«Сирано де Бержерак», краткое содержание читать ~9 мин.
Пьеса «Сирано де Бержерак» (франц. Cyrano de Bergerac) — героическая комедия в пяти действиях, написанная в Париже в 1897 году Эдмоном Ростаном (франц. Edmond Rostand).
Действие происходит в Париже в 1640 году. Блестящий поэт и отважный фехтовальщик Сирано де Бержерак тайно и глубоко влюблён в свою кузину, прекрасную и умную Роксану. Несмотря на свою гениальность и харизму, Сирано считает себя слишком уродливым из-за огромного носа, чтобы признаться Роксане в своих чувствах.
Однажды вечером Сирано приходит в театр «Бургундский отель», чтобы сорвать представление. Он запретил актёру Монфлери выходить на сцену, но тот всё же намерен играть в пьесе «Клориза». В зале находятся Роксана и молодой, красивый дворянин Кристиан де Нёвилетт, который признаётся своему другу Линьеру в любви к Роксане.
Когда Монфлери появляется на сцене, Сирано сгоняет его. Группа аристократов пытается утихомирить Сирано, но он вызывает их на поединок. С ним решает сразиться виконт де Вальверт, которого влиятельный граф де Гиш прочит в мужья Роксане.

Во время дуэли Сирано экспромтом сочиняет балладу. Произнеся последнюю строку, он наносит Вальверту укол. Его победа производит фурор. Дуэнья Роксаны передаёт Сирано записку от хозяйки с просьбой о встрече. Узнав, что сатира Линьера оскорбила вельможу и сто наёмников ждут поэта в засаде, Сирано смело вызывается проводить друга и сразиться со всеми врагами.
На следующее утро Сирано встречается с Роксаной в кондитерской Рагено. Он почти готов признаться ей в любви, но она опережает его, рассказав о своих чувствах к Кристиану. Роксана просит Сирано защищать её возлюбленного, который скоро вступит в полк гасконских гвардейцев, где служит Сирано. Тот соглашается. Когда прибывают гвардейцы, Кристиан, желая доказать свою храбрость, публично насмехается над носом Сирано, что обычно равносильно самоубийству.
Однако Сирано не убивает Кристиана, а рассказывает ему о чувствах Роксаны. Кристиан в смятении: он считает Роксану слишком возвышенной, а себя — простым и некрасноречивым. Тогда у Сирано рождается идея: он будет писать Роксане письма от имени Кристиана. Это позволит ему тайно выражать свои чувства, а Кристиану — завоевать сердце возлюбленной.
Однажды Роксана признаётся Сирано, что считает Кристиана величайшим поэтом, ведь его письма глубоко тронули её. Воодушевлённый Кристиан решает, что больше не нуждается в помощи, и пытается сам заговорить с Роксаной о любви, но выставляет себя глупцом. Роксана, разгневанная и смущённая, уходит.
Чтобы спасти положение, Сирано прячет Кристиана под балконом Роксаны и шёпотом подсказывает ему нужные слова. В итоге Сирано сам встаёт под балкон и, скрытый темнотой, объясняется в любви от имени Кристиана, добиваясь для него поцелуя. Монах-капуцин тайно венчает влюблённых, но их счастье недолговечно. Разгневанный граф де Гиш объявляет об отправке полка гасконских гвардейцев на войну с Испанией.
Во время осады Арраса измученные гвардейцы страдают от голода. Сирано каждый день пишет Роксане от имени Кристиана и, рискуя жизнью, пробирается через вражеские позиции, чтобы отправить письма. Внезапно в лагерь приезжает Роксана, чтобы увидеть мужа. Она привозит с собой провизию. Кристиан замечает самоотверженность Сирано и догадывается о его чувствах. Он требует, чтобы Сирано открыл Роксане правду и позволил ей сделать выбор.
Сирано почти готов признаться, но в этот момент шальная пуля убивает Кристиана. Сирано решает навсегда сохранить тайну. Роксана падает в обморок, и де Гиш, отчасти искупая свою вину, уносит её в безопасное место, пока Сирано бросается в бой.
