками, встречаясь с Бу Рэдли, таинственным замкнутым человеком, которого Скаут сначала считает пугающим существом, похожим на привидение.
Развязка романа наступает, когда Бу спасает Скаут и её брата, и Скаут понимает, что Бу – вполне человеческое, благородное существо. В то же время Скаут переживает неизбежное разочарование, когда перед ней открывается реальность человеческой природы. Укоренившийся расизм в её городе, несправедливое осуждение и убийство Тома Робинсона, злой умысел Боба Юэлла – все это заставляет Скаут признать социальное неравенство и тёмные стороны человеческой натуры. На протяжении всей книги её отец, Аттикус, олицетворяет мораль и справедливость, но по мере того, как Скаут становится все более чувствительной к окружающим, она видит последствия его борьбы за то, чтобы оставаться исключительно добрым в скомпрометированном мире.
Книга открывается обрамляющим приёмом, в котором упоминается брат Скаут, Джем, сломавший руку, когда ему было тринадцать лет. Скаут говорит, что она объяснит события, приведшие к этой травме, но не знает, с чего начать, поднимая вопрос о влиянии прошлого на настоящее.
Проследив историю своей семьи и описав, как её отец, Аттикус, стал прокурором Мейкомба, штат Алабама, она начинает своё повествование почти за три года до происшествия, когда ей «почти шесть», а Джему «почти десять». Она представляет Мейкомб как сонный, бедный городок, всё ещё укоренённый в ритмах и ритуалах прошлого. Она с любовью характеризует город как идеальное место для детства, где Скаут и её брат играют на улице целыми днями летом. Эти начальные сцены безопасности и невинности позже противопоставляются её более зрелым, тонким описаниям тёмных сторон городка и цены его привязанности к прошлому.
В следующих главах Скаут рассказывает ряд забавных историй, знакомящих нас с главными героями книги и устанавливающих социальный порядок в городе. По настоянию своего друга Дилла Скаут и Джем пытаются выманить из дома своего таинственного соседа Бу Рэдли.
Бу живёт как узник в собственном доме после того, как в подростковом возрасте попал в беду; когда ему было за тридцать, он ранил своего отца в ногу ножницами. Он стал фигурой местных сплетен и домыслов, а детей пугает и завораживает его кажущаяся чудовищной, призрачная природа. Когда Скаут поступает в школу, мы знакомимся с Уолтером Каннингемом, сыном бедной, но гордой семьи фермеров.
Когда Уолтер приходит на обед в дом Скаут, Скаут получает выговор за то, что высмеяла его манеры поведения за столом, что является одним из первых уроков сопереживания. Другой ребёнок в школе, Беррис Юэлл, знакомит нас с семьёй Юэллов, которая в дальнейшем будет занимать важное место в книге. Юэллы – злобный, асоциальный клан, который полагается на государственную помощь и отправляет своих детей в школу только один день в году, чтобы избежать инспектора по прогулам. Беррис угрожает учителю насилием, предвещая жестокое нападение своего отца позже в книге. Отец Берриса, Боб, олицетворяет расизм и жестокое прошлое Юга и является антагонистом книги.
Подстрекательский инцидент в «Убить пересмешника» происходит в девятой главе, когда Скаут узнает от других детей, что её отец защищает чернокожего Тома Робинсона, обвинённого в нападении на белую женщину Майеллу Юэлл.
Когда соседка Скаут и Джема, миссис Дюбоуз, словесно издевается над детьми по поводу работы их отца, Джем в отместку уничтожает её сад. В качестве наказания его заставляют читать миссис Дюбоуз, и Аттикус узнает, что она морфинистка, решившая побороть свою зависимость перед смертью.
Этот эпизод развивает идею сопереживания другим людям через понимание их ситуаций. Он также вводит понятие храбрости как следования принципу ценой больших личных усилий. Восхищение Аттикуса решимостью миссис Дюбоуз умереть «свободной» позже находит отклик в восхищении Скаут его убеждённостью в своих ценностях даже ценой потенциальной личной безопасности. Эта убеждённость проявляется, когда он проводит ночь, охраняя тюремную камеру Тома.
Белая община Мейкомба возмущена и пытается линчевать Тома, но Скаут спасает Тома и Аттикуса, прервав попытку линчевания и нечаянно напомнив толпе об их собственных детях. Хотя она играет центральную роль в этом событии, она не до конца понимает его последствия. Это сочетание наивности и внимательного наблюдения характеризует повествование Скаут на протяжении всей книги.
