«Отелло» Вильяма Шекспира, краткое содержание читать ~18 мин.
Трагедия Уильяма Шекспира (William Shakespeare) «Отелло, венецианский мавр» была написана между 1601 и 1604 годами и впервые опубликована в 1622-м.
Это история о мавританском военачальнике на службе венецианской армии, которого обманом заставляют поверить в неверность его жены. «Отелло» — это трагедия о губительной силе ревности. Впервые поставленная около 1604 года, пьеса также стала новаторским для своего времени исследованием расовых предрассудков.
Отелло и Дездемона вступают в брак и пытаются построить совместную жизнь, несмотря на разницу в возрасте, происхождении и жизненном опыте. Их союз становится мишенью для интриг завистливого Яго, который убеждает Отелло в измене Дездемоны.

Сюжет
Действие «Отелло» начинается на улице Венеции со спора между богачом Родериго и Яго. Родериго платил Яго за помощь в сватовстве к Дездемоне, но только что узнал, что она тайно вышла замуж за Отелло, генерала, у которого Яго служит прапорщиком. Яго уверяет Родериго, что ненавидит Отелло, поскольку тот обошёл его в должности, назначив лейтенантом неопытного Майкла Кассио.
Прячась в темноте, Яго и Родериго криками сообщают сенатору Брабанцио, что его дочь Дездемону похитил и взял в жёны мавр Отелло. Убедившись в пропаже дочери, Брабанцио собирает стражу, чтобы найти генерала. Яго же спешит покинуть Родериго и вернуться к Отелло, чтобы никто не узнал о его двойной игре. Вскоре в доме Отелло появляется Кассио со срочным известием от дожа: помощь Отелло требуется для отражения турецкого вторжения на Кипр.
Сразу после этого прибывает Брабанцио с Родериго. Он обвиняет Отелло в том, что тот похитил его дочь с помощью колдовства. Узнав, что Отелло вызван к дожу, Брабанцио решает выдвинуть свои обвинения перед всем Сенатом.
Однако план Брабанцио проваливается. Дож и сенаторы выслушивают Отелло с симпатией. Генерал объясняет, что завоевал сердце Дездемоны не колдовством, а рассказами о своих странствиях и ратных подвигах. В этот момент появляется сама Дездемона. Она подтверждает свой выбор и заявляет отцу, что теперь её верность принадлежит мужу. Брабанцио с горечью принимает её решение, и сенат возвращается к государственным делам.
Дож приказывает Отелло немедленно отправиться на Кипр для организации обороны острова. Дездемона настаивает на том, чтобы сопровождать мужа, и приготовления к отъезду начинаются в ту же ночь.
На Кипре Монтано, наместник острова, и двое венецианцев ожидают прибытия флота. Вскоре приходит весть, что турецкие корабли разбиты штормом. Первым на берег сходит Кассио, за ним прибывает корабль с Яго, Родериго, Дездемоной и Эмилией, женой Яго. Пока все ожидают Отелло, Кассио приветствует Дездемону, взяв её за руку. Наблюдая за этой сценой, Яго в сторону говорит зрителям, что сплетёт из этой «паутины» ловушку для Кассио.

Прибывает Отелло. Он радостно приветствует жену и объявляет о пире в честь победы над турками. Оставшись наедине с Яго, Родериго жалуется, что у него нет шансов разрушить брак Отелло. Яго уверяет его, что страсть Дездемоны скоро угаснет, и она начнёт искать утешения на стороне, вероятнее всего — с Кассио. Яго советует Родериго спровоцировать Кассио на драку во время пира. В своём монологе Яго поясняет, что отстранение Кассио — первый шаг его плана по уничтожению Отелло.
Вечером Яго спаивает Кассио и подсылает к нему Родериго. Спровоцированный Кассио бросается в погоню за обидчиком. Монтано пытается остановить лейтенанта, но тот ранит его. Яго отправляет Родериго бить тревогу. Шум привлекает Отелло. Яго делает вид, что не хочет обвинять друга Кассио, но в итоге «неохотно» рассказывает, что произошло. В гневе Отелло лишает Кассио звания лейтенанта.
Кассио сокрушается из-за потери репутации. Яго советует ему обратиться к Дездемоне, чтобы она выступила посредницей и попросила мужа о прощении для него. Зрителям же Яго открывает свой замысел: он выставит Кассио и Дездемону любовниками, чтобы пробудить в Отелло ревность.
