«Месяц в деревне» Ивана Тургенева, краткое содержание читать ~15 мин.
Известный русский писатель Иван Тургенев создал только одно произведение для сцены, которое, можно сказать, оказало такое же влияние, как и его величайшие книги, и это произведение – «Месяц в деревне». Хотя Тургенев завершил работу над своей рукописью в 1850 году, пьеса была впервые поставлена только в 1872 году, так как была отклонена государственным цензором страны.
К тому времени роман Тургенева «Отцы и сыновья» уже был признан одним из величайших произведений русской литературы. Однако даже такой взлёт его репутации был недостаточен для успеха, и казалось, что эта история, которой было позволено пролежать нетронутой в течение десятилетий, также закрепит его разочарование как драматурга. Возвращение пьесы семь лет спустя было принято гораздо лучше и позволило «Месяцу в деревне» впоследствии стать стандартной частью классического репертуара русского театра, причём каждое новое поколение пыталось наложить свою уникальную печать на его вечные темы романтических отношений, стимулируемых скукой и апатией, и последующей мотивации вернуть утраченную честь в обществе, все больше подверженном соблазнам жадности.
Большой состав хорошо проработанных персонажей, искушающих актёров возможностью придать немного больше блеска своему звёздному потенциалу, позволил «Месяцу в деревне» оставаться в центре внимания публики не только благодаря регулярному возобновлению пьесы на сцене, но и по меньшей мере десяти версиям, написанным для экрана. Кроме того, пьеса была адаптирована в балет и оперу, а также в многочисленные неофициальные интерпретации под альтернативными названиями.
Ирония судьбы заключается в том, что Тургенев очень хотел утвердиться как драматург, прежде чем ему было отказано в праве на постановку «Месяца в деревне» в 1850 году. Этот опыт, по сути, отвратил его от драматургии, и он сосредоточился на создании прозы. С тех пор критики почти повсеместно считают, что пьеса предвосхищает все качества, присущие произведениям самого знаменитого российского драматурга, который ещё даже не родился, когда Тургенев завершил работу над своей драмой: Антона Чехова.
Сюжет
Появление нового человека в деревне – всегда событие. Когда летом 184 года в богатом имении Ислаевых появился новый домашний учитель, уже установившееся равновесие было как-то нарушено или, по крайней мере, поколеблено.
С первого же дня Алексей Николаевич влюбился в своего ученика – десятилетнего Колю Ислаева. Учитель сделал ему бантик, сажает на воздушного змея, обещает научить плавать. А как ловко он лазает по деревьям! Это не старый нудный Шааф, который учит его немецкому языку.
Семнадцатилетней ученице Вере Ислаевой с новым учителем легко и весело: они ходили смотреть на плотину, ловили белку, долго гуляли, много дурачились. Двадцатилетняя горничная Катя тоже заметила молодого человека и как-то переметнулась к Матвею, который за ней ухаживает.
Но самые тонкие процессы происходили в душе хозяйки – Натальи Петровны Ислаевой. Её Аркадий Сергеевич постоянно занят, все время что-то строит, совершенствует, наводит порядок. Наталье Петровне это чуждо, и бытовые заботы мужа для неё скучны.
Друг семьи Ракитин переживает, что в последнее время Наталья Петровна постоянно в плохом настроении, в ней происходят какие-то перемены. Не в отношении ли к нему? Когда появляется Алексей Николаевич, она явно оживляется. Это заметил уездный врач Шпигельский, приехавший помочь Большинцову победить Веру. Претенденту сорок восемь лет, он неуклюж, неумел, необразован. Наталья Петровна удивлена таким предложением: Вера ещё так молода. Однако, когда Вера что-то шепчет Беляеву и оба смеются, она все же возвращается к разговору о сватовстве.
