«Антихрист» Фридриха Ницше, краткое содержание читать ~12 мин.
Книга «Антихрист. Проклятие христианству» была опубликована в 1895 году, хотя Ницше закончил её написание в 1888 году. Это было связано с противоречивым характером содержания. Книга была написана в то время, когда назвать книгу «антихристовой» или «антихристианской» означало бы в Германии большое зло. Ницше предполагает, что для того, чтобы правильно оценить эту работу, нужно быть человеком, который оценил его предыдущую работу «Заратустра», и добавляет, что для действительно новаторских идей истинная рецепция часто должна быть посмертной. Также очевидно, что Ницше стремился разрушить религиозные догмы и прототипы.
Исторически эта работа, наряду со многими другими трудами Ницше, представляет собой то, что в конечном итоге стало большим достижением в области нигилизма, а затем и экзистенциализма. Нигилизм – это философия, которая наиболее точно определяет философские аргументы Ницше в целом, утверждая, что, во-первых, вера человека в Бога необоснованна и ошибочна, и, следовательно, наше понимание морали, цели, смысла также ошибочно.
Ницше использовал эту книгу, чтобы выразить презрение автора к систематизированной религии, и в частности к христианству. В ранние годы Ницше находился под влиянием произведений Рихарда Вагнера и дарвиновских теорий. Хотя у него было христианское происхождение, он сомневался в своих убеждениях по мере того, как узнавал все больше и писал эссе о своих открытиях.
Очевидно, что это произведение является отражением нигилистической и экзистенциалистской идеологий, которые были в основном выражены в его произведениях. Первоначальный замысел произведения заключался в критике христианства и морали как формы невежества. В своих новых открытиях Ницше пришёл к убеждению, что вера человека в Бога безосновательна и ошибочна, а значит, и понимание морали, смысла и цели.
Антихрист выдвигает гипотезу о том, что христианство ставит слабые места там, где должна существовать добродетель. Вместо того чтобы обратиться к организованной религии и ценностям архетипов, он выступил в защиту науки и сокрушил «рабскую мораль» западного христианства. Вместо этих примитивных представлений о том, как следует относиться к человеческому опыту, Ницше предлагает альтернативный аргумент, возможно, уходящий корнями в дарвинистскую точку зрения, сформулированную 30 годами ранее в «Происхождении видов», которая гласит, что основной функцией развития жизни является выживание сильнейшего в результате конкуренции.
Ницше считал, что действие и уверенность в себе позволят людям стать сильнее. Христианство рассматривается как религия жалости, которая оказывает депрессивное воздействие на силу и жизнеспособность и препятствует прогрессу жизни. Оно также защищает слабых, которые подлежат очевидному уничтожению. Поэтому христианство противостоит благородной морали и естественным законам, так как способствует несчастью и является главным инструментом для роста упадка.
Хотя книга предлагает убедительное изложение последствий этого аргумента, её основной вклад в литературное и философское сообщество заключается в том, что она понимает христианство как мировоззрение, которое ставит в привилегированное положение слабых. Христианство в рамках этой концепции является фиктивным и противоречит истине природы, которая заключается в том, что единственной моральной ценностью в жизни является власть и контроль.
Содержание, кратко
«Антихрист» был написан в зажигательном стиле, в нём чувствуется религиозная ярость вместо классических философских аргументов. В этой работе Ницше выступал против систематических религий, которые, по его мнению, мешали развитию жизни, особенно знаний и культуры. Предложения «Антихриста» являются продолжением аргументов дарвиновского «Происхождения видов», в котором утверждается идея о том, что основой развития жизни является выживание сильнейшего. Таким образом, книга просто объясняет и применяет религиозные и философские взгляды на естественные законы жизни. Антихрист» кипит риторикой, резкой критикой и оскорблениями, которые могут заставить читателя оттолкнуться от произведения. Действительно, как утверждает Ницше, это книга, которая “…принадлежит очень немногим”.
Как и все философы-моралисты, Ницше начинает с определений добра, зла, порока и счастья. Слова, используемые в этой работе, основаны на определении Ницше. Затем он продолжает критиковать христианство за неодобрение как зла основных инстинктов человека, которые сохраняют жизнь и способствуют росту силы. Вместо этих естественных ценностей христианство пропагандирует ценности, отрицающие жизнь, и самая значительная из них – чувство жалости.
Ницше утверждает, что «христианство – это религия жалости», которая противостоит тонизирующим эмоциям, повышающим жизненную силу человека. По его мнению, человек лишается силы, когда испытывает жалость. Поэтому Ницше утверждает, что жалость умножает страдания, поскольку заставляет страдать тех, кого жалеют. В конечном итоге жалость угнетает людей и лишает их силы воли.
Далее Ницше утверждает, что христианство защищает и способствует сохранению тех людей, которых природа выбрала для уничтожения или неудач. В этом отношении сохранение неудачников приводит к упадку жизни, потому что она наполняется слабыми и деградирующими личностями. Жалость имеет два ужасных последствия: она увеличивает страдания и сохраняет людей, которые причиняют эти страдания, в качестве объектов нашей жалости. Поэтому жалость должна быть отвергнута, потому что она делает жизнь более несчастной и упадочной.