Кульминация книги наступает в конце суда над Томом и оглашения вердикта присяжных. На суде Скаут и Джем пробираются внутрь и садятся вместе с чернокожими зрителями, хотя Аттикус запретил им присутствовать. В свою защиту Аттикус доказывает, что Том физически не мог напасть на Майеллу, и предполагает, что на самом деле Майелла обратилась к Тому за сексом, а отец Майеллы, Боб, избил её, когда увидел их вместе.
Расспрашивая Майеллу об обстоятельствах её семьи, Аттикус рисует более мрачный и тревожный портрет Мэйкомба, чем предыдущие описания города, сделанные Скаут, показывая экономическое неравенство между относительно комфортными семьями, такими как Финчи, и обедневшими Юэллами. Несмотря на защиту Аттикуса и подразумеваемую уверенность судьи в невиновности Тома, присяжные признают Тома виновным, что является кульминационным моментом, переворачивающим наши ожидания, что добро победит зло.
Скаут потрясена приговором, и контраст между её удивлением и отставкой отца показывает, сколько иллюзий о мире Скаут ещё предстоит потерять. Позже Тома застрелили при попытке бежать из тюрьмы. Это событие подчёркивает, насколько основательно система правосудия подвела Тома и чёрную общину Мэйкомба. И Скаут, и Джем должны примирить своё новое понимание мира с идеализмом и высокими моральными стандартами своего отца.
Действие книги происходит на Хэллоуин, через несколько месяцев после суда. Несмотря на обвинительный приговор и смерть Тома, Боб Юэлл чувствует себя униженным событиями суда и жаждет отомстить вдове Тома, а также судье. После конкурса на Хэллоуин Боб нападает на Скаут и Джема, сломав Джему руку. Бу Рэдли спасает их, убив Боба его собственным ножом.
Появление Бу показывает, что община может быть мощной защитной силой, смягчая социальную критику судебного процесса. Однако затворничество Бу и решение Аттикуса сказать, что Боб Юэлл упал на свой собственный нож, также показывают, что эти два человека всё ещё воспринимают общину как рискованную, потенциально разрушительную сущность.
Доброта Бу несколько восстанавливает веру Скаут в человечество, а её утверждение, что «ничего по-настоящему страшного нет только в книгах», говорит о том, что она готова встретить мир с новым, взрослым пониманием его сложностей. Разрешение романа предполагает, что с человечеством все будет в порядке, пока мы помним, что нужно видеть друг в друге личность и сопереживать её взглядам.
Хотя концовка подразумевает, что Скаут совершила значительную и благотворную трансформацию на протяжении романа, Ли оставляет нерешённой большую проблему институционализированного расизма и экономического неравенства на Юге.
Темы
Сосуществование добра и зла
Самой важной темой романа «Убить пересмешника» является исследование моральной природы человека, то есть вопроса о том, являются ли люди по сути добрыми или злыми. Роман подходит к этому вопросу, драматизируя переход Скаут и Джема от перспективы детской невинности, в которой они полагают, что люди добры, потому что никогда не видели зла, к более взрослой перспективе, в которой они столкнулись со злом и должны включить его в своё понимание мира.
В результате этого изображения перехода от невинности к опыту, одна из важных подтем книги связана с угрозой, которую ненависть, предрассудки и невежество представляют для невинных: такие люди, как Том Робинсон и Бу Рэдли, не готовы к злу, с которым они сталкиваются, и в результате они погибают. Даже Джем в какой-то степени становится жертвой, открыв для себя зло расизма во время и после суда. Если Скаут удаётся сохранить свою веру в человеческую природу, несмотря на приговор Тома, то вера Джема в справедливость и в человечество сильно подорвана, и он впадает в состояние разочарования.
Моральный голос в романе «Убить пересмешника» воплощает Аттикус Финч, который практически уникален в романе тем, что он пережил и понял зло, не потеряв при этом веры в человеческую способность к добру. Аттикус понимает, что, вместо того чтобы быть просто созданиями добра или созданиями зла, большинство людей обладают как хорошими, так и плохими качествами.
Важно ценить хорошие качества и понимать плохие, относясь к другим с сочувствием и пытаясь увидеть жизнь с их точки зрения. Он пытается преподать этот главный моральный урок Джему и Скаут, чтобы показать им, что можно жить по совести, не теряя надежды и не становясь циником. Таким образом, Аттикус способен восхищаться мужеством миссис Дюбоуз, даже осуждая её расизм.
Прогресс Скаут как персонажа в романе определяется её постепенным развитием к пониманию уроков Аттикуса, кульминацией которого становится то, что в последних главах Скаут наконец-то воспринимает Бу Рэдли как человека. Ее обретённая способность смотреть на мир с его точки зрения гарантирует, что она не станет уязвлённой, когда потеряет свою невинность.
