«Антихрист» Фридриха Ницше, краткое содержание читать ~9 мин.
Книга «Антихрист. Проклятие христианству» (Der Antichrist. Fluch auf das Christenthum) немецкого философа Фридриха Ницше (Friedrich Wilhelm Nietzsche) была опубликована в 1895 году, хотя автор завершил работу над ней ещё в 1888 году. Публикация была отложена из-за скандального и провокационного содержания рукописи. В то время в Германии назвать книгу «антихристовой» или «антихристианской» означало бросить вызов общественным устоям. Ницше предполагал, что для правильной оценки этого труда читатель должен быть знаком с его предыдущим произведением — «Так говорил Заратустра». Философ добавлял, что подлинное признание новаторских идей часто приходит лишь посмертно.
Исторически эта работа, как и многие другие труды Ницше, стала важным этапом в развитии сначала нигилизма, а затем и экзистенциализма. Нигилизм в трактовке Ницше утверждает, что вера в Бога безосновательна, а следовательно, традиционные представления о морали, цели и смысле жизни также ошибочны. Философ стремился разрушить устоявшиеся религиозные догмы.

В этой книге Ницше выразил своё презрение к систематизированной религии, в особенности к христианству. В ранние годы на него оказали влияние произведения Рихарда Вагнера и эволюционная теория Дарвина. Несмотря на христианское воспитание, по мере углубления в философию и науку он начал сомневаться в религиозных истинах и посвящал эссе своим размышлениям.
«Антихрист» выдвигает тезис о том, что христианство превозносит слабость там, где должна царить добродетель. Вместо обращения к организованной религии философ отстаивал ценность науки и критиковал «мораль рабов», свойственную западному христианству. В противовес этим идеям Ницше предлагал альтернативный взгляд, уходящий корнями в дарвиновскую точку зрения, согласно которой основной движущей силой развития жизни является выживание наиболее приспособленных в результате конкуренции.
Ницше считал, что активные действия и уверенность в себе делают человека сильнее. Христианство же он рассматривал как религию жалости, которая подавляет волю к жизни и препятствует развитию. Оно защищает слабых, которые, согласно законам природы, подлежат устранению. Таким образом, христианство противостоит «морали господ» и естественному порядку вещей, способствуя упадку и умножая несчастья.
Основной вклад книги в философию заключается в представлении христианства как мировоззрения, которое ставит в привилегированное положение слабых. Ницше утверждает, что христианство фиктивно и противоречит истине природы, согласно которой единственной подлинной ценностью в жизни являются власть и воля к самоутверждению.
Содержание, кратко
«Антихрист» написан в провокационном, почти пророческом стиле, который больше напоминает религиозное негодование, чем классический философский трактат. В этой работе Ницше выступает против систематических религий, которые, по его мнению, мешают развитию жизни, знания и культуры. Идеи «Антихриста» продолжают аргументы, заложенные в дарвиновском «Происхождении видов». Книга объясняет и применяет законы природы к религиозным и философским вопросам. Текст изобилует резкой риторикой и критикой, что может оттолкнуть неподготовленного читателя. Как утверждал сам Ницше, это книга, которая “…принадлежит очень немногим”.
Подобно другим философам-моралистам, Ницше начинает с определения добра, зла и счастья, но вкладывает в эти понятия собственный смысл. Он критикует христианство за то, что оно объявляет злом базовые инстинкты человека, направленные на сохранение жизни и рост могущества. Вместо этих естественных ценностей христианство пропагандирует ценности, отрицающие жизнь, и главная из них — жалость.
Ницше утверждает: “христианство — это религия жалости”, которая противостоит эмоциям, повышающим жизненную силу. По его мнению, человек лишается силы, когда испытывает жалость, а сама жалость лишь умножает страдания в мире. В конечном счёте жалость угнетает людей и ослабляет их волю к власти.
Философ также отмечает, что христианство способствует сохранению тех, кого природа обрекла на неудачу или гибель. Поддержка слабых ведёт к общему упадку, поскольку жизнь наполняется деградирующими элементами. Таким образом, жалость имеет два пагубных следствия: она увеличивает страдания и сохраняет тех, кто эти страдания вызывает. Поэтому жалость должна быть отвергнута как антижизненный принцип.
В «Антихристе» утверждается, что концепция христианского Бога противоречива и упадочна. Это Бог угнетённых, слабых и бедных, который превращает страдание в добродетель. Он выродился в “…простой символ, посох для усталых, простыню-якорь для утопающих”. Такой Бог обращён к каждому подавленному человеку и привлекателен для тех, кто живёт в бессилии, поскольку позволяет им отречься от реального мира ради вымышленного будущего. Христианский Бог — это отрицатель жизни, а не утверждающий её символ, как того требуют законы природы.
Ницше сравнивает христианство с буддизмом. Он считает обе религии нигилистическими и упадочными, однако подчёркивает, что буддизм более реалистичен. Буддисты стремятся свести к минимуму страдания, что позволяет им достичь внутреннего покоя уже на земле, в то время как христиане живут ожиданием загробного воздаяния. В завершение Ницше сетует на пагубное влияние христианских ценностей на философию и науку его эпохи, которые, по его мнению, деградировали из-за отказа от естественной жизни в пользу «чистого духа».
Персонажи
Гиперборейцы
Первый раздел работы начинается словами: “Мы — гиперборейцы”. Это отсылка к древнегреческому мифу о народе, живущем за северными ветрами, то есть за пределами известного мира. Так Ницше определяет себя и своих читателей — людей с прогрессивной философией, находящихся вне влияния общепринятой морали, этого «северного ветра» европейской культуры.
