«Так говорил Заратустра» Фридриха Ницше, краткое содержание читать ~13 мин.
Ницше считал «Так говорил Заратустра» одним из своих самых важных произведений. В конечном счёте, это произведение о преодолении себя. В нём сочетаются перевёрнутые аллюзии на Библию, греческую мифологию и древнеперсидскую религию.
Ницше писал это произведение в течение двух лет, причём первая часть была написана всего за десять дней. Сам Ницше считал «Так говорил Заратустра» одной из своих самых важных работ, и многие комментаторы считают её наиболее подробным объяснением его идей о «сверхчеловеке» и «воле к власти».
Первоначально он написал только три части книги, считая, что лучше всего завершить её концовку, когда Заратустра открывает на своей горе доктрину «вечного повторения». Позже он написал четвёртую часть, которую отказался публиковать, заявив, что она слишком кощунственна для публичного употребления. Четвёртая часть циркулировала среди его друзей в виде рукописного черновика, пока, наконец, не была опубликована его сестрой после того, как Ницше поддался умопомешательству.
Книга «Так говорил Заратустра» также является одним из самых популярных публичных произведений Ницше. Хотя при первой публикации она получила лишь лёгкое одобрение, после смерти Ницше её популярность возросла, и в наше время она продолжает оставаться его самым продаваемым произведением. Во время Второй мировой войны правительство Германии напечатало более 100 000 экземпляров этой книги и распространило их среди военнослужащих вместе с экземплярами Библии.
На уровне повествования книга рассказывает о путешествиях и учениях Заратустры, мифического, религиозного, пророческого учителя, который пришёл, чтобы принести учение «сверхчеловека» в мир. Учение Заратустры представляет собой сочетание древних религиозных текстов, таких как истории из Нового Завета и греческие мифы. Повествование в книге скудное. Вместо этого в центре произведения – учение Заратустры о сверхчеловеке и его внутренняя борьба за преодоление тех аспектов мира, которые в конечном итоге приведут его к доктрине «вечного повторения», состоянию, ассоциирующемуся с окончательной трансцендентностью.
В книге излагается взгляд Ницше на «сверхчеловека», состояние чистого бытия, в котором человек может любить природу и землю как высшее благо. Книга знаменита тем, что в ней развито убеждение Ницше о том, что «Бог мёртв», – учение, которое Ницше первоначально развил в своей книге «Наука Геи». В книге «Так говорил Заратустра» Ницше представляет себе мир, в котором сверхчеловек может преодолеть учение мёртвого христианства, чтобы прийти к более великому вечному возвращению.
Экспериментальный стиль книги не позволил ей стать популярной в академических и философских кругах до самой смерти Ницше. Часто недвусмысленный стиль книги плохо вписывался в философский стиль работ конца 19-го и начала 20-го века. Однако постмодернистское философское сообщество конца XX века приняло эту работу и её пограничный формат, в котором философия сочеталась с критикой религии и общества.
Многие постмодернистские теории деконструкции были основаны на работе Ницше в «Так говорил Заратустра», и книга продолжает порождать новые академические работы по интерпретации. Сегодня существуют сотни комментариев и толкований к самой известной работе Ницше, и она продолжает оказывать влияние на новые поколения философов.
Сюжет
Заратустра – мудрец и пророк, обладающий огромной любовью к человечеству. Из-за этой любви он желает покинуть уединение своего горного дома, чтобы научить других великой истине, которую он открыл: истине о сверхчеловеке. Сначала Заратустра приходит в деревню, где делает заявление о том, что Бог мёртв. Далее он говорит, что сверхчеловек – это истинное состояние бытия, к которому должно стремиться человечество. Однако люди отвергают его как сумасшедшего, и Заратустра понимает, что его учение должно идти другим путём.