Важность нравственного воспитания
Поскольку исследование больших моральных вопросов в романе происходит с точки зрения детей, воспитание детей обязательно участвует в развитии всех тем романа.
В некотором смысле, сюжет романа прослеживает нравственное воспитание Скаут, и тема того, как воспитывают детей – как их учат переходить от невинности к взрослости – повторяется на протяжении всего романа (в конце книги Скаут даже говорит, что она выучила практически все, кроме алгебры). Эта тема наиболее ярко раскрывается в отношениях между Аттикусом и его детьми, поскольку он посвящает себя воспитанию социальной совести у Джема и Скаут.
Сцены в школе представляют собой прямой контрапункт к эффективному воспитанию Аттикусом своих детей: Скаут часто сталкивается с учителями, которые либо разочаровывающе нечувствительны к нуждам детей, либо морально лицемерны. Как и в случае с другими моральными темами «Убить пересмешника», вывод романа об образовании заключается в том, что самые важные уроки – это уроки сочувствия и понимания, и что сочувственный, понимающий подход – лучший способ преподать эти уроки.
Таким образом, способность Аттикуса поставить себя на место своих детей делает его прекрасным учителем, в то время как жёсткая приверженность мисс Кэролайн методикам воспитания, которые она изучала в колледже, делает её неэффективной и даже опасной.
Существование социального неравенства
Различия в социальном статусе исследуются в основном через слишком сложную социальную иерархию Мэйкомба, тонкости и нюансы которой постоянно ставят детей в тупик. Относительно обеспеченные Финчи стоят на вершине социальной иерархии Мэйкомба, а большинство горожан – ниже их.
Сельские фермеры, такие как Каннингемы, находятся ниже горожан, а Юэллы – ниже Каннингемов. Но чёрная община Мэйкомба, несмотря на обилие восхитительных качеств, стоит ниже даже Юэллов, что позволяет Бобу Юэллу компенсировать свою неважность преследованием Тома Робинсона. Эти жёсткие социальные разделения, составляющие большую часть мира взрослых, показаны в книге как иррациональные и разрушительные. Например, Скаут не может понять, почему тётя Александра отказывается позволить ей вступить в связь с молодым Уолтером Каннингемом.
Ли использует недоумение детей по поводу неприятных наслоений общества Мэйкомба, чтобы критически оценить роль классового статуса и, в конечном счёте, предрассудков в человеческом общении.
Предрассудки
Дискуссии о предрассудках в целом и расизме в частности занимают центральное место в романе «Убить пересмешника». Конфликты, связанные с расизмом, определяют некоторые из самых захватывающих и запоминающихся сцен в романе. Расовый конфликт является причиной двух драматических смертей, которые происходят в романе. С одной стороны, «Убить пересмешника» представляет собой упрощённый и моралистичный взгляд на расовые предрассудки. Белые люди, которые являются расистами, плохие, а белые люди, которые не являются расистами, хорошие. Аттикус рискует своей репутацией, своим положением в обществе и, в конечном счёте, безопасностью своих детей, потому что он не расист, а значит, хороший.
Боб Юэлл ложно обвиняет чернокожего в изнасиловании, публично плюёт на Аттикуса и пытается убить ребёнка, потому что он расист, а значит, плохой. В романе «Убить пересмешника» делается попытка рассмотреть некоторые сложности жизни в расистском обществе. И Скаут, и Джем сталкиваются со всем – от неприятностей до убийственной враждебности, когда они узнают, как сопротивление их семьи расовым предрассудкам поставило их в оппозицию к обществу в целом.
Трактовка предрассудков в романе «Убить пересмешника» упрощена не только с точки зрения морали, но и с точки зрения перспективы. Читая роман, можно подумать, что расизм – это проблема, которая существует между образованными, финансово стабильными, нравственными белыми людьми и невежественными, грязными бедными, порочными белыми людьми.
Чернокожие герои романа редко высказываются на тему расизма. Если они и высказываются, то в основном в форме благодарности добрым белым людям города, а не в форме гнева, разочарования, сопротивления или враждебности по отношению к культуре расизма. Когда автор представляет чернокожих героев как пытающихся противостоять расистскому произволу, она показывает, что они делают это, избегая или отступая, как, например, когда Том Робинсон пытается бежать из тюрьмы или когда Хелен Робинсон идёт через лес, чтобы не проходить мимо дома Юэлла.
Чернокожие персонажи в романе никогда не реагируют на расизм активно и почти не реагируют на него реактивно. Когда чернокожий персонаж критикует белых людей, как, например, когда Лула бросает вызов Кальпурнии за то, что та привела Джема и Скаута в чёрную церковь, она подвергается остракизму со стороны остальной части чёрной общины, предполагая, что её жалобы на белых людей необоснованны.
