«Луна и грош» Сомерсета Моэма, краткое содержание читать ~6 мин.
«Луна и грош» (The Moon and Sixpence) — роман одного из самых популярных писателей XX века, Уильяма Сомерсета Моэма (William Somerset Maugham), опубликованный в 1919 году. Как и во многих других произведениях Моэма, повествование ведётся от первого лица. Рассказчик выступает в роли наблюдателя, тесно связанного с главным героем, что создаёт у читателя ощущение достоверности вымышленной истории.
Название романа метафорично. «Луна» символизирует возвышенную, недостижимую мечту — в данном случае, чистое искусство, которому герой посвящает свою жизнь. «Грош» (sixpence) — это олицетворение приземлённых материальных ценностей и обыденности, которые герой отвергает. Таким образом, название отражает главный конфликт произведения: выбор между искусством и конформистским существованием.

Роман широко известен как беллетризованная биография французского художника-постимпрессиониста Поля Гогена (Paul Gauguin). Это не дословный пересказ его жизни, а скорее художественное осмысление самого драматичного её периода: разрыва с обществом и семьёй ради творчества и последующего отъезда на Таити, где были созданы его самые знаменитые работы.
В основе образа Чарльза Стрикленда лежит реальный прототип. Замысел романа возник у Моэма после встречи с ирландским художником Родериком О’Конором, который был знаком с Гогеном в 1890-х годах. Истории о скандальном поведении Гогена, его разрыве с цивилизацией и загадочной роли в инциденте, когда Винсент Ван Гог лишился уха, стали для писателя богатым материалом. Моэм, мастер превращения реальных событий в художественную прозу, не мог пройти мимо такой колоритной фигуры.
Главный герой другого знаменитого романа Моэма, «Бремя страстей человеческих», Филип Кэри, имеет много общего с Чарльзом Стриклендом. Можно сказать, что «Бремя страстей человеческих» исследует судьбу человека, который, в отличие от Стрикленда, так и не решился полностью порвать с общественными устоями ради своего призвания.
«Луна и грош», как и большинство произведений Моэма, стал международным бестселлером. Роман послужил основой для нескольких экранизаций, включая известную киноверсию 1942 года с Джорджем Сандерсом и телевизионный фильм 1959 года с Лоуренсом Оливье в главной роли. Популярность книги подтверждается и её упоминаниями в культуре: роман появляется в экранизации «451 градус по Фаренгейту» Франсуа Трюффо и неоднократно упоминается в книге Стивена Кинга «Мешок с костями».
Сюжет
Чарльз Стрикленд, состоятельный биржевой маклер из Лондона начала XX века, внезапно бросает работу и семью, с которой прожил семнадцать лет, и уезжает в Париж. Он решает полностью посвятить себя живописи, обрывая все связи с прошлой жизнью и не испытывая никаких чувств к покинутой жене и детям.
В Париже Стрикленд живёт в крайней нищете, но, несмотря на лишения, чувствует себя счастливым и удовлетворённым. Материальные блага его не интересуют; единственной его страстью становится искусство. Ему помогает другой художник, Дирк Строув. Хотя талант самого Строува довольно посредственен, он одним из первых распознаёт в Стрикленде гения и поддерживает его.
Когда Стрикленд тяжело заболевает, Строув забирает его к себе и выхаживает. Жена Строува, Бланш, поначалу презиравшая Стрикленда, влюбляется в него и уходит к нему от мужа. Поражённый Дирк оставляет им свой дом.
Однако через некоторое время Стрикленд бросает и Бланш, заявив, что она была ему нужна лишь в качестве модели. Потрясённая его жестокостью, женщина кончает жизнь самоубийством. После этой трагедии пути Стрикленда и Строува окончательно расходятся.
В финале рассказчик узнаёт, что Стрикленд умер на Таити от проказы. Там он женился на местной девушке, которая родила ему детей, и продолжал неистово писать, создав свои главные шедевры на стенах собственного дома. Перед смертью он завещал жене сжечь дом вместе со всеми картинами, что она и исполнила.
Список персонажей
Чарльз Стрикленд
Главный герой романа, образ которого основан на биографии Поля Гогена. Стрикленд — английский буржуа, который внезапно оставляет свою размеренную жизнь, семью и респектабельность ради искусства. Его путь, полный жертв и эгоизма, приводит его на Таити, где он умирает в нищете от проказы, но обретает посмертную славу как гениальный художник-примитивист.
