«Отверженные» Виктора Гюго, краткое содержание читать ~22 мин.
Виктор Гюго писал исторический роман «Отверженные» (Les Misérables) с 1845-го по 1862 год. Дата первой публикации – 1862 год.
В романе Виктора Гюго «Отверженные» рассказывается история Жана Вальжана, человека, который был заключён в тюрьму за кражу буханки хлеба и затем условно-досрочно освобождён. После того, как епископ проявил к нему доброту, Вальжан становится успешным бизнесменом, но его преследует безжалостный инспектор Жавер, а также вовлекает в жизнь Фантины, Козетты и студентов-революционеров Франции XIX века.
Сюжет
Каторжник Жан Вальжан освобождается из французской тюрьмы, отсидев девятнадцать лет за кражу буханки хлеба и последующие попытки побега из тюрьмы. Когда Вальжан прибывает в город Динь, никто не хочет дать ему приют, потому что он бывший заключённый. Отчаявшись, Вальжан стучится в дверь месье Мириэля, доброго епископа Динь. Мириэль относится к Вальжану с добротой, и Вальжан отплачивает епископу тем, что крадёт его столовое серебро.
Когда полиция арестовывает Вальжана, Мириэль прикрывает его, утверждая, что столовое серебро было подарком. Власти отпускают Вальжана, а Мириэль заставляет его пообещать стать честным человеком. Желая выполнить своё обещание, Вальжан скрывает свою личность и отправляется в город Монтрей-сюр-мер. Под вымышленным именем Мадлен Вальжан изобретает гениальный способ производства, который приносит городу процветание. В конце концов он становится мэром города.
Фантина, молодая женщина из Монтрея, живёт в Париже. Она влюбляется в Толомиеса, богатого студента, от которого она беременеет, а затем бросает его. Фантина возвращается в родную деревню со своей дочерью Козеттой. Однако по дороге в Монфермей Фантина понимает, что никогда не сможет найти работу, если горожане узнают, что у неё есть незаконнорождённый ребёнок. В городе Монфермей она знакомится с семьёй Тенардье, которые держат местный трактир. Тенары соглашаются присматривать за Козеттой до тех пор, пока Фантина будет высылать им ежемесячное пособие.
В Монтрейе Фантина находит работу на фабрике Мадлен. Однако коллеги Фантины узнают о Козетте, и Фантину увольняют. Тенары требуют больше денег на содержание Козетты, и Фантина, чтобы свести концы с концами, прибегает к проституции. Однажды ночью Жавер, начальник полиции Монтрея, арестовывает Фантину. Ее хотят отправить в тюрьму, но в дело вмешивается Мадлен.
Фантина заболела, и когда она хочет увидеть Козетту, Мадлен обещает послать за ней. Однако сначала он должен справиться с Жавером, который узнал о преступном прошлом Мадлен. Жавер сообщает Мадлен, что некий человек обвиняется в том, что он Жан Вальжан, и Мадлен признается в своей истинной сущности. Жавер приходит арестовать Вальжана, когда Вальжан находится у постели Фантины, и Фантина умирает от шока.
Через несколько лет Вальжан бежит из тюрьмы и отправляется в Монфермейль, где ему удаётся выкупить Козетту у Тенара. Тенары оказываются семьёй негодяев, которые жестоко обращаются с Козеттой, одновременно балуя двух своих собственных дочерей, Эпонину и Азельму. Вальжан и Козетта переезжают в захудалый район Парижа. Однако Жавер обнаруживает их убежище, и они вынуждены бежать. Они находят убежище в монастыре, где Козетта посещает школу, а Вальжан работает садовником.
Мариус Понмерси – молодой человек, живущий со своим богатым дедом, месье Гилленорманом. Из-за политических разногласий в семье Мариус никогда не видел своего отца, Жоржа Понмерси. Однако после смерти отца Мариус узнает о нём больше и начинает восхищаться демократической политикой отца.