Закон
Хотя суд над Томом Робинсоном занимает всего одну десятую часть книги, он представляет собой центр повествования, вокруг которого вращается остальная часть романа. Этот процесс, по-видимому, задуман как обвинительный акт против правовой системы, по крайней мере, в том виде, в котором она существует в городе Мейкомб. С процедурной точки зрения судья ведёт процесс правильно.
Адвокаты выбирают присяжных обычным способом, и защита и обвинение приводят свои доводы. Но полностью белые присяжные не интерпретируют доказательства в соответствии с законом, а применяют свои собственные предрассудки, чтобы определить исход дела. Обвинительный приговор Тому Робинсону служит примером ограниченности закона и заставляет читателя пересмотреть значение слова «справедливый» во фразе «справедливый суд». Хотя Аттикус понимает, что правовая система несовершенна, он твёрдо верит в судебный процесс.
В то же время Аттикус считает, что закон должен применяться по-разному к разным людям. Он объясняет Скаут, что, поскольку у неё хорошая жизнь, полная возможностей, она должна полностью подчиняться закону, но он предполагает, что есть и другие люди, у которых жизнь намного труднее и возможностей намного меньше, и что бывают случаи, когда нужно позволить этим людям нарушать закон в малой степени, чтобы они не пострадали от применения закона.
Ложь
В основе романа «Убить пересмешника» лежат две лжи. Майелла Юэлл говорит, что Том Робинсон изнасиловал её, а Хэк Тейт утверждает, что Боб Юэлл случайно зарезал себя. Первая ложь уничтожает невинного человека, занимающего шаткое социальное положение в Мэйкомбе из-за своей расы. Вторая ложь предотвращает уничтожение невинного человека, который занимает шаткое социальное положение в Мэйкомбе из-за своей крайней затворнической позиции.
Взятые вместе, эти две лжи отражают, как обман может быть использован для причинения вреда или для защиты. Эти две лжи также показывают, как наиболее уязвимые члены общества могут быть наиболее глубоко затронуты историями, которые люди рассказывают о них. Социальный статус также определяет, кому разрешено говорить ложь. Во время суда прокурор Гораций Гилмер сталкивается с Томом Робинсоном и спрашивает Тома, обвиняет ли он Майеллу Юэлл во лжи. Хотя Том прекрасно знает, что Майелла лжёт, он не может этого сказать, потому что в Мейкомбе ложь белой женщины имеет больший вес, чем правда, сказанная чернокожим мужчиной.
С другой стороны, Аттикус, который является белым мужчиной и имеет более высокий классовый статус, чем Майелла, может обвинить её во лжи, когда предполагает, что на самом деле её избил отец Майеллы, а не Том.
Список персонажей
Скаут Финч
Рассказчик и главная героиня истории. Джин Луиза «Скаут» Финч живёт со своим отцом Аттикусом, братом Джемом и чернокожей кухаркой Кэлпурнией в Мэйкомбе. Она умна и, по стандартам своего времени и места, является сорванцом. У Скаут есть бойцовская жилка и вера в доброту людей в её общине. По мере развития романа эта вера подвергается испытанию ненавистью и предрассудками, которые проявляются во время суда над Томом Робинсоном. В конце концов, у Скаут появляется более взрослая точка зрения, которая позволяет ей ценить человеческую доброту, не игнорируя человеческое зло.
Скаут – очень необычная девочка, как по своим качествам, так и по своему положению в обществе. Она необычайно умна (учится читать ещё до поступления в школу), необычайно уверена в себе (без страха дерётся с мальчишками), необычайно задумчива (беспокоится о сущностном добре и зле человечества) и необычайно добра (всегда действует из лучших побуждений). С точки зрения её социальной идентичности, она необычна тем, что является мальчиком-сорванцом в чопорном и правильном южном мире Мейкомба.
Читая «Убить пересмешника», быстро понимаешь, что Скаут стала такой, какая она есть, благодаря тому, как её воспитал Аттикус. Он взращивал её ум, совесть и индивидуальность, не увязая в суетливом социальном лицемерии и представлениях о приличиях.
В то время как большинство девочек на месте Скаут носили бы платья и учились хорошим манерам, Скаут, благодаря тому, что Аттикус воспитал её без посторонней помощи, носит комбинезон и учится лазать по деревьям вместе с Джемом и Диллом. Она не всегда понимает социальные тонкости (она говорит учителю, что один из её одноклассников слишком беден, чтобы заплатить ей за обед), и поведение людей часто озадачивает её (как, например, когда один из её учителей критикует предрассудки Гитлера в отношении евреев, в то время как сам потакает своим предрассудкам в отношении чёрных), но защита Аттикусом Скаут от лицемерия и социального давления сделала её открытой, прямолинейной и благонамеренной.