Ракитин все больше беспокоится: не начинает ли он ей надоедать? Нет ничего утомительнее унылого ума. Он не питал иллюзий, но надеялся, что её спокойное чувство со временем перерастёт в нечто большее. Да, сейчас его ситуация довольно забавна. Наталья Петровна поговорила с Беляевым, и сразу в лице появилась живость и весёлость, чего никогда не было после разговора с ним. Она даже по-дружески признается, что Беляев произвёл на неё довольно сильное впечатление. Ракитин надеется, что этот человек заразил её своей молодостью – и только.
Наедине с собой она, кажется, вспоминает: пора все это прекратить. Слезы Веры в ответ на предложение Большинцова, казалось, вернули ей способность видеть себя в истинном свете. Пусть девочка не плачет. Большинцов больше не вопрос. Но ревность вспыхивает вновь, когда Вера признается, что ей нравится Беляев. Наталье Петровне теперь ясно, кто соперница, и тут она приходит в ужас: что она делает? Она хочет выдать бедную девушку замуж за старика. Ревновала ли она Веру? Да, она влюблена, но пора одуматься. Михаил (Ракитин) должен ей помочь.
Ракитин считает, что учителю надо рекомендовать уйти. И он сам уйдёт. Вдруг появляется Ислаев и видит, как его жена опирается на плечо Ракитина, прижимая платок к его глазам.
Наталья Петровна собирается сама объявить Беляеву о необходимости уехать. Заодно она должна выяснить, нравится ли ему именно эта девушка. Но из разговора с учителем выясняется, что Вера ему совсем не нравится и он готов сказать ей об этом, но вряд ли после этого ему будет удобно оставаться в доме.
Тем временем Анна Семеновна, мать Ислаева, также стала свидетельницей сцены, пробудившей ревность её сына, Лизавета Богдановна сообщает эту новость Шпигельскому, но тот успокаивает: Михаил Александрович никогда не был опасным человеком, а просто болтуном. Да и сам он не такой. Его предложение Лизавете Богдановне похоже на деловое, и она вполне благосклонна.
Возможность объясниться с Верой появляется быстро. Вере становится ясно, что он её не любит и что Наталья Петровна выдала её тайну. Причина ясна: Наталья Петровна сама влюблена в учителя. Отсюда и попытка отдать её за Большинцова. Кроме того, в доме остаётся Беляев. Видимо, сама Наталья Петровна ещё на что-то надеется, ведь Вера для неё не опасна. А Алексей Николаевич, может быть, любит её. Учительница краснеет и Вере становится ясно, что она не ошиблась. Наталья Петровна преподносит ей это открытие. Она уже не кроткая девушка, а оскорблённая женщина.
Наталье Петровне снова становится стыдно за свои поступки. Пришло время прекратить измену. Решение принято: она видит Беляева в последний раз. Она рассказывает ему об этом, но в то же время признается, что любит его, что ревновала к Вере.
Беляев поражён признанием женщины, которую считал выше себя, поэтому теперь он не может заставить себя уйти. Нет, Наталья Петровна непреклонна: они расстаются навсегда. Беляев повинуется, он прощается и хочет уйти, услышав тихое «останьтесь», протягивает к ней руки, но тут появляется Ракитин: что решила Наталья Петровна насчёт Беляева? Ничего. Их разговор должен быть забыт, все кончено, все прошло. А прошло ли? Ракитин увидел, как Беляев смешался, и убежал.
Появление Ислаева делает ситуацию ещё более пикантной: «Что это? Продолжение сегодняшнего объяснения? Он не скрывает недовольства и тревоги». Пусть Михаил расскажет об их разговоре с Наташей. Смущение заставляет его прямо спросить Ракитина, любит ли он свою жену. Да, любит. Михаил собирается уходить. Все правильно придумано. Но уезжает он ненадолго, потому что заменить его некем. В этот момент появляется Беляев и Михаил Александрович сообщает ему, что он уходит: ради спокойствия друзей порядочный человек должен чем-то пожертвовать. И Алексей Николаевич поступил бы так же, не правда ли?