Кассио посылает музыкантов играть под окном Отелло, но тот через своего шута велит им уйти. Желая встретиться с Дездемоной, Кассио просит шута позвать Эмилию. Появляется Яго и обещает Кассио отвлечь Отелло, чтобы тот мог поговорить с Дездемоной наедине. Отелло, Яго и ещё один дворянин уходят осматривать городские укрепления.
Дездемона с сочувствием выслушивает Кассио и обещает сделать всё, чтобы Отелло простил его. Когда Кассио уходит, возвращаются Отелло и Яго. Смутившись, Кассио удаляется, не поговорив с генералом. Отелло спрашивает, не Кассио ли только что был с его женой. Яго, разжигая ревность, отвечает намёками: “Нет, не думаю, чтобы он мог так виновато скрыться при вашем появлении”.
Отелло становится угрюмым. Яго продолжает сеять сомнения, намекая на любовную связь между Кассио и Дездемоной. Просьбы Дездемоны вернуть Кассио на службу лишь укрепляют подозрения Отелло. После разговора с Яго Отелло чувствует себя плохо. Дездемона предлагает ему свой платок, чтобы обвязать голову, но он отталкивает его, и платок падает на пол. Они уходят обедать, а Эмилия подбирает платок, говоря зрителям, что Яго давно просил её украсть его.
Яго в восторге, когда Эмилия отдаёт ему платок. Он намеревается подбросить его в комнату Кассио как «доказательство» романа с Дездемоной. Когда Отелло требует «зримых улик» неверности жены, Яго лжёт, что видел, как Кассио вытирал бороду платком Дездемоны — первым подарком Отелло. Отелло клянётся отомстить, и Яго обещает помочь ему. При встрече с Дездемоной Отелло требует показать платок, но она признаётся, что его нет при ней, и пытается перевести разговор на Кассио. Это приводит Отелло в ярость, и он уходит.
Позже на сцене появляется Кассио, удивлённый платком, который нашёл в своих покоях. Его встречает куртизанка Бьянка. Кассио просит её скопировать вышивку с платка.
Благодаря интригам Яго Отелло настолько поглощён ревностью, что с ним случается припадок. Пока он лежит без чувств, мимо проходит Кассио. Яго просит его вернуться через несколько минут. Придя в себя, Отелло прячется неподалёку, чтобы подслушать разговор Яго и Кассио. Яго расспрашивает Кассио о Бьянке, но строит разговор так, будто речь идёт о Дездемоне. Кассио смеётся над чувствами Бьянки, и его слова укрепляют подозрения Отелло.
В этот момент появляется Бьянка с платком и упрекает Кассио в том, что он подарил ей вещь, полученную от другой женщины. Входят Дездемона и Лодовико, посланник из Венеции. Лодовико передаёт Отелло письмо, в котором его отзывают домой, назначая Кассио наместником Кипра. В ярости Отелло даёт Дездемоне пощёчину и уходит.
Той же ночью Отелло обвиняет Дездемону в том, что она блудница, и игнорирует её клятвы в невиновности, которые поддерживает Эмилия. Позже Отелло зловеще приказывает Дездемоне ждать его в постели, отослав Эмилию. Тем временем Яго убеждает Родериго, что для предотвращения отъезда Дездемоны нужно убить Кассио.
Родериго устраивает засаду на Кассио, но промахивается и сам оказывается ранен. Тогда Яго из темноты ранит Кассио в ногу и скрывается. Услышав крик, Отелло решает, что Яго выполнил обещание. На шум приходят Лодовико и Грациано. Появляется и Яго, который с притворным гневом «находит» раненого Кассио и убивает Родериго, чтобы тот не раскрыл правду. Кассио уносят, чтобы перевязать рану.
Тем временем Отелло входит в спальню, где спит его жена, готовый её убить. Дездемона просыпается и умоляет о пощаде, клянясь в своей невиновности, но Отелло душит её. Входит Эмилия с вестью о смерти Родериго. Отелло спрашивает, мёртв ли Кассио, и приходит в ужас, узнав, что тот жив. Дездемона, умирая, успевает сказать, что сама лишила себя жизни. Эмилия спрашивает Отелло, что случилось, и тот признаётся, что убил жену за измену, о которой ему поведал Яго.