В начале романа Скаут – невинный, добросердечный пятилетний ребёнок, не имеющий опыта общения со злом окружающего мира. По ходу романа Скаут впервые сталкивается со злом в виде расовых предрассудков, и основное развитие её характера определяется вопросом, выйдет ли она из этого столкновения с неповреждённой совестью и оптимизмом, или же будет изранена, ранена или уничтожена, как Бу Рэдли и Том Робинсон.
Благодаря мудрости Аттикуса, Скаут узнает, что хотя человечество обладает огромной способностью к злу, оно также обладает огромной способностью к добру, и что зло часто можно смягчить, если подходить к другим с сочувствием и пониманием. Развитие Скаут в человека, способного принять такое мировоззрение, знаменует собой кульминацию романа и показывает, что, с каким бы злом она ни столкнулась, она сохранит свою совесть, не став циничной или уязвлённой. Хотя в конце книги она ещё ребёнок, взгляд Скаут на жизнь превращается из невинного ребёнка в почти взрослого человека.
Аттикус Финч
Отец Скаут и Джема, адвокат из Мейкомба, происходящий из старинной местной семьи. Вдовец с сухим чувством юмора, Аттикус привил своим детям сильное чувство морали и справедливости. Он один из немногих жителей Мейкомба, приверженцев расового равенства. Когда он соглашается защищать Тома Робинсона, чернокожего, обвинённого в изнасиловании белой женщины, он подвергает себя и свою семью гневу белой общины. Благодаря своим твёрдым убеждениям, мудрости и сочувствию Аттикус выступает в качестве моральной опоры романа.
Джем Финч
Брат Скаут и постоянный товарищ по играм в начале истории. Джереми Аттикус «Джем» Финч – типичный американский мальчик, отказывающийся от смелости и мечтающий играть в футбол. На четыре года старше Скаут, он постепенно отделяет себя от её игр, но остаётся её близким товарищем и защитником на протяжении всего романа. По ходу повествования Джем вступает в подростковый возраст, и его идеалы сильно поколеблены злом и несправедливостью, которые он воспринимает во время суда над Томом Робинсоном.
Артур «Бу» Рэдли
Отшельник, никогда не выходящий за пределы своего дома, Бу доминирует в воображении Джема, Скаут и Дилла. Он – мощный символ добра, окутанный первоначальной пеленой жути, оставляющий маленькие подарки для Скаута и Джема и появляющийся в подходящий момент, чтобы спасти детей. Умный ребёнок, эмоционально пострадавший от жестокого отца, Бу служит примером угрозы, которую зло представляет для невинности и добра. Он – один из «пересмешников» романа, хороший человек, пострадавший от зла человечества.
Кальпурния
Чернокожая кухарка семьи Финчей. Кэлпурния – строгий воспитатель и связующее звено между миром белых и её собственной чёрной общиной.
Боб Юэлл
Пьяница, по большей части безработный член беднейшей семьи Мэйкомба. Своим заведомо ложным обвинением в том, что Том Робинсон изнасиловал его дочь, Юэлл олицетворяет тёмную сторону Юга: невежество, бедность, убожество и полные ненависти расовые предрассудки.
Чарльз Бейкер «Дилл» Харрис
Летний сосед и друг Джема и Скаут. Дилл – невысокий, самоуверенный мальчик с активным воображением. Он увлекается Бу Рэдли и на протяжении всего романа представляет перспективу детской невинности.
Мисс Моди Аткинсон
Соседка Финчей, острословящая вдова и старый друг семьи. Мисс Моди почти ровесница младшего брата Аттикуса, Джека. Она разделяет страсть Аттикуса к справедливости и является лучшим другом детей среди взрослых жителей Мэйкомба.
Тётя Александра
Сестра Аттикуса, волевая женщина с яростной преданностью своей семье. Александра – идеальная южная леди, и её приверженность приличиям и традициям часто приводит к конфликтам со Скаут.
Майелла Юэлл
Обиженная, одинокая, несчастная дочь Боба Юэлла. Хотя Майеллу можно пожалеть из-за её властного отца, её нельзя простить за её позорное обвинение Тома Робинсона.
Том Робинсон
Чернокожий полевод, обвинённый в изнасиловании. Том – один из «пересмешников» романа, важный символ невинности, разрушенной злом.