Разозлившись на деда, Мариус уезжает из дома Жилленормана и живёт как бедный молодой студент-юрист. Во время учёбы на юридическом факультете Мариус объединяется с группой радикально настроенных студентов «Друзья Азбуки», которую возглавляет харизматичный Энжольрас. Однажды Мариус видит Козетту в общественном парке. Это любовь с первого взгляда, но защитник Вальжан делает все возможное, чтобы Козетта и Мариус никогда не встретились. Однако их пути вновь пересекаются, когда Вальжан наносит благотворительный визит бедным соседям Мариуса – Жондреттам.
На самом деле Жондретты – это Тенары, которые потеряли свой трактир и переехали в Париж под чужим именем. После отъезда Вальжана Тетенардье объявляет, что собирается ограбить Вальжана, когда тот вернётся. Встревоженный Мариус сообщает об этом местному полицейскому инспектору, который оказывается Жавером. Засада сорвана, и Тенара арестовывают, но Вальжан сбегает прежде, чем Жавер успевает его опознать.
Дочь Тенара Эпонина, влюблённая в Мариуса, помогает Мариусу узнать местонахождение Козетты. Мариусу наконец удаётся установить контакт с Козеттой, и они признаются друг другу в любви. Однако Вальжан вскоре разрушает их счастье. Опасаясь потерять Козетту и встревоженный политическими волнениями в городе, Вальжан объявляет, что они с Козеттой переезжают в Англию.
В отчаянии Мариус бежит к своему деду, мсье Гилленорману, чтобы попросить у него разрешения жениться на Козетте. Их встреча заканчивается горьким спором. Когда Мариус возвращается к Козетте, она и Вальжан исчезли. Убитый горем, Мариус решает присоединиться к своим радикальным студенческим друзьям, которые начали политическое восстание. Вооружившись двумя пистолетами, Мариус отправляется на баррикады.
Восстание кажется обречённым, но Мариус и его сокурсники все же стоят на своём и клянутся бороться за свободу и демократию. Студенты обнаруживают в своих рядах Жавера, и, поняв, что он шпион, Энжольрас связывает его. Когда армия начинает первую атаку на студентов, Эпонина бросается под ружье, чтобы спасти жизнь Мариуса. Когда Эпонина умирает на руках у Мариуса, она передаёт ему письмо от Козетты. Мариус быстро пишет ответ и приказывает мальчику Гаврошу доставить его Козетте.
Вальжану удаётся перехватить записку, и он отправляется спасать жизнь человека, которого любит его дочь. Вальжан прибывает на баррикаду и добровольно соглашается казнить Жавера. Однако, оставшись наедине с Жавером, Вальжан тайно отпускает его на свободу. Когда армия штурмует баррикаду, Вальжан хватает раненого Мариуса и бежит через канализацию.
Когда спустя несколько часов Вальжан выходит на поверхность, Жавер немедленно арестовывает его. Вальжан умоляет Жавера позволить ему отнести умирающего Мариуса к деду Мариуса. Жавер соглашается. Жавер мучается, разрываясь между долгом перед своей профессией и чувством долга перед Вальжаном за спасение его жизни. В конце концов, Жавер отпускает Вальжана и бросается в реку, где тонет.
Мариус полностью выздоравливает и примиряется с Жилленорманом, который даёт согласие на брак Мариуса и Козетты. Их свадьба проходит счастливо, омрачаясь лишь тем, что Вальжан признается Мариусу в своём преступном прошлом. Встревоженный этим откровением и не зная, что именно Вальжан спас ему жизнь на баррикадах, Мариус пытается помешать Козетте общаться с Вальжаном.
Одинокий и подавленный, Вальжан ложится в постель и ждёт своей смерти. В конце концов Мариус узнает от Тенара, что Вальжан спас жизнь Мариусу. Стыдясь того, что он не доверял Вальжану, Мариус рассказывает Козетте обо всем, что произошло. Мариус и Козетта спешат к Вальжану как раз вовремя для окончательного примирения. Счастливый от воссоединения со своей приёмной дочерью, Вальжан умирает в мире.