В комнату входят Монтано, Грациано и Яго. Эмилия понимает, что сделал её муж, и разоблачает его. Отелло сначала настаивает на правде Яго, приводя в доказательство платок. Но когда Эмилия рассказывает, как нашла платок и отдала его мужу, Отелло осознаёт ужасную правду. Он пытается убить Яго, но его обезоруживают. Яго убивает Эмилию и убегает, но его ловят. Отелло ранит Яго, прежде чем его окончательно разоружают. Лодовико объявляет, что Отелло предстанет перед судом в Венеции. Отелло произносит прощальную речь, после чего закалывает себя спрятанным кинжалом. Пьеса завершается словами Лодовико, который передаёт имущество Отелло Грациано и приказывает казнить Яго.
Анализ книги
«Отелло» — это история благородного полководца, чьи военные успехи не спасают его от трагических ошибок в личной жизни. Статус чужака в венецианском обществе делает его уязвимым, что приводит к разрушению самых близких отношений и его самого. Действие пьесы перемещается с широких просторов Средиземноморья, где Отелло — герой, в тесную спальню, где он убивает невинную жену, а затем и себя. Это сужение пространства символизирует то, как ревность душит человека, лишая его способности мыслить ясно.
Символичным является и противопоставление двух мест действия: Венеции и Кипра. Венеция олицетворяет порядок, закон и цивилизацию. Именно здесь, в зале Сената, Отелло получает справедливый суд и защищает свой брак. Кипр же — это военный форпост, изолированный остров на границе христианского мира, где царит хаос войны и стихии. В этой атмосфере нестабильности и опасности социальные нормы ослабевают, а тёмные страсти выходят на поверхность. Именно на Кипре интриги Яго находят благодатную почву.
Особое место в трагедии занимает тема расовых предрассудков. Отелло — мавр, и его тёмный цвет кожи постоянно подчёркивается другими персонажами, часто в уничижительном контексте. Яго называет его «старым чёрным бараном», а Брабанцио не может поверить, что его дочь добровольно полюбила того, кого она «боялась и смотреть». Эта постоянная враждебность и недоверие подтачивают уверенность Отелло в себе. Он осознаёт свою «инаковость» и начинает верить, что не достоин любви Дездемоны, что делает его лёгкой добычей для манипуляций Яго.

Событие, которое запускает конфликт, происходит ещё до начала пьесы: Отелло назначает Кассио своим лейтенантом, обойдя Яго. Чувствуя себя оскорблённым, Яго также подозревает, что Отелло и Кассио спали с его женой Эмилией: “Я и Кассио подозреваю в том, что он мне наставлял рога”. Двойное унижение — упущенное повышение и мнимое предательство — становится для Яго поводом для мести. В начале пьесы зритель может даже испытывать к нему некоторое сочувствие, поскольку его обиды кажутся обоснованными.
Напряжение нарастает, когда зрители знакомятся с Отелло и понимают, насколько разрушительным будет план Яго. Взаимная любовь Отелло и Дездемоны, её готовность отречься от отца ради мужа — всё это повышает ставки и переключает симпатии на сторону пары. Противопоставление благородства Отелло, Дездемоны и Кассио лживости Яго усиливает конфликт между правдой и обманом. Зрители становятся молчаливыми соучастниками Яго, поскольку он раскрывает им свои планы в монологах.
Противоборствующие силы добра и зла сталкиваются в конце третьего акта, когда Отелло клянётся отомстить и доверяется Яго, назначая его своим новым лейтенантом. В отличие от многих трагедий Шекспира, здесь протагонист не противостоит антагонисту, а вступает с ним в союз. Слепое доверие Отелло к «честному» Яго усиливает драматизм. По мере того как ревность сводит Отелло с ума, он сам становится вторым антагонистом, действующим заодно с Яго.
В последних двух актах коварный замысел Яго разворачивается с неотвратимостью. Отелло переходит от веры в невиновность Дездемоны к отчаянному поиску доказательств её измены, чтобы оправдать своё желание убить её. Он по-прежнему любит жену, но её достоинства теперь лишь усиливают его боль от мнимого предательства. Только после убийства Дездемоны Отелло понимает, что доверился не тому человеку. Осознав свою ошибку, он убивает себя, не желая жить в мире, где честь и правда обесценены.
Список персонажей
Отелло
Главный герой пьесы. Христианский мавр и генерал на службе Венеции. Отелло — красноречивый и сильный человек, пользующийся всеобщим уважением. Несмотря на свой высокий статус, он уязвим из-за своего происхождения, возраста и отсутствия светского опыта. Его «открытая и честная натура» становится оружием в руках Яго, который превращает любовь Отелло к жене в разрушительную ревность.