Линк Дисс
Работодатель Тома Робинсона. В своей готовности смотреть сквозь пальцы на расовую принадлежность и превозносить честность характера Тома, Дисс олицетворяет собой противоположность предрассудкам.
Миссис Генри Лафайет Дюбоуз
Пожилая, нетерпеливая, расистски настроенная женщина, живущая неподалёку от Финчей. Хотя Джем считает, что миссис Дюбоуз – очень плохая женщина, Аттикус восхищается её мужеством, с которым она борется со своей зависимостью от морфия.
Натан Рэдли
Старший брат Бу Рэдли. Скаут считает, что Натан похож на умершего мистера Рэдли, отца Бу и Натана. Натан жестоко обрывает важный элемент отношений Бу с Джемом и Скаут, когда затыкает сучок, в котором Бу оставляет подарки для детей.
Хэк Тейт
Шериф Мейкомба и главный свидетель на суде над Томом Робинсоном. Хэк – порядочный человек, который пытается защитить невинных от опасности.
Мистер Андервуд
Издатель газеты Мэйкомба. Мистер Андервуд уважает Аттикуса и оказывается его союзником.
Мистер Дольфус Реймонд
Богатый белый человек, живущий со своей чернокожей любовницей и детьми разных рас. Реймонд притворяется пьяницей, чтобы жители Мейкомба могли объяснить его поведение. На самом деле он просто издёрган лицемерием белого общества и предпочитает жить среди чернокожих.
Мистер Уолтер Каннингем
Бедный фермер и часть толпы, которая пытается линчевать Тома Робинсона в тюрьме. Мистер Каннингем проявляет свою человеческую доброту, когда вежливость Скаут заставляет его разогнать людей в тюрьме.
Уолтер Каннингем
Сын мистера Уолтера Каннингема и одноклассник Скаут. Однажды в школе Уолтер не может позволить себе обед и случайно доставляет Скаут неприятности.
Вопросы и ответы
— Почему Том Робинсон является пересмешником?
Фраза «грех убить пересмешника» относится к намеренному и бессмысленному уничтожению того, что не приносит вреда. Пересмешник – певчий дрозд, а не вредитель, и он не является промысловой птицей. Убийство пересмешника не преследует никакой цели и поэтому является актом ненужной жестокости. Когда присяжные признают Тома Робинсона виновным в изнасиловании, несмотря на отсутствие вещественных доказательств и несмотря на убедительную защиту Аттикуса, присяжные виновны в той же неоправданной жестокости.
Присяжные в частности и город Мейкомб в целом уничтожают хорошего человека, который никогда не причинял вреда, просто из-за цвета его кожи. Хотя Том и является символическим пересмешником в центре романа, он не единственный персонаж, который подходит под это описание. Хек Тейт также описывает Бу Рэдли как пересмешника, поскольку он безобидный человек, ставший жертвой бессмысленной жестокости. В отличие от Тома Робинсона, Бу Рэдли не уничтожают, хотя он очень страдает.
— Что символизирует бешеная собака, в которую стреляет Аттикус?
В главе 11 Аттикус стреляет в бешеную собаку на улице. Этот эпизод служит двум важным целям в романе. До инцидента с собакой Скаут и Джем считали своего отца старым, замкнутым и не особенно влиятельным.
Когда Скаут и Джем узнают, что их отец известен как лучший стрелок во всем округе, они начинают относиться к Аттикусу с большим уважением. В более широком символическом смысле собака, поскольку она больна бешенством, представляет собой опасную угрозу для общества. Застрелив собаку, Аттикус пытается защитить общество от наиболее опасных элементов. Точно так же, защищая Тома Робинсона, Аттикус пытается защитить общество от его самых опасных, расистских тенденций.
Позже в книге, в главе 22, мисс Моди говорит Джему о суде над Томом Робинсоном: «Я просто хочу сказать тебе, что в этом мире есть люди, которые родились, чтобы делать за нас неприятную работу. Твой отец – один из них». Убийство Аттикусом собаки и защита Тома Робинсона свидетельствуют о том, что он готов и способен взять на себя то, с чем остальные жители Мэйкомба не могут справиться.
— Как Джем сломал руку?
В первом предложении романа Скаут говорит, что Джем сломал руку. Она начинает объяснять, что произошло, но говорит, что ей нужно вернуться назад и представить необходимый контекст, чтобы история имела смысл. Остальная часть романа является фоновым контекстом для сломанной руки Джема. В конце романа Боб Юэлл, пострадавший в результате защиты Аттикусом Тома Робинсона, нападает на Джема и Скаут по дороге домой с праздника Хэллоуин.
