«Невский проспект» Николая Гоголя, краткое содержание читать ~10 мин.
«Невский проспект» состоит из трёх частей. Первая часть – это реальный город, знакомый каждому жителю столицы. Во второй части мы имеем причудливое пространство иллюзий, в котором развиваются две истории. Гоголь как бы случайно выхватывает из толпы двух молодых людей и отправляет их в любовные приключения. Третья часть повести – это своеобразный метафизический опыт восприятия Невского проспекта и Петербурга в целом.
«Невский проспект» – повесть Николая Гоголя, написанная в 1833-1834 годах. Впервые «Невский проспект» был опубликован в сборнике «Арабески» (1835) и получил высокую оценку критиков. Гоголь начал работать над повестью во время создания «Вечеров на хуторе близ Диканьки» (около 1831 года). В его записной книжке сохранился набросок «Невского проспекта» с черновыми заметками «Ночи перед Рождеством» и «Портрета».
Гоголевские «Невский проспект», «Дневник сумасшедшего», «Портрет» (1835), «Нос» (1836), «Шинель» (1842) относятся к циклу петербургских повестей. Сам писатель не объединил их в определённый цикл. Все они написаны в разное время, не имеют общих персонажей или рассказчика, но вошли в русскую литературу и культуру как художественное целое, как цикл. Это произошло потому, что рассказы объединены общей тематикой (жизнь Петербурга), ракурсом (отражение социальных противоречий), сходством главного героя («маленького человека»), цельностью авторской позиции (сатирическое разоблачение людей и пороков общества).
Основная тема повести – жизнь Петербурга и судьба «маленького человека» в большом городе с его социальными контрастами, вызывающими разлад между представлениями об идеале и реальностью. Вместе с главной темой раскрывается равнодушие людей, подмена духовности меркантильными интересами, развращение любви, пагубное влияние наркотиков на человека.
Сюжет
Текст открывается тем, что рассказчик подробно описывает Невский проспект в разное время дня. Описания прекращаются ночью, когда в повествование вводятся два персонажа. Эти два персонажа – два очень разных человека, романтик, молодой художник Пискарёв, и реалист, поручик Пирогов. В ту ночь на Невском проспекте оба мужчины решают попытать счастья с женщинами.
Первая часть истории посвящена художнику Пискарёву, который видит молодую и красивую девушку и мгновенно влюбляется в неё. Пискарёв следует за ней домой, но когда он прибывает в конечный пункт назначения, он поражён, так как узнает, что благородное и целомудренное создание, которым он пленился, живёт не в красивом городском доме, а в публичном доме. Придя в ужас, Пискарёв уходит. Придя домой, он видит во сне, что его возлюбленная – богатая и изысканная дама.
Проснувшись, Пискарёв зацикливается на этом сне, и в конце концов у него развивается бессонница, которую он пытается вылечить опиумом, чтобы продолжать мечтать. Однажды он мечтает, чтобы красавица стала его женой. Поэтому он решает пойти в публичный дом и попросить её выйти за него замуж. Однако девушка оказывается ещё более вульгарной, чем прежде, и издевается над Пискарёвым, который не выдерживает и по возвращении домой перерезает себе горло. Когда должны были состояться его похороны, никто не пришёл.
Во второй части, рассказчик повествует о поручике Пирогове, который в ту же ночь решает ухаживать за красивой блондинкой. Как и Пискарёв, Пирогов также следует за объектом своего внимания домой. Как выясняется, блондинка замужем за немецким жестянщиком Шиллером. Вновь открывшиеся факты не мешают Пирогову добиваться своего, и он возвращается, когда Шиллер в подпитии, и пытается соблазнить его жену. К несчастью для Пирогова, пьяный Шиллер возвращается домой, застаёт свою жену в объятиях другого мужчины и с помощью других своих немецких друзей он устраивает Пирогову настоящую порку. Сначала Пирогов разгневан и мстителен, но со временем он успокаивается и возвращается к своей обычной жизни – поеданию пирожных и посещению танцев.
Список персонажей
Пискарёв
Пискарёв – молодой наивный художник, который влюбляется в красивую девушку, увиденную им на улице. Он отдаётся своему воображению и мечтает об этой женщине, но когда сталкивается с реальностью, Пискарёв не выдерживает и перерезает себе горло.
Пирогов
В отличие от Пискарёва, поручик Пирогов – реалист, весьма популярный среди петербургских дам. Он привык получать то, что хочет, поэтому тот факт, что последний объект его желания женат, не представляет для Пирогова никакой проблемы. Однако в данной конкретной ситуации вместо достижения своей цели он оказывается избитым и униженным. Естественно, Пирогов приходит в ярость от такого поворота событий и планирует месть, но в конце концов он принимает случившееся и возвращается к своей обычной жизни.
Шиллер
Шиллер – немецкий жестянщик с алкогольными наклонностями, муж красивой блондинки, за которой пытается ухаживать Пирогов. Он замечает неподобающее поведение Пирогова по отношению к его жене во время его визитов в домик, но решает пропустить это мимо ушей, поскольку Пирогов согласен платить за его услуги достаточно высокую цену. Однако когда однажды пьяный Шиллер возвращается домой и застаёт свою жену в объятиях Пирогова, у него сдают нервы, и он просит двух своих друзей устроить Пирогову взбучку.