Эми Стрикленд
Жена Чарльза, вынужденная нести бремя его «гениальности». Автор изображает её как женщину, неспособную понять величие искусства и истинные мотивы мужа. Её страдания вызывают меньше сочувствия из-за намёка на то, что её больше ранит уход мужа к идее, а не к другой, более молодой и привлекательной женщине.
Рассказчик
Безымянный повествователь, характерный для прозы Моэма. Это наблюдатель, выступающий в роли доверенного лица и биографа главного героя. Считается, что этот образ является слабо завуалированной версией самого автора, которого критики иногда называют «Сомерсет Моэм».
Дирк и Бланш Строув
Дирк — добродушный и несколько наивный художник. Не обладая выдающимся талантом, он, тем не менее, способен распознать гения в Стрикленде. Их дружба подвергается суровому испытанию, когда Стрикленд соблазняет жену Дирка, Бланш, а затем бросает её, что приводит к трагической гибели женщины.
Доктор Кутрас
Врач на Таити, которому выпадает тяжёлая задача диагностировать у Стрикленда проказу. Именно из его рассказа мы узнаём об ужасных последних днях художника. Его свидетельство почти поднимает историю Стрикленда до уровня высокой трагедии, но, как признаёт сам рассказчик, этому мешает одно обстоятельство: “Стрикленд был одиозным человеком”.
Темы
Чистота замысла художника
Главная тема романа — идея о том, что служение искусству оправдывает любые жертвы. Чарльз Стрикленд отказывается от всех удобств и социальных норм ради своего художественного видения. Важен не столько масштаб его гениальности, сколько абсолютная преданность своему призванию. Искусство для него — не средство для достижения богатства или славы, а самоцель.
Эгоизм художника
Стремление к чистому искусству имеет и обратную сторону. Художник, готовый на всё ради своего видения, оставляет за собой руины в жизнях других людей. Почти все, кто встречается на пути Стрикленда, становятся жертвами его эгоцентризма. Они — те самые «гроши», которые он не замечает в своём стремлении к «луне».
Отказ от западной цивилизации
Чарльз Стрикленд — один из многих персонажей Моэма, разочарованных в западной цивилизации и ищущих смысл жизни в экзотических культурах. Эта тема достигает кульминации в образе Ларри Даррелла из романа «Остриё бритвы». Неслучайно Моэма захватил образ именно Гогена, который нашёл истинное вдохновение, лишь отвернувшись от Европы и погрузившись в культуру островов Тихого океана.
Современному читателю очевидно, что «Луна и грош» стал своеобразным эскизом для более позднего и философски сложного романа Моэма — «Остриё бритвы» (1944). Хотя сюжеты книг различны, их тематическая связь неоспорима. В 1919 году Моэм исследовал идею смысла жизни через образ одержимого художника, чья биография была тесно связана с жизнью Поля Гогена.
К 1944 году взгляды писателя изменились. Герой «Острия бритвы», Ларри Даррелл, — не художник, а обычный человек, ищущий духовную истину. Если Стрикленд — это гимн чистому искусству как высшей цели, то Даррелл представляет собой отход от этой идеи. Надежда на то, что гений художника может оправдать эгоизм и принесённые жертвы, угасает.
Таким образом, «Луна и грош» ставит вопрос о цене гениальности. Стрикленд оставляет после себя след из разрушенных судеб, что ставит под сомнение его статус «социального героя». Ларри Даррелл из более позднего романа — это анти-Стрикленд. Он тоже стремится к возвышенному, но, в отличие от художника, не отрицает ценности человеческих жизней и простых мирских благ.
Несмотря на прошедшее столетие, «Луна и грош» остаётся захватывающим портретом художника-бунтаря. Однако с точки зрения современной этики образ Стрикленда, как и его прототипа Гогена, часто воспринимается критически — как история талантливого, но эгоцентричного и жестокого человека.
- «Маг» Сомерсета Моэма, краткое содержание
- «Макинтош» Сомерсета Моэма, краткое содержание
- «Лиза из Ламбета» Сомерсета Моэма, краткое содержание
- «Разрисованная вуаль» («Узорный покров») Сомерсета Моэма, краткое содержание
- «Остриё бритвы» Сомерсета Моэма, краткое содержание
- «Школа жён» Жана-Батиста Мольера, краткое содержание
Комментирование недоступно Почему?