Тем временем Наталья Петровна умоляет Веру простить её, стоит перед ней на коленях. Но трудно преодолеть неприязнь соперницы, которая добра и нежна только потому, что чувствует себя любимой. А Вера должна остаться с ней в доме! Ни за что, она не может вынести её улыбки, не может видеть, как Наталья Петровна греется в её счастье. Девушка обращается к Шпигельскому: действительно ли Большинцов хороший и добрый человек. Доктор ручается, что он отличный, честный и добрый. (Его красноречие понятно, если Вера согласится, то за неё обещаны три лошади). Тогда Вера просит передать, что она принимает предложение. Когда Беляев приходит прощаться, Вера, в ответ на его объяснение, почему он не может остаться в доме, говорит, что сама она здесь долго не задержится и никому не будет мешать.
Через минуту после ухода Беляева она стала свидетельницей отчаяния и гнева Натальи Петровны: он даже не захотел с ней попрощаться. Теперь они поравнялись с Верой.
Голос и глаза Натальи Петровны полны ненависти, а Вера пытается её успокоить, говоря, что благодетельница недолго будет тяготиться её присутствием. Они не могут жить вместе. Наталья Петровна, однако, снова пришла в себя. Неужели Верочка хочет её бросить? Но теперь они обе спасены, все снова пришло в порядок.
Ислаев, найдя жену в расстройстве, упрекает Ракитина в том, что он не подготовил Наташу. Надо было не так внезапно объявлять о своём отъезде. Понимает ли Наташа, что Михаил Александрович – один из лучших людей? Да, она знает, что он прекрасный человек и все они прекрасные люди. Не договорив, Наталья Петровна выбегает, закрыв лицо руками. Ракитину особенно горько от такого прощания, но болтун из него никудышный, и все к лучшему – пора было прекратить эти мучительные, потребительские отношения. Однако пора уходить. Со слезами на глазах Ислаев говорит Ракитину: “И все-таки спасибо тебе! Ты точно друг!”. Но конца сюрпризам не предвидится. Алексей Николаевич куда-то пропал. Ракитин объясняет причину: Верочка влюбилась в учителя, и он, как честный человек, ушёл.
Ислаев, естественно, поражён. Все хвастаются. Анна Семеновна озадачена ещё больше. Беляев уехал, Ракитин уезжает, даже доктор, даже Шпигельский, поспешил к больному. Снова рядом останутся только Шааф и Лизавета Богдановна. Что она, кстати, думает обо всей этой истории? Собеседница вздыхает, опускает глаза: “Наверное, мне недолго осталось здесь находиться. И я уезжаю.”
Список персонажей
Алексей Николаевич Беляев
Алексей Николаевич Беляев – новый молодой репетитор сына Натальи, Коли. Это 21-летний студент, худой, стройный, с живым, смелым взглядом. Ислаев называет его диким, но именно эта естественность так нравится Наталье. Беляев откровенно рассказывает Наталье о своём происхождении: его воспитанием никто не занимался, потому что отец был занят, разъезжал по соседям, оказывая свои услуги и тем самым зарабатывая себе на хлеб. Беляев показан в пьесе как человек прогрессивных взглядов, который просит Ракитина читать журнал, но не ради стихов или рассказов, а ради критических статей. Этим Тургенев стремится ослабить роль ученицы в пьесе и усилить её психологические мотивы вместо социальных. Беляев наивен и не сразу понимает интриги любви в доме. Но в финале ему кажется, что он, кажется, принёс в этот дом чуму.
Михаил Александрович Ракитин
Михаил Александрович Ракитин – друг семьи. Ракитин выражает точку зрения автора. Его рассуждения о любви повторяются в других произведениях Тургенева. Ракитин считает любовь (как счастливую, так и несчастную) настоящим бедствием, если полностью отдаться ей. Он сравнивает любовь с болезнью, от которой влюблённый хочет избавиться, хочет покоя. Ракитин считает, что любить – значит быть порабощённым, заражённым, что рабство утомительно и постыдно. Он подаёт в отставку и отказывается от имения. Ракитин влюблён в природу, тонко чувствует её красоту.