Христианские священнослужители
Ницше не находит добрых слов для лидеров церкви. Согласно его философии, священник — это человек, получивший власть не по праву сильного, а через извращённую систему, созданную слабыми для самозащиты. Слабые по своей природе люди, движимые чувством обиды и зависти (ressentiment), создали сложную систему верований для оправдания своей несостоятельности. Для Ницше власть духовенства, навязывающего эту противоестественную систему, является величайшим провалом Запада.
Израильская нация
Общепринятая христианская интерпретация Ветхого Завета — это рассказ о том, как Бог предлагает человечеству путь к спасению. Еврейский народ, заключая завет с Богом, становится его избранником, а христианское повествование продолжает эту историю, представляя Иисуса как мессию, чья смерть и воскресение открывают путь к Богу для всех.
Ницше предлагает ревизионистское прочтение этой истории. Согласно его гипотезе, повествование формировалось на протяжении многих поколений с одной целью: создать систему ценностей, которая позволила бы слабым одержать верх над сильными. Священническая каста, утратив реальную власть, совершила «переоценку всех ценностей», объявив добродетелями покорность и смирение, а грехом — силу и гордость.
Иисус Христос
Было бы не совсем точно говорить, что книга направлена против личности Иисуса Христа. Её название скорее следует понимать в значении «антихристианин». Ницше отделяет Иисуса от церкви, построенной его последователями. Он видит в Иисусе своего рода «идиота» в не-оскорбительном смысле — чистого, наивного анархиста, жившего вне понятий греха и вины и умершего за свои убеждения, а не за чужие грехи.
Настоящим «антихристом» для Ницше является апостол Павел. Именно он, по мнению философа, извратил учение Иисуса, превратив его в религию ressentiment. Павел ввёл понятия греха, загробного воздаяния и искупительной жертвы, создав теологию, которая стала инструментом власти и порабощения. Таким образом, критика Ницше направлена не столько на Иисуса, сколько на христианство как институт, созданный Павлом и церковью.
Темы
Порочность морализма
Выражая презрение к морали, Ницше исходит из тезиса, что «добро» — это всё, что усиливает волю к власти, а «зло» — это слабость. Всё, что выходит за рамки этой парадигмы, противоестественно. Это особенно верно для христианской морали, которая объявляет высшим добром самопожертвование, а высшим злом — гордыню. Ницше предлагает натуралистический, животный взгляд на мораль: добро — это то, чего можно достичь силой, а зло — неспособность достичь желаемого из-за слабости.
Ложность иудео-христианских текстов
В XIX веке, после эпохи Просвещения, у скептиков появилось пространство для критики религии как системы. Ницше стал одним из самых радикальных критиков, своего рода «атеистическим пророком». Его аргумент прост: религия — это изобретение, которое приносит пользу тем, кто не способен себя защитить. В «Антихристе» он объясняет, как эта система формировалась веками с целью ограничить возможности сильных возвышаться за счёт слабых, заставив общество отвечать перед Богом за отношение к бедным и нуждающимся.
Требование интеллектуальной честности
В разделе «Несколько слов против Канта как моралиста» Ницше обвиняет Канта в непоследовательности. Если человек заявляет, что он не христианин, это должно коренным образом менять его мировоззрение. Если же Кант по-прежнему апеллирует к моральному долгу, значит, он не смог до конца принять логические следствия атеизма. Для Ницше интеллектуальная честность требует полного разрыва с остатками религиозного мышления. Подробнее об этом можно прочесть в его «Притче о безумце».
Зло религиозных институтов
Если Ницше прав, то религиозные и правовые системы, основанные на христианской морали, лишили сильных мира сего огромных богатств и власти. Законы, запрещающие одному человеку использовать свою силу во вред другому, наказывают людей за то, что является естественным и, с точки зрения Ницше, хорошим. Философ утверждает, что в основе этого лежит повестка церкви. Он бесстрашно осуждает духовенство, называя его политику основанной на отвратительной ему жалости. Христианство, по его словам, — это система, в которой «овцы правят львами».
«Антихриста» следует рассматривать как произведение теологии, поскольку оно целиком посвящено религиозным вопросам. В рамках этой категории книга функционирует как философский «ужас». Она задумана, как и следует из названия, чтобы вызвать смятение у христиан. Ницше не только делает оскорбительные заявления, но и подкрепляет их убедительными аргументами, указывая на реальные проблемы религии. Книга разрушает привычное чувство веры.
Работа Ницше — это предельная проверка веры, поскольку она напоминает читателю обо всех проблемах, которые подразумевает религия, и которые он мог игнорировать. Ницше словно спрашивает: “Когда вы стали христианином, осознавали ли вы, что пожертвовали частью своего интеллекта?”. Его предположение состоит в том, что каждый, кто строит свою жизнь на слепой вере, идёт на серьёзный интеллектуальный компромисс.
Это не просто атеизм, это последовательный нигилизм. Ницше презирает сам акт веры. Он рассматривает веру в Библию как форму интеллектуальной болезни — недуга, который распространяется от человека к человеку, паразитируя на человеческих страданиях и готовности «верить» во что-либо ради исполнения желаний.
- «Так говорил Заратустра» Фридриха Ницше, краткое содержание
- «По ту сторону добра и зла» Фридриха Ницше, краткое содержание
- «Человеческое, слишком человеческое» Фридриха Ницше, краткое содержание
- «Рождение трагедии из духа музыки» Фридриха Ницше, краткое содержание
- «О генеалогии морали» Фридриха Ницше, краткое содержание
- «Дождь» Сомерсета Моэма, краткое содержание
Комментирование недоступно Почему?