Темы
Важность любви и сострадания
В «Отверженных» Гюго утверждает, что любовь и сострадание – самые важные дары, которые человек может преподнести другому, и что проявление этих качеств должно быть самой важной целью в жизни. Превращение Вальжана из ожесточённого преступника, пылающего ненавистью, в уважаемого филантропа олицетворяет собой акцент Гюго на любви, ведь только научившись любить других, Вальжан способен улучшить себя.
Хотя усилия Вальжана по защите других неизбежно приводят его к проблемам, они также дают ему ощущение счастья и удовлетворения, которого он никогда прежде не испытывал. Любовь Вальжана к другим – в частности, к Козетте – это то, что поддерживает его в отчаянные времена.
Гюго также даёт понять, что любить других, хотя и трудно, но не всегда неблагодарное занятие, и использует Вальжана и Фошелевена, чтобы показать, что любовь порождает любовь, а сострадание порождает сострадание. Вальжан выпрыгивает из толпы зрителей, чтобы спасти Фошелевен; годы спустя Фошелевен отплачивает Вальжану за его храбрость, предлагая ему убежище в монастыре Пти-Пикпюс.
В романе Гюго любовь и сострадание почти заразны, они передаются от одного человека к другому. После того как месье Мириэль преображает Вальжана, оказывая ему доверие и привязанность, Вальжан, в свою очередь, способен передать это сострадание Козетте, спасая её от развращающей жестокости Тенара. Затем любовь Козетты достигает своей реализации в браке с Мариусом, и их любовь друг к другу приводит к тому, что они оба прощают Вальжана за его преступное прошлое.
Социальная несправедливость во Франции XIX века
Гюго использует свой роман для осуждения несправедливой классовой структуры Франции XIX века, снова и снова показывая, что структура общества превращает хороших, невинных людей в нищих и преступников.
Гюго фокусируется на трёх областях, которые особенно нуждаются в реформе: образование, уголовное правосудие и обращение с женщинами. Большую часть своей идеи он передаёт через образ Фантины – символ многих хороших, но обездоленных женщин, доведённых жестоким обществом до отчаяния и смерти. После того как Фантину бросает её аристократический любовник Толомиес, её репутация оказывается подмоченной тем фактом, что у неё есть незаконнорождённый ребёнок. Ее попытки скрыть этот факт разрушаются из-за недостатка образования: писец, которому Фантина диктует свои письма, раскрывает её тайну всему городу.
По иронии судьбы, только когда фабрикант увольняет Фантину за безнравственность, она прибегает к проституции. В образе Фантины Гюго демонстрирует лицемерие общества, которое не даёт образования девушкам и подвергает остракизму таких женщин, как Фантина, поощряя при этом поведение таких мужчин, как Толомиес.
Гюго бросает ещё более критический взгляд на правоохранительные органы. Персонаж Вальжана показывает, как французская система уголовного правосудия превращает простого вора хлеба в карьерного преступника. Единственный эффект от девятнадцати лет жестокого обращения с Вальжаном в цепной банде заключается в том, что он становится подлым и злобным – резкий контраст с эффектом доброты Мириэль, которая почти в одночасье ставит Вальжана на правильный путь.
Другим контрастом к участи Вальжана является избирательный подход парижской полиции к преступной группировке Патрон-Минетт. В отличие от Вальжана, Патрон-Минетт и их сообщники – настоящие преступники, которые грабят и убивают в больших масштабах, но они получают лишь короткие сроки заключения в тюрьмах, из которых легко сбежать. Таким образом, во французском обществе «Отверженных» правосудие в лучшем случае неуклюже. Оно едва наказывает самых страшных преступников, но разрывает на части жизни людей, совершивших мелкие преступления.
Долгосрочные последствия Французской революции для французского общества
В романе «Отверженные» Гюго прослеживает социальные последствия многочисленных революций, восстаний и казней, произошедших во Франции в конце XVIII – начале XIX века. Описывая взлёт и падение Наполеона, а также восстановление и последующий упадок монархии Бурбонов, Гюго даёт нам почувствовать вечную неопределённость, которую политические события накладывали на повседневную жизнь.