Тогда Заратустра находит учеников, готовых слушать его учение. Он обучает их наедине, подготавливая их к достижению состояния сверхчеловека, чтобы они могли в конечном итоге нести его учение остальному миру. Заратустра обучает их ключевым моментам своего знания. Чтобы стать сверхчеловеком, нужно иметь зависть, быть воином и не жалеть мир. Но, как ученики других религиозных лидеров сначала не понимают учения своего мастера, так и ученики Заратустры не понимают, чему он пытается их научить. С большой грустью Заратустра покидает своих учеников и возвращается на свою гору уединения, призывая их идти и распространять его учение.
В уединении Заратустра прозревает и понимает, что его ученики исказили его учение. Заратустра понимает, что должен вернуться к ним, чтобы наставить их на правильный путь, поэтому он снова покидает свой дом в горах и животных, которые являются его спутниками, и отправляется на поиски своих учеников на Благословенные острова. Здесь он обнаруживает, что ошибка его учеников заключается в том, что они пытаются смешать его новое учение о сверхчеловеке со старым учением христианства. Такая глупость никогда не сработает, потому что путь Заратустры чист, а учение христианства лишь удерживает людей от обретения истинного единения с природой и с самими собой.
Затем Заратустра начинает нападать на тех, кто хочет исказить его учение, превратив его в то, чем оно не является. Он борется со священниками, которые всё ещё верят в мёртвого Бога, и спорит с руководителями академии, которые хотят заменить Бога другими стремлениями к знаниям. Такие занятия не ведут к истинному состоянию человечества, учит Заратустра, и учёные, которые следуют им, так же глупы, как и религиозные фанатики.
Затем он нападает на поэтов как на тех, кто ответственен за создание небесных миров, в которых поселилась религия. Раньше поэзия вдохновляла людей мечтать и верить в рай и загробную жизнь. После появления сверхчеловека поэзия утратила свою силу, поэтому Богу негде жить. Однако вскоре Заратустра понимает, что его самого тяготит великий враг – жалость к человечеству. Именно его собственная любовь к человечеству теперь стала препятствовать его истинному восхождению к сверхчеловеку. Он отчаивается, потому что, хотя он и любит человечество, он знает, что должен отказаться от него, чтобы обрести своё собственное истинное состояние бытия.
Заратустра начинает новое путешествие к своей горе. По пути он осознает истинную природу божественного. В приступе болезни он осознает, что все, что произошло, произойдёт снова. Он достигает состояния блаженства и долгие годы живёт в счастливом одиночестве на своей горе.
Однако через много лет он слышит крик о беде от высшего человеческого существа. Высший человек изучил учение Заратустры и теперь хочет найти самого Заратустру, чтобы достичь того же состояния блаженства и единения с природой, которое обрёл Заратустра.
Заратустра понимает, что высшее существо – это группа людей, в которую входят цари, колдун и другие искатели знаний, пришедшие в его пещеру, чтобы узнать от него истинную природу бытия. Заратустра высмеивает этих людей, и они пытаются подмять под себя его собственное учение. Они устраивают праздник в честь осла, на котором называют осла новым божеством и поклоняются ему.
Заратустра приходит к новому пониманию: хотя эти люди, возможно, не являются высшими существами, которых он ищет, они научились высмеивать символы христианства и старые учения, обретя тем самым истинное счастье. В конце книги Заратустра вновь покидает свою гору, чтобы передать это высшее знание тем, кто станет его истинными детьми.
Список персонажей
Заратустра
Пророк, философ, который спускается со своей горы, чтобы передать свои знания миру.
Канатоходец
Умирает, упав с каната. Заратустра хоронит его.
Шут
Виновен в падении канатоходца. Он говорит Заратустре, что тот должен покинуть деревню, иначе жители убьют его.
Ученики Заратустры
Безымянные последователи учения Заратустры. Они часто бросают ему вызов и никогда полностью не понимают его учения, пока Заратустра с ними.
Гном
Является Заратустре в видении. Гном олицетворяет дух тяжести, величайшего врага Заратустры.
Орёл и змея
Животные Заратустры в его горной пещере. Они отвечают за поиск пищи и обеспечивают дружеское общение с Заратустрой.
Горбун
Калека, который просит Заратустру исцелить его, но Заратустра отказывается.