Аркадий Сергеевич Ислаев
Аркадий Сергеевич Ислаев – богатый помещик, муж Натальи. Он честный и откровенный человек. Он настолько любит свою жену, что не пережил бы разлуку с ней. Ислаев предпочитает прямой разговор с другом, соперником, не опускаясь до ревности и коварства, и в то же время максимально щадит жену. Ислаев не чувствует тонких нюансов человеческих отношений, не плетёт интриг и не видит этого в других. Так, он даже не подозревает о любви жены к Беляеву, не понимает намёков Ракитина.
Наталья Петровна
Наталья Петровна – яркий образ «тургеневской» женщины. Она умна и страстна, её чувства глубоки. Ее «страшное чувство» к Беляеву нарастает, постепенно усиливается. Для неё, как и для Ракитина, любовь подобна болезни, которая заставляет лгать и изворачиваться, делая несчастными других. Любовь толкает Наталью на обманные поступки. Она разглашает тайну Веры, выманивая у неё полупризнание, что Вера влюблена в Беляева. Наталья осознает низость своего поведения, противопоставляя благородство Беляева своему ничтожеству. Она восхищается своим возлюбленным, восхваляет его. Влюбившись, Наталья обнаруживает много отрицательных качеств, она не узнает себя. Она поражена тем, что ревнует Веру, хочет выдать её замуж за старика: “Боже мой, не дай мне презирать себя!”. Она даже просит себя о смерти. В конце пьесы Наталья закрывает лицо руками и впадает в отчаяние. Она осталась в беде, помочь некому, все, кто знал о её любви, уходят.
Верочка
Верочка – подопечная Натальи. Она чиста и наивна, её любовь, возможно, даже не осознается ею. По словам Веры, коварное поведение Натальи превращает её в женщину, способную на месть. Ее брак с Большинцовым – единственный выход, чтобы они с Натальей не тяготили друг друга. Читатель понимает, что такой брак будет способствовать неудовлетворённости Веры и её превращению в будущем в подобие Натальи.
Большинцов
Большинцов характеризуется в пьесе как глупый, тяжёлый человек. Он – прекрасный кандидат для брака по расчёту, но Вера, согласившаяся на такой брак из-за невозможности жить с Натальей, вряд ли будет счастлива.
Доктор Шпигельский и Лизавета Богдановна
Доктор Шпигельский и Лизавета Богдановна – контрастная пара, решившаяся на брак по расчёту и не ищущая любви. Шпигельский – хитрый и причудливый человек, который всегда имеет свою выгоду и легко идёт на компромисс со своей совестью. За брачный контракт с Верой Большаков обещает ему три лошади. Он все знает, но использует обстоятельства в своих интересах. Именно эта пара – носители комедийного начала пьесы.
Темы
Брак
Основная тема пьесы – брак, главные герои либо женаты, либо находятся в поисках подходящего партнёра, с которым они хотят провести остаток жизни. Для женских персонажей пьесы брак является синонимом финансовой безопасности, в то время как для мужских персонажей брак важен, потому что он даёт им более высокий социальный статус по сравнению с другими мужчинами. Верность и любовь не имеют ничего общего с браком, и персонажи дают понять, что они не ищут любви в своих браках, а больше заинтересованы в финансовой безопасности. На самом деле, для героев, которые хотят жениться по любви, финал не является положительным, персонажи часто страдают в результате.
Важность чести
Хотя брак не должен был рождаться по любви, а интрижки были нормальным явлением, супруги ожидали от брака соблюдения чести. Это означает, что человек, изменивший партнёру, должен был вести себя так, чтобы сохранить интрижку в тайне. Персонажам все равно, изменяют ли им их супруги, лишь бы об этом не узнал внешний мир. Именно по этой причине Ислаев начинает интересоваться действиями своей жены только тогда, когда понимает, что её измена станет достоянием общественности. Поэтому, пытаясь скрыть интрижку, он отсылает прочь мужчин, с которыми Наталья имела хоть какую-то связь и могла поставить под сомнение её честь. Для Ислаева самым важным было убедиться, что его место в обществе останется прежним и что неосмотрительность жены не повлияет на его репутацию.