Хотя Гюго симпатизирует республиканским движениям, а не монархии, он критикует все режимы со времён Французской революции 1789 года за их неспособность эффективно бороться с социальной несправедливостью или устранить жёсткую сословную систему Франции.
Гюго описывает, например, битву при Ватерлоо в восторженных выражениях, но напоминает нам, что по окончании славной битвы всё ещё остаются старые пороки общества, такие как грабители могил. Точно так же битва на баррикаде одновременно героическая и бесполезная – несколько солдат погибли, но повстанцы были убиты, так ничего и не добившись.
Революция, за которую выступает Гюго, – это революция нравственная, в которой на смену старой системе алчности и коррупции приходит система сострадания. Хотя и Наполеон, и студенты на баррикаде ближе к утверждению этих ценностей, чем французские монархи, это не те ценности, которые можно навязать с помощью насилия. Действительно, Гюго показывает, что Наполеон и студенты на баррикадах рушатся так же легко, как и монархия.
Список персонажей
Жан Вальжан
Приёмный отец Козетты. Вальжан – бывший заключённый, оставивший жизнь, полную ненависти и обмана, и сколотивший состояние с помощью новаторских промышленных технологий. Он находит удовлетворение в любви к своей приёмной дочери и помощи людям, оказавшимся в трудной ситуации, даже если это означает риск для его собственной жизни и благополучия. Вальжан берет псевдонимы, чтобы скрыться от полиции, и сочетает уличную смекалку каторжника с вновь обретённым идеализмом и состраданием. Вся его жизнь – это поиск искупления, и в конце концов он обретает блаженство на смертном одре.
Жан Вальжан занимает центральное место в «Отверженных» и становится пробным камнем для великих теорий Гюго об искупительной силе сострадания и любви. Вальжан попадает в тюрьму простым и порядочным человеком, но пребывание в тюрьме оказывает на него, кажется, необратимое воздействие, и он выходит из цепной банды закоренелым преступником, ненавидящим общество за то, что оно с ним сделало.
К тому времени, когда Вальжан встречает месье Мириэля в Динь, он настолько привыкает быть изгоем в обществе, что почти ищет такого издевательства, встречая даже любезного епископа с презрением и ненавистью. Однако Мириэль оказывается первым человеком за последние десятилетия, который относится к Вальжану с любовью и уважением. Встреча с Мириэлем навсегда меняет характер Вальжана, поскольку Мириэль заставляет Вальжана пообещать стать честным человеком.
Когда Вальжан открывает своё сердце, он становится свидетельством искупительной силы любви и сострадания. Его упорный труд и новое видение превращают заброшенный городок Монтрей-сюр-мер в процветающий производственный центр, который, в свою очередь, учит Вальжана ценности филантропии.
Заботясь о Козетте, Вальжан учится любить другого человека и передавать эту любовь другим. Он исключителен только в своей физической силе и стремлении познать добро, и этой искренности достаточно, чтобы сделать его героем романа, а также спасителем и другом для многих людей, оказавшихся в опасности.
Закалённый в тюрьме и спасённый добротой мсье Мириэля, Вальжан – это чистый лист, который формируется под влиянием встреч и обстоятельств. Эта способность меняться делает его универсальным символом надежды – если он может научиться любви и милосердию после стольких несправедливых страданий, то это может сделать каждый.
Козетта
Дочь Фантины, которая после смерти матери становится приёмной дочерью Вальжана. Козетта проводит своё детство в качестве служанки у Тенаров в Монфермеле, но даже этот ужасный опыт не делает её ожесточённой и циничной. Под опекой Вальжана и монахинь Пти-Пикпюс Козетта в конце концов превращается в красивую, образованную девушку. Она находит удовлетворение в своей любви к Мариусу. Козетта невинна и послушна, но её участие в многочисленных побегах Вальжана от закона показывает, что она также обладает умом и храбростью.