В борьбе Джем ломает руку. История о сломанной руке служит повествовательным приёмом, завершая весь роман рассказом Скаут. Хотя вначале читатель может предположить, что Джем сломал руку из-за невинных детских игр, к концу романа мы понимаем более тёмную и сложную правду, стоящую за этим несчастным случаем.
— Какое значение имеют подарки, которые Бу Рэдли оставляет в сучке?
В первых главах книги Джем и Скаут находят несколько небольших предметов, от палочек жвачки до карманных часов, оставленных Бу Рэдли в сучке дерева на участке Рэдли. Эти подарки – первые из нескольких добрых дел, которые Бу оказывает детям, и в итоге Бу убивает Боба Юэлла, чтобы защитить Джема.
Подарки также представляют собой один из способов, с помощью которых Бу пытается взаимодействовать с окружающим миром, не отказываясь от тайны и уединения, которых он требует. Несмотря на свой затворнический характер, Бу общается с детьми Финчей более щедро и по-доброму, чем многие другие взрослые, с которыми они сталкиваются. Но из-за ограничений Бу его взаимодействие должно принимать дистанционную форму.
— Почему присяжные признают Тома виновным?
Решение присяжных осудить Тома Робинсона за преступление, которого он явно не совершал, вызывает у Джема (и у многих читателей) недовольство как недопустимая судебная ошибка. Самая очевидная причина, по которой правосудие не свершилось, заключается в том, что подавляющий расизм присяжных не позволяет Тому получить справедливый суд. Другая причина, по которой присяжные признают Тома виновным, заключается в том, что и Майелла Юэлл, и её отец, Боб, лжесвидетельствовали на суде.
В дополнение к презумпции беспристрастности присяжных, система правосудия работает на предположении, что свидетели будут говорить «правду, всю правду и ничего, кроме правды» после присяги для дачи показаний. Но и Майелла, и Боб скорее солгали, чем признали, что Майелла пыталась поцеловать Тома. Расовая принадлежность Тома в сочетании с ложью Юэллов оказалась достаточной для расистского жюри, чтобы признать Тома виновным, даже перед лицом подавляющего числа доказательств его невиновности.
— Какую роль играет Кэлпурния в семье и в романе?
Кэлпурния – суррогатная мать для Джема и Скаута, которая учит их хорошим манерам, трудолюбию и честности. Она заботится о нуждах семьи, и Аттикус безоговорочно доверяет ей. Она также является для рассказчика окном в афроамериканскую общину Мэйкомба. Однажды в воскресенье она берет детей в свою церковь, и благодаря этому Скаут и Джем могут сидеть на «цветном» балконе во время суда над Томом Робинсоном. Она помогает Аттикусу утешить жену Тома, Хелен, и умеет читать и писать, что является редкостью в её общине.
— Почему Дилл – важный персонаж?
Чарльз Бейкер Харрис, мальчик, известный также как Дилл, является важной опорой для Джема и Скаут. Его воображение разжигает их воображение, а его юношеский энтузиазм контрастирует с начинающей серьёзной зрелостью Джема. В детстве Дилл и Скаут притворяются, что они помолвлены и собираются пожениться. Он приезжает в Мэйкомб каждое лето, и по мере того, как становится очевидным, что его собственная семья непостоянна и ненадёжна, читатели понимают, что Финчи и его тётя Стефани на самом деле являются его настоящей семьёй. Он олицетворяет собой детскую невинность и дружбу.
— Чему миссис Дюбоуз учит Скаут и Джема?
Несмотря на то, что миссис Генри Лафайет Дюбоуз – злобная соседка-расистка, она преподаёт детям урок мужества. Когда Джем читает ей вслух каждый день в течение месяца – в наказание за то, что она уничтожила кусты камелий после того, как резко критиковала Аттикуса, – она отучает себя от зависимости от морфия, отказываясь от лекарства каждый день все дольше и дольше.
Когда месяц спустя она умирает, Аттикус говорит Джему, что она была «самым храбрым человеком, которого он когда-либо знал». Весь этот эпизод учит Джема и Скаут тому, что люди не всегда такие, какими кажутся, и что даже презренные люди могут обладать героическими качествами.
— Почему Дольфус Реймонд прячет кока-колу в коричневый бумажный пакет?
Дольфус Реймонд, белый человек, предпочитающий компанию афроамериканцев, использует коричневый бумажный пакет как театральный реквизит, чтобы изобразить пьяницу. У него есть дети смешанной расы, и он живёт среди афроамериканцев как один из них. Во время суда, когда Диллу становится плохо, мистер Реймонд объясняет Скаут и Диллу, что он все время притворяется пьяным, чтобы люди могли объяснить его поведение. «Это помогает людям, если они могут ухватиться за какую-то причину», – говорит он. Он признается, что иногда даже пошатывается, чтобы подкрепить свой фарс.