Антихрист также утверждает, что концепция христианского Бога противоречива и упадочна. Христианский Бог представлен как Бог угнетённых, слабых и бедных, который из страдания делает добродетель. Это Бог, который выродился в “…простой символ, посох для усталых, простыню-якорь для утопающих”. Поэтому такой Бог может обратиться к каждому подавленному человеку. В отличие от богов язычников, христианский Бог остаётся Богом больных и слабых, несмотря на толпы, которые следуют за ним. Этот бог привлекателен для людей, живущих в бессилии и страданиях, потому что он позволяет им отречься от нынешнего существования ради грядущего лучшего. Христианский Бог – это отрицатель этой жизни, а не утверждающий и жизнеутверждающий Бог, за которого выступают законы природы.
Ницше продолжает сравнивать христианство с буддизмом. Он утверждает, что обе веры нигилистичны и упадочны, но подчёркивает, что буддизм лучше, если сравнивать его с христианством. Это происходит потому, что буддисты стремятся свести к минимуму страдания, что защищает их от попадания в ту же ловушку, что и христиан. Поэтому буддисты, в отличие от христиан, могут достичь мира, пока они на земле. Наконец, Ницше сетует на влияние христианских ценностей на социальную практику его эпохи. Особенно он сетует на то, как эти ценности проникли в изучение философии в Германии. Поэтому, по его мнению, христианство разлагало философию своим отказом от естественной жизни в пользу чистого духа.
«Антихрист» не ставил своей целью представить новые идеи или способствовать расширению знаний, а представлял собой попытку уничтожить систематическую религию, которая, по мнению Ницше, отрицала развитие знаний. Очевидно, что представленные взгляды были логическими выводами, возникшими при встрече христианского и научного мировоззрений.
Персонажи
Гиперборейцы
Первый раздел работы начинается словами: “Мы – гиперборейцы”, и даже включает конференц-заметку о том, как исследовать, что означает это утверждение. Многие поняли это как отсылку к греческому мифу о людях, живущих за самыми северными ветрами. Это означает, что Ницше возвещает прогрессивную философию как народ, который находится вне влияния общего «северного ветра».
Христианские священнослужители
Ницше не может сказать ничего хорошего о лидерах церкви. Согласно его философии, лидер в церкви – это тот, кто не заслуживает власти, но получил её через извращённую систему, созданную слабыми для их защиты. Это отличается от тех, кто говорит, что религия – это устройство, созданное для контроля над слабыми. Это больше похоже на утверждение, что слабые по своей природе люди создали сложную систему верований для своей защиты и оправдания. Для Ницше власть, которую имеют священнослужители в навязывании этой противоестественной системы в обычных обществах Европы, представляет собой большой провал Запада.
Израильская нация
В общепринятой христианской интерпретации повествование Ветхого Завета Библии понимается по тексту, но если быть доскональным, то это повествование – рассказ о том, как Бог, сотворивший мир, предлагает восстановление человечеству после того, как оно не сумело вести себя в соответствии с его законом.
Еврейский рассказ следует за царями и пророками, которые заключают заветы с Богом как его избранный народ, а христианский рассказ продолжает объяснять, что Иисус был еврейским мессией, а его смерть и воскресение – это официальный путь к Богу.
Ницше не так интерпретирует эту историю. Ницше предлагает нам то, что в некоторых школах литературного анализа называется ревизионистским изложением, то есть он пересматривает общепринятое понимание этой истории в соответствии с тем, как она могла развиваться с течением времени.
Согласно его гипотезе, история была доведена до нынешнего состояния в процессе жизни многих поколений, а целью было создание альтернативной системы, чтобы остановить власть сильных над слабыми.
Иисус Христос
Было бы нечестно сказать, что книга Ницше – это аргумент против самого Иисуса Христа, хотя он и называл его Антихристом. Правильнее было бы сказать, что книга имела смысл «Антихрист».
Это не значит, что Ницше не выражает критики учения мессии. В частности, он критикует то, как христианские блаженства, кажется, предлагают защиту слабым и жалким на небесах.
Ницше считает, что это антитеза добра и природы. Фактически он называет учение о чем-либо духовном или небесном ложью. Иисус, таким образом, становится фигурой, чьё послание о милосердии и служении было привлекательным для людей, которые нуждались в подобной системе, по которой можно было бы судить о сильных.
Темы
Зло морализма
Когда Ницше выражает презрение к морализму, он ссылается на аргумент, который он пытается разрушить во второй части книги, утверждая, что «добро» – это сила, а «зло» – слабость. Все, что выходит за рамки этих парадигм, является противоестественным и манипулятивным. Это вдвойне верно для идеи христианской морали, которая утверждает, что высшее добро – это самопожертвование, как Иисус умер, чтобы искупить грехи человеческой расы, а высшее зло – считать себя ценнее других, что в христианской схеме называется гордыней.