Дездемона
Дочь венецианского сенатора Брабанцио, тайно обвенчавшаяся с Отелло. Хотя Дездемона во многом соответствует образу кроткой и чистой героини, она также обладает решимостью и силой духа. Она способна защитить свой брак перед Сенатом, остроумно ответить на колкости Яго и с достоинством встретить несправедливую ревность мужа.
Яго
Прапорщик (знаменосец) Отелло и главный злодей пьесы. Ему двадцать восемь лет. Хотя формальной причиной его ненависти к Отелло является отказ в повышении, истинные мотивы Яго остаются туманными. Похоже, он получает почти эстетическое удовольствие от манипуляций и разрушения чужих жизней.
Майкл Кассио
Лейтенант Отелло. Молодой и менее опытный солдат, чьё высокое положение вызывает зависть Яго. Искренне преданный Отелло, Кассио глубоко переживает свою опалу после пьяной драки на Кипре. Яго использует его молодость, привлекательность и дружбу с Дездемоной, чтобы посеять в Отелло семена сомнения.
Эмилия
Жена Яго и камеристка Дездемоны. Циничная и умудрённая жизнью женщина, она глубоко привязана к своей госпоже и не доверяет собственному мужу. В финале её верность правде оказывается сильнее страха.
Родериго
Влюблённый в Дездемону венецианский дворянин. Молодой, богатый и глупый, Родериго верит, что за деньги Яго поможет ему завоевать Дездемону. Разочарованный и отчаявшийся, он соглашается помочь Яго убить Кассио, видя в нём очередного соперника.
Бьянка
Куртизанка на Кипре. Её возлюбленный клиент — Кассио, который дразнит её обещаниями жениться, не воспринимая всерьёз.
Брабанцио
Отец Дездемоны, влиятельный венецианский сенатор. Будучи другом Отелло, он чувствует себя преданным, когда генерал тайно женится на его дочери.
Дож Венеции
Глава Венецианской республики. Он с большим уважением относится к Отелло как к военачальнику. Его главная роль в пьесе — примирить Отелло и Брабанцио, а затем отправить генерала на Кипр.
Монтано
Наместник Кипра до прибытия Отелло. Он появляется во втором акте, обсуждая ход войны и ожидая прибытия венецианского флота.
Лодовико
Родственник Брабанцио, который прибывает на Кипр из Венеции в качестве посланника. Он привозит письмо об отзыве Отелло и назначении Кассио новым наместником.
Грациано
Родственник Брабанцио, сопровождающий Лодовико на Кипр. В финале он сообщает о смерти отца Дездемоны.
Клоун
Слуга Отелло. Хотя клоун появляется лишь в двух коротких сценах, его каламбуры и шутки служат мрачным отражением основных событий пьесы.
Вопросы и ответы
— Почему Яго ненавидит Отелло?
Главной причиной, которую называет Яго, является подозрение, что Отелло состоял в связи с его женой Эмилией. При этом Яго признаётся, что не знает, правда это или нет, но “одного подозрения для меня достаточно”. Он также упоминает, что и сам неравнодушен к Дездемоне. Однако ни одна из этих причин не объясняет всей глубины его ненависти. В финале пьесы он отказывается объяснять свои мотивы, говоря лишь: “Не спрашивайте меня ни о чём. Что знаете, то знаете”. Эта загадочность делает Яго особенно зловещей фигурой.
— Как Эмилия помогает Яго?
Эмилия крадёт платок, который обронила Дездемона, и отдаёт его Яго. Из-за этого Дездемона не может предъявить платок Отелло по его требованию, что укрепляет его уверенность в её измене. Таким образом, Эмилия косвенно становится виновницей трагедии. Однако, узнав о смерти своей госпожи, она приходит в ужас и, рискуя собственной жизнью, разоблачает обман мужа, чтобы восстановить доброе имя Дездемоны.
— Почему для Отелло так важен платок Дездемоны?
Сначала Отелло объясняет, что это был его первый подарок Дездемоне. Позже он рассказывает, что платок принадлежал его матери. Это была реликвия, подаренная ей египетской волшебницей как талисман для сохранения любви мужа. “В его узоре скрыта магия”, — говорит он. Потеря платка для Отелло равносильна потере любви и верности. Когда Яго подстраивает всё так, будто платок стал разменной вещью в руках Кассио и куртизанки, это глубоко оскорбляет Отелло.
— Как Яго манипулирует Дездемоной?
Яго использует доброту и сострадание Дездемоны против неё самой. Зная, что она будет просить за опального Кассио, он внушает Отелло мысль о недостойной природе их отношений. Он советует Отелло следить, не будет ли Дездемона “слишком горячо” просить за Кассио. В результате каждая её просьба о прощении для лейтенанта лишь усиливает ревность и подозрения мужа. Её невинное желание помочь другу в глазах Отелло становится доказательством вины.