Старик
Человек, с которым Заратустра впервые встречается, когда покидает свою гору. Старик советует Заратустре остаться в горном уединении.
Цари
Двое мужчин, которых Заратустра встречает во время странствий вдали от своей горы в четвёртой части. Они олицетворяют природу политической власти в современном мире.
Человек науки и схоластики
Также известен как «Пиявка», персонаж, на которого Заратустра наступает во время ходьбы. Он олицетворяет неспособность науки постичь все знания через эмпирические факты.
Колдун
Также известен как «Маг». Он представляет великих поэтов и их способность создавать миры для божественного, что заставляет человека верить в богов.
Папа Римский
Отставной религиозный деятель и бывший Папа Римский, который больше не верит в Бога, но всё ещё ищет смысл жизни.
Самое уродливое человеческое существо
Убийца Бога и зачинщик «Праздника задницы».
Добровольный нищий
Когда-то был богатым человеком, но отдал все свои деньги в попытке обрести истину и мир.
Тень Заратустры
Представляет тех, кто следует учению Заратустры и принимает нигилизм.
Темы
Сверхчеловек
Сверхчеловек (часто переводится как «сверхчеловек») – это высшее состояние бытия, в котором человек может достичь полного самообладания. Для Заратустры сверхчеловек – это состояние, к которому он сам стремится, а также состояние, к которому он учит стремиться своих учеников. Для Заратустры человек лишь на одну ступень выше животных в плане биологической эволюции. Однако эволюция, которую Заратустра ищет в сверхчеловеке, – это скорее духовная эволюция самосознания.
Человечество, как видит Заратустра, всё ещё привязано к суеверным представлениям о Боге и христианству. Те, кто отверг эти представления, вместо них приняли другие представления о современной морали и справедливости – представления столь же суеверные и глупые, хотя и по другим причинам. Сверхчеловек отвергает эти суеверия в пользу истинного общения с природой и с самим собой.
Воля к власти
Воля к власти – ключевая философская тема в «Так говорил Заратустра», потому что это психологическое состояние, к которому должен прийти человек, если он хочет принять вечное повторение. Человек должен бороться с этой волей к власти, потому что именно она придаёт его жизни высший смысл.
Другие воли заставляют человечество жить ради низменных желаний, таких как деторождение, питание или страх, но воля к власти преодолевает эти состояния. Человек может осознать, что все, что произошло, может произойти (и произойдёт) снова, поэтому он может обрести счастье в жизни.
Это понятие часто неверно интерпретируется как тема воли человека к господству над другими (как это использовалось нацистами во время Второй мировой войны), но сам Ницше дискредитирует эту интерпретацию. Согласно Ницше, воля и власть должны использоваться вместе, чтобы человек мог преодолеть природу общества, а не доминировать над ним.
Вечное возвращение
Вечное возвращение (иногда переводится как «вечное повторение») – это представление о том, что время вечно и что все, что когда-либо происходило, произойдёт снова. Когда сверхчеловек достигает такого осознания времени, он может радоваться истинной любви к жизни.
В начале книги Заратустра ещё не пришёл к осознанию вечного возвращения. Хотя он близок к состоянию сверхчеловека, он не может полностью достичь его без истинной любви к жизни. Без вечного возвращения человек способен лишь мстить жизни, что несовместимо с состоянием сверхчеловека. Чтобы достичь этого вечного возвращения, Заратустра должен сразиться с духом притяжения, который удерживает человечество на старых учениях христианства и Бога.
Бог мёртв
Эта спорная и обсуждаемая тема в творчестве Ницше утверждает, что сила христианства и власть христианства были убиты современной эпохой. В прологе Заратустра впервые объявляет об этом откровении горожанам, с которыми он сталкивается, и его высмеивают и издеваются над ним за такое безумие.
Заратустра считает такие понятия, как добро и зло или рай и ад, иллюзиями, которые тяготят людей и затягивают их в состояние, в котором они не могут преодолеть свою природу. Без веры в то, что Бог действительно мёртв, человек не может выйти за пределы и достичь состояния сверхчеловека.