Проходит пятнадцать лет. Роксана живёт в монастыре, и Сирано навещает её каждую неделю. Его друг Ле Бре рассказывает Роксане, что Сирано нажил много могущественных врагов и его жизнь в опасности. Вскоре прибегает Рагено и сообщает, что на Сирано совершено покушение: сброшенное из окна бревно смертельно ранило его.
Несмотря на рану, Сирано, как обычно, приходит в монастырь. Он бледен, но голос его бодр. С наступлением сумерек Сирано просит разрешения прочесть последнее письмо Кристиана. Когда темнеет, он продолжает читать наизусть. Роксана понимает, что автором всех писем был Сирано, и именно его душу она любила всё это время.
Появляются Ле Бре и Рагено. Сирано снимает шляпу, и Роксана видит его забинтованную голову. Она признаётся ему в любви, умоляя не умирать. Но Сирано, обнажив шпагу, вступает в последний бой со своими вечными врагами — ложью, предрассудками и компромиссом. Сражаясь с тенями, он падает и умирает с улыбкой, пока Роксана склоняется над ним.
Темы
Ценности и добродетель
Пьеса «Сирано де Бержерак» пронизана размышлениями о ценностях и идеалах. Сирано — красноречивый защитник чести, отваги, славы и любви. Главный конфликт пьесы — неспособность героя признаться Роксане в своих чувствах — проистекает из его верности данному слову защищать Кристиана. Сирано хранит свою тайну почти до самой смерти. Пьеса подводит к мысли, что, оставаясь верным своим ценностям в ущерб личным желаниям, Сирано достигает нравственной чистоты.
Внутренняя и внешняя красота
Пьесу можно рассматривать как аллегорию внутренней и внешней красоты. Сирано, олицетворяющий красоту души, борется с Кристианом, воплощением красоты телесной, за любовь Роксаны. Она становится арбитром, оценивающим их достоинства. Хотя пьеса превозносит внутреннюю красоту, яркий характер Сирано проявляется именно во внешних действиях. Роксану и других восхищают его эффектные жесты: брошенный мешок с золотом, чтобы остановить спектакль, или дуэль, сопровождаемая сочинением стихов.
Внешняя привлекательность Сирано и Кристиана различна: Кристиан наделён красивым лицом, а эффектность Сирано — результат работы изощрённого ума. Тем не менее, когда Роксана говорит, что выбирает между внешней красотой Кристиана и внутренней красотой Сирано, она, по сути, выбирает между двумя разными формами внешнего проявления.
Опасность обмана
Сирано предстаёт почти безупречным персонажем, который никогда не отступает от своих строгих моральных принципов. Однако его единственный проступок — обман, на который он идёт ради помощи Кристиану, — в итоге не позволяет ему быть с Роксаной. Даже после смерти Кристиана Сирано не может признаться ей в любви, так как это было бы неуважением к памяти павшего друга и её горю.
Этот обман обрекает Сирано на суровое существование: он вынужден жить рядом с любимой женщиной, оставаясь эмоционально отстранённым. Из-за этой уловки Роксана влюбляется в идеал, которого не существует. В результате она любит не реального Кристиана или Сирано, а созданный ими совершенный образ. Глубокая любовь, которую разделяют Сирано и Роксана, так и не находит своего полного воплощения.
Историческая основа и наследие
Образ главного героя вдохновлён реальной исторической личностью — Савиньеном де Сирано де Бержераком (1619–1655), французским драматургом, поэтом и вольнодумцем. Он, как и персонаж пьесы, был известен своим большим носом, дуэльной отвагой и острым языком. Однако Ростан сильно романтизировал его биографию, создав одного из самых знаменитых героев мировой литературы.
Премьера пьесы состоялась в 1897 году и имела ошеломительный успех. В эпоху, когда на сцене доминировали реализм и натурализм, героическая комедия Ростана стала триумфом романтизма. Её популярность стала неожиданностью даже для самого автора и ознаменовала возрождение романтической драмы.