Козетта, как и Вальжан, растёт в атмосфере бедности и страха, но её спасают от этой жизни до того, как её невинность уступит место цинизму. Хотя она проводит несколько лет под тиранической опекой Тенара, она никогда не принимает их жестоких взглядов, что говорит о том, что она обладает порядочностью и добротой, которых им не хватает.
Как только Вальжан берет на себя воспитание Козетты, она быстро превращается из грязного, несчастного ребёнка в прекрасную, образованную молодую женщину. Для Гюго это превращение настолько естественно, что он даже не удосуживается провести нас через него и вместо этого пересказывает события на несколько лет вперёд.
Хотя Козетта послушна и горячо предана своему приёмному отцу, у неё есть и свой характер, который проявляется, когда она вступает в подростковый возраст и начинает жаждать менее защищённой жизни. В этот период их жизни роль Вальжана временно меняется: из спасителя Козетты он превращается в её тюремщика. Однако в том, что Козетта смогла по-настоящему полюбить Мариуса, во многом заслуга Вальжана, который научил её доверять и любить. В конце концов, Козетта остаётся верна своему воспитанию, и её любовь к Мариусу становится способом применить в своей жизни то, чему она научилась у Вальжана.
Жавер
Полицейский инспектор, который строго верит в закон и порядок и не остановится ни перед чем, чтобы привести в исполнение суровый уголовный кодекс Франции. Жавер не способен на сострадание или жалость и выполняет свою работу с такой страстью, что во время погони приобретает почти животное качество. Особенно сильное желание у него – поймать Вальжана, побег которого и его процветание он воспринимает как оскорбление справедливости.
В конце концов, Жавер не может с уверенностью сказать, что Вальжан заслуживает наказания. Эта двусмысленность подрывает систему убеждений, на которой Жавер строит свою жизнь, и заставляет его выбирать между лицемерием и честью.
Жавер настолько одержим идеей соблюдения законов и морали общества, что не понимает, что живёт ошибочными предположениями – трагический и ироничный недостаток человека, который так сильно верит в необходимость соблюдения того, что он считает правильным. Хотя Жавер – настолько суровый и непреклонный персонаж, что ему трудно сочувствовать, он живёт со стыдом, осознавая, что его собственное цыганское воспитание не так уж сильно отличается от происхождения людей, которых он преследует. Он живёт своей жизнью, пытаясь избавиться от этого стыда с помощью строгой приверженности соблюдению закона.
Однако недостаток Жавера в том, что он никогда не задумывается над тем, справедливы ли сами законы. По его мнению, человек виновен, когда закон объявляет его таковым. Когда Вальжан наконец предоставляет Жаверу неопровержимое доказательство того, что человек не обязательно является злом только потому, что так гласит закон, Жавер не в состоянии примирить это новое знание со своими убеждениями. Он кончает жизнь самоубийством, мучимый мыслью о том, что, возможно, он прожил бесчестную жизнь.
В соответствии с характером Жавера, он принимает это решение не в эмоциональной истерике, а с холодной решимостью. Хотя он человек логики, он страстно увлечён своей работой. Для этого Гюго часто использует образы животных, описывая Жавера, особенно когда уподобляет его тигру. В конце концов, к Жаверу, который выполняет свой долг с такой дикостью, что кажется скорее животным, чем человеком, трудно испытывать что-либо, кроме жалости.
Фантина
Девушка из рабочего класса, покинувшая свой родной город Монтрей-сюр-мер в поисках счастья в Париже. Невинный роман Фантины с щеголеватым студентом по имени Толомиес оставляет её беременной и брошенной. Несмотря на свою слабость, она прилагает огромные усилия, чтобы прокормить себя и свою дочь Козетту. Даже опустившись до проституции, она не перестаёт заботиться о Козетте. Она олицетворяет собой разрушение, которое французское общество XIX века жестоко обрушивает на менее удачливых.
Хотя все несчастья Фантины вызваны чёрствостью или жадностью других людей, общество всегда возлагает на неё ответственность за её поведение. В этом смысле она воплощает мнение Гюго о том, что французское общество требует больше всего от тех, кому оно даёт меньше всего.