Взросление
Два главных героя, Вера и Беляев, в начале пьесы описаны как ещё дети. По ходу пьесы герои взрослеют, и в конце пьесы окружающие воспринимают их как взрослых людей. Процесс взросления является чрезвычайно болезненным для персонажей: они вынуждены примириться с обманом и предательством, связанными с процессом взросления. В результате, в конце пьесы идеальное представление героев о взрослой жизни практически разрушено, и они испытывают чувство горечи и предательства.
Комедия «Месяц в деревне» была написана в Париже в 1848-1850 годах, а напечатана только в 1855 году в № 1 «Современника». Она дважды отдавалась в печать под названиями «Студент» и «Две женщины», но была запрещена цензурой. Впервые пьеса была поставлена в Малом театре в Москве в 1872 году.
В образе Ракитина Тургенев изобразил свои собственные черты. В это время у него был сложный период в отношениях с Полиной Виардо. Отношения между Тургеневым и её мужем чем-то напоминают отношения между Ислаевым и Ракитиным. «Месяц в деревне» относится к литературному направлению реализма. Тургенев изображает реалии современной эпохи и определённые социальные типы (дворянин, либерал, интеллигент Ракитин, помещик, деловой и положительный человек, Ислаев, студент Беляев). Они, а также психология героев, определяют конфликт и сюжетные линии пьесы.
Тургенев в подзаголовке назвал пьесу «Комедия в 5 действиях». По признакам жанра это скорее драма. Сам Тургенев называл её драматическим повествованием. В одной из рецензий с иронией отмечается: юмор, поэзия и глубина так тонко разлиты по тексту, что неуловимы. Проблема лишнего человека, его социальной природы и философии раскрывается в образе Ракитина. Проблема судьбы русской женщины отражена в образах Натальи, Веры и Кати. Женский образ в пьесе является центральным и определяющим. В пьесе поднимается проблема любви как стихийного бедствия, проблема столкновения природного начала человека и социальных условностей.
Внешний конфликт в пьесе представлен соперничеством между старшей и младшей женщиной, каждая из которых наносит очередной удар: Наталья добивается от Веры признания в любви Беляева и рассказывает ему об этом, а Вера в ответ рассказывает Беляеву о любви Натальи. Внутренний конфликт происходит в душе Натальи, пытающейся сохранить свою идентичность и своё достоинство в любви. В женщине сталкиваются подсознание с моральными принципами, природа страсти с требованиями культуры.
Сюжет традиционен для комедии. Это любовная коллизия, в которой проверяется характер каждого героя. Не влюбляются только 10-летний Коля и мать Ислаева. В комедии 3 любовных треугольника и несколько дуэтных пар. В конце остаётся пара Наталья-Ислаев, и вычисляются два новых брака: Верочка-Большинцов и Шпигельский-Лизавета Богдановна. Действие происходит в деревне 4 дня, но любовь Натальи зрела весь этот месяц, пока там жил учитель Коля Беляев.
- «Месяц в деревне» Джозефа Ллойда Карра, краткое содержание
- Анна Кожина. Месяц в деревне
- Месяц в деревне. Комедия в двух действиях. Иван Тургенев (16+)
- В Курском драмтеатре прошла генеральная репетиция спектакля «Месяц в деревне»
- Иван Тургенев, «Первая любовь», краткое содержание
- «Отцы и дети», краткое содержание
- День рождения Полины Виардо в музее Спасское-Лутовиново
- В музее Пушкина новое поступление — сохранившаяся часть переписки И.С.Тургенева и дочери Пушкина
Комментирование недоступно Почему?