С пьесой неразрывно связано понятие «панаш» (франц. panache), означающее особую удаль, щегольство и умение сохранять лицо даже перед лицом смерти. Это слово, которым в оригинале завершается предсмертный монолог Сирано, стало символом его характера. Благодаря пьесе оно вошло во многие языки мира как обозначение показной уверенности и яркого стиля.
Список персонажей
Сирано де Бержерак
Поэт, фехтовальщик, учёный и гвардеец из Гаскони. Несмотря на многочисленные таланты, Сирано некрасив: его огромный нос вселяет в него неуверенность и мешает открыть свои чувства кузине Роксане. Он остроумен, отважен и красноречив, следует бескомпромиссному кодексу чести. Недостаток уверенности в себе оказывается его главным противником, мешая ему обрести любовь.
На людях Сирано — герой, обладающий необыкновенным остроумием. Однако наедине с собой он мрачен и подавлен. Его преданность Роксане непоколебима, но, возможно, он влюблён не столько в неё, сколько в саму идею любви, в её поэзию и тайну. В конце он позволяет любви убить себя, даже когда Роксана отвечает ему взаимностью.
Роксана
Кузина Сирано, красивая и умная наследница. Она ценит романтику, поэзию и остроумие. Роксана — центр сложной системы привязанностей, влияющий на судьбы почти всех персонажей. Её доброта и искренность не вызывают сомнений. В сцене осады Арраса она заявляет, что теперь любит Кристиана не за красоту, а за душу, что меняет ход пьесы и разрешает её основной конфликт.
Барон Кристиан де Нёвилетт
Молодой дворянин, во многом противопоставленный Сирано. Он красив, но прост и не обладает красноречием. Влюбившись в Роксану, он вступает в полк гасконских гвардейцев. По красоте с ним может сравниться лишь сама Роксана.
Граф де Гиш
Влиятельный женатый аристократ, влюблённый в Роксану и неприязненно относящийся к Сирано. Коварный и мстительный, он несколько раз пытается устранить Сирано.
Рагено
Друг Сирано, кондитер, страстно любящий поэзию. Он раздаёт выпечку в обмен на стихи, и его лавка становится приютом для поэтов. Его персонаж иллюстрирует идею о том, что поэзия — пища для души. Позже он становится носителем у Роксаны.
Ле Бре
Ближайший друг и доверенное лицо Сирано, его сослуживец. Ле Бре беспокоится, что бескомпромиссность Сирано повредит ему, но тот игнорирует его предостережения.
Линьер
Друг Кристиана, поэт-сатирик и пьяница, наживший себе много врагов. Сирано защищает его от сотни наёмников, подосланных де Гишем.
Дуэнья
Компаньонка и наперсница Роксаны. Она оберегает свою хозяйку и напоминает кормилицу Джульетты из трагедии «Ромео и Джульетта».
Виконт де Вальверт
Надменный молодой дворянин, которого де Гиш выбрал в качестве подставного мужа для Роксаны. После того как он оскорбляет нос Сирано, тот побеждает его на дуэли.
Монфлери
Полный, бездарный актёр, которому Сирано запрещает появляться на сцене.
Карбон де Кастель-Жалу
Друг Сирано и капитан его роты. Волевой и успешный командир.
Бельроз
Управляющий театра в «Бургундском отеле».
Лиза
Жена Рагено, практичная и резкая женщина. Она не одобряет увлечение мужа поэзией и в итоге оставляет его ради мушкетёра.
Капуцин
Скромный монах. Сначала он должен был передать послание от де Гиша Роксане, но позже он проводит обряд венчания Роксаны и Кристиана.
Мать Маргарита де Хесус, сестра Клара, сестра Марта
Монахини из монастыря, где живёт Роксана. Они с уважением и состраданием относятся к Сирано и позволяют ему посещать их обитель.
Кардинал Ришелье
Историческая личность, упоминаемая в пьесе как дядя графа де Гиша. Фактически самый влиятельный человек во Франции того времени, чья власть соперничала с королевской.
Комментирование недоступно Почему?