Даже для современных теистов эта критика является поучительной. По касательной Ницше объясняет, что современный морализм является продолжением теизма, и если верить в то, что бога нет, то сама ткань морали теряет логическое значение. Ницше предлагает натуралистический, животный взгляд на мораль вместо религиозного. Добро – это просто то, чего вы можете достичь с помощью силы. Зло – это когда ты не можешь сделать то, что хочешь, потому что ты слаб и жалок.
Ложность иудео-христианских текстов
Раньше в Европе религия рассматривалась как данность, то, что не поддаётся общественной критике. А затем, в 19 веке, после эпохи Просвещения, у скептиков вдруг появилось место для аргументации против религии как системы, что и сделал Ницше, став своего рода атеистическим пророком.
Его аргумент чётко прослеживается в этой книге: религия – это устройство, которое приносит пользу тем, кто не способен защитить себя от власти. В «Антихристе» он уделяет время объяснению того, как эта история могла развиваться в течение многих лет с целью установления культурных и правовых перспектив, которые ограничивали бы возможности сильных мира сего возвышаться над слабыми за их счёт. Как они могли добиться этого в обществе, которое должно было отвечать перед Богом за своё отношение к бедным и нуждающимся?
На самом деле, учения Ницше против необходимости религии были одними из самых долговечных и эффективных. Западная правовая система все ещё в значительной степени иудео-христианская, поскольку содержит законы, защищающие каждого гражданина от нападения других, что Ницше особенно осуждает. Однако на Западе стало гораздо безопаснее и уважаемее выражать атеистические идеи, особенно в литературе и философии.
Важность логического пуританства
Важное замечание сделано в тексте, когда Ницше обвиняет Канта в морализме в разделе под названием «Несколько слов против Канта как моралиста». Эффект обвинения заключается в том, что если вы говорите, что вы не христианин, то это должно иметь радикальные последствия в вашем восприятии мира. Если, например, Кант все ещё испытывает чувства к морали как к системе, значит, он не смог допустить логику атеизма, какие бы скрытые мотивы у него ни были. Подробнее о взглядах Ницше на интеллектуальную целостность читайте в «Притче о сумасшедшем».
Зло религиозных институтов
Если Ницше прав, утверждая, что единственным правильным взглядом на добро и зло является чисто натуралистический, то религиозные и правовые системы, зависящие от христианской морали, лишили сильных мира сего огромного богатства и статуса. Не говоря уже о том, что если существуют законы, которые не позволяют одному человеку использовать свою власть для причинения вреда другому человеку, то многие были наказаны за то, что является чисто нормальным, естественным и хорошим.
«Антихрист» объясняет, что в основе этого раскола лежит философская повестка церкви и других религиозных институтов. Ницше бесстрашно осуждает действия церкви, он утверждает, что власть имущие в церкви – манипуляторы и воры. Он говорит, что вся их политика основана на жалости, которая как система кажется Ницше отвратительной и неправильной. На протяжении всех своих трудов он объясняет, что христианство, по сути, сводится к тому, что овцы правят львами ради блага других овец.
«Антихриста» следует понимать как произведение теологии, поскольку по своей природе оно затрагивает только религиозные вопросы. В рамках этой категории произведение функционирует как ужасы. Книга задумана, как следует из её названия, к огорчению христиан. Ницше не только делает довольно оскорбительные заявления (особенно в Европе того времени), но и подкрепляет их убедительными аргументами, указывающими на многие проблемы религии, которые более или менее верны. Книга вызывает недоумение тем, как она разрушает чувство религиозной веры человека.
Работа Ницше – это окончательная проверка веры, потому что она напоминает читателю обо всех проблемах, которые подразумевает религия, проблемах, которые они игнорировали при формировании своих религиозных убеждений. Ницше словно спрашивает читателя: “Когда вы стали христианином, помните ли вы, что пожертвовали частью своего интеллекта?”. Его предположение состоит в том, что каждый, кто строит хотя бы часть своей жизни на слепой религиозной вере, пошёл на серьёзный компромисс в своём интеллекте.
Это не то же самое, что атеизм. Это прямой нигилизм. Ницше очень легко мог бы написать такую же книгу, чтобы обеспокоить атеиста (и он часто делает это в других произведениях). Ницше презирает сам акт религиозной веры. Он рассматривает веру в Библию как форму интеллектуальной болезни, как болезнь, которая распространяется от человека к человеку как паразит, наживаясь на человеческих страданиях и человеческой готовности «верить» во что-то ради исполнения желаний.
- «Так говорил Заратустра» Фридриха Ницше, краткое содержание
- «По ту сторону добра и зла» Фридриха Ницше, краткое содержание
- «Человеческое, слишком человеческое» Фридриха Ницше, краткое содержание
- «Рождение трагедии из духа музыки» Фридриха Ницше, краткое содержание
- «О генеалогии морали» Фридриха Ницше, краткое содержание
- «Сочинения Фридриха Ницше», краткое содержание
- «О пользе и вреде истории для жизни» Фридриха Ницше, краткое содержание
- «Дождь» Сомерсета Моэма, краткое содержание
Комментирование недоступно Почему?