Эти представления о духовности на самом деле являются скрытыми попытками контролировать людей. Если человек верит в вознесение на небеса, он не сможет подняться до состояния сверхчеловека. Он не сможет быть в единстве с природой и будет подвержен манипуляциям со стороны таких институтов, как церковь или государство. Таким образом, утверждение о том, что Бог мёртв, необходимо для подлинной свободы человека. Принятие этой концепции позволяет человеку обрести волю к власти и стать властелином.
Нигилизм
Нигилизм – это философская тема небытия, где нет конечного смысла ни в чем. Заратустра считает, что общество становится нигилистическим. Люди, которые приняли идею о том, что Бог мёртв, заменили Бога неуместными представлениями о добродетели в обществе и государстве. Таким образом, человечество действительно стало управляться «толпой», и ни о каком трансцендентном государстве не может быть и речи.
Ницше видел, что его труды могут быть истолкованы как нигилистические, но «Так говорил Заратустра» – это попытка показать, что его труды о смерти Бога не предназначены для того, чтобы ввергнуть общество в нигилизм, а наоборот, чтобы вызвать в человеке высшее состояние бытия. Старые понятия добра и зла больше не нужны, потому что сверхчеловек – истинное единение с природой и землёй – сделал такие бинарные термины неактуальными.
Жалость
Заратустра считает, что понятие жалости – одна из главных тем, которые необходимо преодолеть человечеству. Жалость нужна тем, кто слишком слаб, чтобы подняться до состояния сверхчеловека.
Жалость характеризуется двумя системами: системой религии и системой правительства. Религия считает человечество слишком слабым, чтобы оно могло спастись самостоятельно; нужен Бог, и Иисус послан умереть на кресте, чтобы человечество могло подняться на небеса и перейти в более высокое духовное состояние. Согласно Заратустре, это чепуха. Человечество действительно обладает способностью к трансценденции, но слишком часто жалость религии держит человечество привязанным к представлениям о добродетели и Небесах.
Государственная система жалеет людей, потому что считает, что человечество не способно управлять собой. Однако, согласно Заратустре, государство и власть имущие, которые управляют такими государствами, на самом деле не нужны. Государству не нужно жалеть своих граждан, потому что они способны достичь состояния истинной гармонии с землёй без направляющей руки правительства. Государство ошибочно полагает, что оно может дать человечеству счастье, но человечество может само найти счастье благодаря воле к власти и сверхчеловеку.
Зависть
Часть миссии Заратустры заключается в том, чтобы по-новому использовать старые грехи мира. Зависть – один из самых важных из этих грехов.
Христианские учения говорят, что зависть – это состояние души, которого следует избегать. Человек не должен жаждать имущества своего ближнего. Для Заратустры зависть – это ключевой инструмент для того, чтобы стать владыкой. Человек должен завидовать тем, кто достиг большего, чем он, а также тем, кто достиг более высокого состояния бытия. Заратустра учит своих учеников, что они должны завидовать ему. Они должны завидовать тому высшему состоянию, которого он достиг.
Только благодаря зависти человечество сможет выйти за пределы и стать сверхчеловеком. Сначала Заратустра надеется, что все человечество сможет стать сверхчеловеком, но вскоре он понимает, что иерархия в обществе необходима, чтобы каждый мог завидовать другому и достичь состояния сверхчеловека.
- «Антихрист» Фридриха Ницше, краткое содержание
- «По ту сторону добра и зла» Фридриха Ницше, краткое содержание
- «Человеческое, слишком человеческое» Фридриха Ницше, краткое содержание
- «Рождение трагедии из духа музыки» Фридриха Ницше, краткое содержание
- «О генеалогии морали» Фридриха Ницше, краткое содержание
- «Сочинения Фридриха Ницше», краткое содержание
- «О пользе и вреде истории для жизни» Фридриха Ницше, краткое содержание
- «Дождь» Сомерсета Моэма, краткое содержание
Комментирование недоступно Почему?