Фантина – бедная девушка из рабочего класса из захолустного приморского городка Монтрей-сюр-мер, сирота, почти не получившая образования и не умеющая ни читать, ни писать. Фантину неизбежно предают люди, которым она доверяет: Толомиес делает её беременной, а затем исчезает; Тенары похищают Козетту и используют ребёнка для вымогательства денег; коллеги Фантины увольняют её за непристойность.
Описывая жизнь и смерть Фантины, Гюго подчёркивает несправедливое отношение французского общества к женщинам и беднякам. Сограждане Фантины критикуют её за поведение и испорченность, но при этом используют любую возможность, чтобы сделать её положение ещё более отчаянным.
Изображая плохое обращение с Фантиной, Гюго отличает честных, трудолюбивых бедняков от паразитического оппортунизма рабочего класса Тенара. Сопоставляя Фантину с Тенарами, Гюго говорит о том, что бедность не обязательно равна непристойности. Тем самым он осуждает систему, которая позволяет непристойным беднякам выживать, а честных и нуждающихся уничтожает.
Мариус Понмерси
Сын Жоржа Понмерси, полковника наполеоновской армии. Мариус растёт в доме своего деда, монархиста М. Гилленормана. Мариус переживает кризис идентичности, когда узнает истинную причину разлуки с отцом, и этот кризис ставит его на путь познания самого себя. Невинный юноша, Мариус, тем не менее, способен на великие дела, ему удаётся и сражаться на баррикадах, и успешно ухаживать за любовью всей своей жизни, Козеттой.
В отличие от других главных героев романа, Мариус растёт в обеспеченной семье, не испытывая финансовых трудностей. Тем не менее, его семья разделена политикой, и только после того, как он развивает свою собственную личность, он становится цельным.
Верность Мариуса разрывается между его отцом, Жоржем Понмерси, полковником наполеоновской армии, и дедом-монархистом М. Гилленорманом, который его воспитывает. Политические разногласия между его отцом и дедом угрожают разорвать личность Мариуса, когда он узнает, что его консервативный дед намеренно не давал ему установить отношения с отцом из страха, что Мариус поддастся либеральным политическим взглядам отца.
Рассерженный и растерянный, Мариус принимает убеждения отца, но вскоре становится ясно, что на самом деле ему нужен собственный идеализм. Мариус начинает по-настоящему развиваться только тогда, когда покидает дом Гилленорманда, находит себя и впервые влюбляется.
Мариус более невинен, чем другие герои романа, и хотя эта невинность не позволяет ему стать жестоким или циничным, она также делает его иногда слепым к проблемам других. Этот недостаток восприятия впервые проявляется в обращении Мариуса с Эпониной и становится особенно непривлекательным, когда Мариус изгоняет Вальжана из его дома. В конце концов, Мариус – хороший человек, но его неспособность воспринимать потребности и чувства других людей порой делает его невольно злобным.
Месье Мириэль
Епископ города Динь. Месье Мириэль – уважаемый священнослужитель, чья доброта и милосердие сделали его популярным во всем приходе. Он передаёт эти качества Вальжану и инициирует духовное обновление бывшего заключённого, спасая Вальжана от ареста и давая ему обещание жить как честный человек.
Тенарадье
Жестокий, жалкий, одержимый деньгами человек, который впервые появляется в качестве сторожа и мучителя Козетты. Тенарадье вымогает деньги у всех, у кого может, и часто служит осведомителем тому, кто предложит самую высокую цену. Его схемы варьируются от грабежа, мошенничества до убийства, и он имеет тесные связи с преступным миром Парижа. Ослеплённый жадностью, Тенардье не способен любить других людей и каждую минуту проводит в погоне за деньгами.
Госпожа Тенарадье
Госпожа Тенардье такая же злая, как и её муж, и получает особое удовольствие от издевательств над Козеттой. В более поздние годы она становится самой преданной сообщницей своего мужа и с особым энтузиазмом участвует в его планах по ограблению Вальжана и Козетты.