— Как Яго использует Бьянку, чтобы обмануть Отелло?
Яго устраивает так, чтобы Отелло подслушал его разговор с Кассио. При этом он заставляет Кассио говорить о Бьянке, но Отелло уверен, что речь идёт о Дездемоне. Пренебрежительные и насмешливые слова Кассио о Бьянке Отелло принимает на счёт своей жены. Эта путаница унизительна, поскольку Кассио говорит о куртизанке. После этого Отелло сам начинает называть Дездемону блудницей, полностью усвоив ложь, подстроенную Яго.
— Почему Яго ненавидит Кассио?
Яго обижен на Кассио, потому что Отелло назначил его лейтенантом — на должность, которую Яго хотел получить сам. Он считает Кассио недостойным этого звания, называя его теоретиком без боевого опыта, “книжным стратегом”. Яго уверен, что его собственные заслуги в битвах на Родосе и Кипре дают ему больше прав на это место, чем Кассио, “простому болтуну без практики”.
— Зачем Родериго будит Брабанцио?
Подстрекаемый Яго, Родериго будит Брабанцио, чтобы сообщить, что его дочь Дездемона сбежала с Отелло. Родериго влюблён в Дездемону и надеется, что гнев отца разрушит её брак с мавром. Расчёт Яго и Родериго оправдывается: Брабанцио приходит в ярость и немедленно отправляется на поиски Отелло, чтобы обвинить его в похищении и колдовстве.
— Почему Отелло отправляется на Кипр?
Отелло отправляется на Кипр по приказу дожа Венеции. Турецкий флот угрожает острову, и Отелло, как лучший полководец республики, должен возглавить оборону. Он с гордостью принимает назначение, но просит Сенат позаботиться о Дездемоне, поскольку в доме отца ей больше не рады. В итоге Дездемоне разрешают последовать за мужем.
— Как Кассио попадает в немилость к Отелло?
Яго намеренно спаивает Кассио во время праздника, надеясь, что тот совершит нечто, “что оскорбит остров”. Затем Яго провоцирует драку между пьяным Кассио и Родериго. Когда на шум является Отелло, Яго с притворным сожалением рассказывает о случившемся. Разгневанный поведением своего лейтенанта, Отелло заявляет: “Кассио, я люблю тебя, но ты больше мне не офицер”.
— Почему Родериго соглашается убить Кассио?
Яго убеждает Родериго, что Кассио назначен новым наместником Кипра, а значит, Отелло и Дездемона скоро покинут остров. Он говорит, что убийство Кассио задержит их отъезд и даст Родериго шанс добиться любви Дездемоны. Яго клянётся, что если план удастся, Родериго “насладится Дездемоной следующей же ночью”.
— Умирает ли Кассио?
Нет, Кассио выживает. Когда Родериго нападает на него, Кассио защищается и ранит нападавшего. В этот момент Яго подкрадывается сзади и ранит Кассио в ногу, но не убивает. Кассио вовремя оказывают медицинскую помощь, и он остаётся жив.
— Как умирает Родериго?
После того как Родериго не удаётся убить Кассио, на место происшествия прибывает Яго. Он делает вид, что шокирован нападением. Когда раненый Кассио указывает на Родериго как на своего нападавшего, Яго, играя роль защитника правосудия, называет Родериго “убийцей” и закалывает его, чтобы тот не смог раскрыть их заговор.
— Убивает ли Отелло Дездемону?
Да. В пятом акте Отелло входит в спальню, будит Дездемону и обвиняет её в измене с Кассио, доказательством которой он считает платок. Несмотря на её клятвы в верности и мольбы о пощаде, обезумевший от ревности Отелло душит её в их постели.
— Почему Эмилия умирает?
Узнав, что Отелло убил Дездемону из-за лжи Яго о платке, Эмилия приходит в ярость. Она смело разоблачает обман своего мужа перед всеми. Яго приказывает ей молчать, но она отказывается. Чтобы заставить её замолчать навсегда, Яго закалывает Эмилию.
— Умирает ли Отелло?
Да. Осознав, что убил невинную Дездемону, став жертвой обмана, Отелло произносит прощальную речь. Он просит помнить его как того, “кто любил неразумно, но слишком сильно”. После этих слов он закалывает себя кинжалом, который заранее спрятал.
Комментирование недоступно Почему?