— Как Мэйкомб реагирует на смерть Тома Робинсона?
Жители Мейкомба по-разному реагируют на смерть Тома. Афроамериканская община чувствует себя рассерженной и расстроенной, но они не могут показать это на публике. Многие белые расисты считают, что правосудие свершилось, потому что чёрный человек всегда виновен, несмотря ни на что. Некоторые белые люди стыдятся и искренне огорчены несправедливостью, допущенной присяжными. Редактор местной газеты испытывает гнев, потому что Том был «калекой» и не должен был быть застрелен. Боб Юэлл доволен, потому что его ложь сработала, а Джем взбешён и недоверчив.
— Что происходит во время прогулки Скаута и Джема домой после конкурса урожая?
Когда Джем и Скаут отправляются через лес в среднюю школу на конкурс урожая, они начинают «долгое» путешествие в переносном смысле, потому что события, которые произойдут этой ночью, навсегда изменят их жизнь. Когда Джем и Скаут идут домой в тот вечер, из тени выходят две фигуры, каждая со своими намерениями. Сначала Боб Юэлл жестоко нападает на Джема и Скаут, но затем появляется Бу Рэдли и спасает детей. Эта кульминационная ночь объединяет две основные сюжетные линии романа: тайну Бу Рэдли и второй трагический исход суда – ещё одну бессмысленную смерть.
— Почему Аттикус берётся за дело Тома Робинсона, зная, что он проиграет?
Аттикус соглашается на это дело из личной честности и твёрдой уверенности в том, что расистские устои глубокого Юга медленно, но верно изменятся со временем. Он рассматривает этот процесс как возможность помочь сделать этот исторический сдвиг, пусть даже это будет всего лишь маленький шаг. Взявшись за дело, Аттикус предполагает, что они проиграют суд, но он верит, что у них есть отличные шансы в процессе апелляции. Жители его общины верят, что он поступит правильно, и он так и делает. После окончания суда Аттикус чувствует себя обескураженным результатом, но он не побеждён им.
— Почему Майелла Юэлл лжёт на свидетельском месте?
Майелла Юэлл лжёт на свидетельском месте, потому что боится своего отца, Боба Юэлла, и потому что её унижает собственное влечение к Тому Робинсону. Она говорит присяжным, что Том избил и изнасиловал её, хотя на самом деле это её отец избил её, когда увидел, что она обнимает и целует афроамериканца. Ее отец говорил ей, что говорить, когда она выступала в суде, и, вероятно, угрожал причинить ей ещё больше боли, если она откажется. Она сказала присяжным то, что они хотели услышать, поэтому ей было легко солгать. Она лгала, чтобы защитить себя.
— Какие качества делают Аттикуса хорошим отцом?
Хотя Аттикус, по словам Скаут, «старый» отец, он очень любит своих детей, Скаут и Джема, и служит для них примером честности, мудрости, доверия и порядочности. Он позволяет им быть детьми, давая им свободу, но при этом настаивает на том, чтобы они много работали и заботились друг о друге. Аттикус обеспечивает Кальпурнии хороший дом и сильную опеку. Он – опора общества, который каждый срок избирается в законодательное собрание без сопротивления. Он ценит образование и справедливость превыше всего, а также обладает открытым сердцем и непредвзятым отношением к людям.
— Почему тётя Александра переезжает в дом Финчей?
Когда суд уже близок, тётя Александра появляется в доме Финчей и объявляет, что она останется здесь ради блага Джема и Скаут. Они с Аттикусом соглашаются, что Джем и Скаут могут нуждаться в круглосуточном присмотре во время публичного зрелища, и она считает, что детям нужно больше узнать о приличиях и традициях их благородной семьи. Тётя Александра также считает, что Скаут нужно научить быть идеальной южной леди, которая умеет носить платье, подавать чай и общаться с другими женщинами.
- «Пойди поставь сторожа» Харпер Ли, краткое содержание
- «Неистовые часы» Кейси Сеп, краткое содержание
- Нелл Харпер Ли: “Я надеялась на малое, но получила всё …”
- Издательство HarperCollins выпустило новый роман Харпер Ли — «Go Set a Watchman»
- «Над пропастью во ржи», краткое содержание
- «Унесённые ветром», краткое содержание
- «Путешествия Гулливера», краткое содержание
- «451 градус по Фаренгейту», краткое содержание
КОММЕНТАРИИ: 1 Ответы
Merci beaucoup c’est très complet
Комментирование недоступно Почему?