Эпонина
Старшая дочь Тенара. Эпонина – жалкое существо, помогающее своим родителям воровать, но в конце концов её искупает любовь к Мариусу. Она доказывает, что никто не может быть искуплен, и в итоге становится одной из самых трагических и героических фигур романа.
Жилленорман
Девяностолетний дед Мариуса по материнской линии. Жилленорман не позволяет Мариусу видеться с его отцом, Жоржем Понмерси, опасаясь, что Понмерси развратит Мариуса. Будучи убеждённым монархистом, Жиленорман полностью отвергает Французскую революцию, а также наполеоновские убеждения Понмерси. Хотя сословные взгляды Жиленормана иногда оскорбляют Мариуса, он искренне любит своего внука и в конечном итоге делает все необходимое, чтобы Мариус был счастлив.
Гаврош
Старший сын семьи Тенардье. В раннем возрасте Гавроша выгоняют из дома, и он становится парижским уличным бродягой. Он – счастливый ребёнок, который наслаждается маленькими радостями жизни и проявляет необыкновенную щедрость по отношению к тем, кому повезло меньше, чем ему. Он также свиреп и храбр и играет решающую роль на баррикаде, хотя у него нет оружия.
Полковник Жорж Понмерси
Офицер армии Наполеона и отец Мариуса. Понмерси был тяжело ранен в битве при Ватерлоо, и, ошибочно полагая, что Тенардье спас ему жизнь, он просит Мариуса выполнить этот долг. Хотя мы мало знаем о личной жизни Понмерси, его политика оказывает большое влияние на молодого Мариуса.
Энжольрас
Лидер «Друзей Азбуки». Энжольрас – радикальный студент-революционер. Он одновременно дикий и красивый. Вместе с Курфейраком и Мариусом Энжолрас возглавляет восстание на баррикаде.
Фошелеван
Критик Вальжана в то время, когда Вальжан работает мэром Монтрей-сюр-мер под вымышленным именем Мадлен. Фошелеван становится должником Вальжана, когда Вальжан спасает его от несчастного случая в карете. Когда спустя годы они встречаются вновь, Фошлеван в ответ прячет Вальжана и Козетту в монастыре.
Пти-Жерве
Маленький мальчик, которого Вальжан грабит вскоре после отъезда из Динье.
Шампатье
Бедный, необразованный человек, который, к сожалению, настолько похож на Вальжана, что его опознают, судят и почти осуждают как Вальжана. Шампатье оказывается слишком тупым, чтобы успешно защищать себя, что показывает чёрствость французской системы правосудия.
Мабеф
Парижский церковный староста, который рассказывает Мариусу правду о его отце. Мабеф и Мариус становятся друзьями в трудные времена, а позже Мабеф геройски погибает на баррикаде.
Патрон-Минетт
Патрон-Минетт – это парижская преступная группировка, состоящая из четырёх человек, настолько сплочённая, что её четыре члена – Монпарнас, Бабет, Клекес и Гюлемер – описываются как четыре головы одного и того же жестокого зверя. Патрон-Минетт контролирует всю преступность в одном районе Парижа и помогает Тенарам устроить засаду на Вальжана.
Феликс Толомиес
Любовник Фантины в Париже. Толомиес – богатый студент, который думает о своих отношениях с Фантиной гораздо меньше, чем она сама. Он делает Фантину беременной, а затем бросает её в шутку. Толомий – биологический отец Козетты, хотя они никогда не встречались.
Азельма
Младшая дочь Тенара. Азельма растёт изнеженной и избалованной, но в итоге живёт в той же бедности, что и вся её семья.
- «Отверженные» Джеймса Хоу, краткое содержание
- «Горбун из Нотр-Дама» Виктора Гюго, краткое содержание
- «Жизнь Пи», краткое содержание
- «Ожерелье» Ги де Мопассана, краткое содержание
- «Республика» Платона, описание и анализ
- «Король Лир», краткое содержание
- «Укрощение строптивой», краткое содержание
- «Белый клык» Джека Лондона, краткое содержание
Комментирование недоступно Почему?