Блондинка
Блондинка, известная также как госпожа Шиллер, – жена немецкого жестянщика Шиллера. Однажды вечером, когда она прогуливается по Невскому проспекту, её замечает поручик Пирогов и решает соблазнить её. Ее описывают как красивую, но не умную, поэтому она сразу выдаёт время отсутствия мужа и даёт Пирогову возможность зайти к ней, когда она одна.
Прекрасная молодая женщина
Прекрасная молодая женщина – ещё один женский персонаж, которого замечают и преследуют, когда он идёт ночью по Невскому проспекту. Она сразу же привлекает внимание молодого художника Пискарёва, который представляет её себе как знатную и утончённую даму и следует за ней до дома. В конце концов выясняется, что она не более чем проститутка без хороших манер. Когда Пискарёв возвращается в бордель, чтобы попросить её руки и поделиться своими представлениями об их совместном будущем, она смеётся над ним и доводит его до самоубийства.
Темы
Разрушительная сила идеализации
Пискарёв вступает на неумолимый путь саморазрушения, потому что темноволосая женщина, которую он преследует, не соответствует его идеализации. Открытие того, что его идеализированная иллюзия о ней катастрофически неточна, происходит вовсе не потому, что она оказывается проституткой. Такой образ жизни является предельным противопоставлением реальности любому состоянию идеализированной женственности, но правда в том, что таинственная женщина никак не могла оправдать ожиданий. Никто никогда не оправдывает ожиданий, и поэтому вы либо учитесь жить с разочарованием, либо позволяете ему уничтожить вас.
Внешность может быть обманчива
Эта тема является центральной в рассказе, поскольку она раскрывается не только в двух параллельных повествованиях о мужчинах, бегающих за женщинами по их внешности, но и в самой структуре рассказа.
Рассказ открывается любовным письмом Невскому проспекту, бульвару в Санкт-Петербурге, популярному среди людей всех слоёв общества не потому, что там есть, а потому, что там может произойти. Описание наполнено оптимизмом потенциала и скрытым обещанием приключений.
Рассказ завершается ещё одним разделом описательной прозы о Невском проспекте. Теперь нам говорят, что ночью дьявол приходит и зажигает фонари на этой улице, и, кроме того, что это место, которому нельзя доверять, потому что ничто не является тем, чем кажется. Но поскольку в первом описательном разделе Невский проспект рассматривается как микрокосм мира в целом, рассказ на самом деле предлагает следовать этому совету, куда бы человек ни пошёл.
Женщина-демон
Две женщины, за которыми следуют двое мужчин, оказывают сильное влияние на мужчин: одна – трагическое, другая – более комическое. Здесь важно то, что ни один из мужчин не вступает с женщиной в какие-либо отношения. Действительно, трагедия стимулируется сложными и глубокими отношениями, которые существуют исключительно в голове – часто под влиянием опиума – хрупкого воображения художника.
Что касается солдата, то его одержимость неожиданно преданной женой, которой оказалась его загадочная блондинка, основана исключительно на его нарциссическом неверии в то, что кто-то более низкого ранга и положения, чем он, может отвергнуть его. В истории, где главной темой является то, что внешность обманчива и ничто не является тем, чем кажется, большая ирония заключается в том, что эта история находится в рамках традиции демонической власти женщины над мужчиной, и поэтому не различные проявления незрелости заставляют художника покончить с собой, а солдата – быть избитым. Это воля демонических женщин.
Николай Гоголь начал работать над повестью «Невский проспект» в 1831 году, а опубликовал её в сборнике «Арабески» четыре года спустя. Это произведение принадлежит к циклу петербургских повестей Гоголя, куда вошли также «Шинель», «Портрет», «Записки сумасшедшего», «Нос», «Карета». Автор с разных сторон запечатлел особенности и обычаи русской столицы. Помимо сатирического разоблачения пороков общества, в каждом произведении петербургского цикла есть «маленький человек», который отчаянно борется за право на достойную жизнь.
Повесть начинается с описания главной столичной магистрали. Гоголь называет Невский «всеобщей связью Петербурга». Здесь в течение дня проходят тысячи людей, за которыми с интересом следит писатель и втягивает читателей в свои размышления. Для Гоголя этот проспект – главный действующий персонаж: со своим лицом, манерами, привычками, характером.
Герои повести – поручик Пирогов и художник Пискарёв. Они не друзья, потому что совершенно по-разному воспринимают мир. И Гоголь умело подчёркивает этот антагонизм: один – комический персонаж, другой – трагический. Пирогов – высокомерный и самоуверенный карьерист, для которого главное в жизни – добиться расположения, добиться обеспеченного положения в обществе. Ради этого он готов выгодно жениться на нелюбимой женщине, преодолеть множество моральных препятствий. Пирогов высокомерно относится к тем, кто ниже его по званию, и слепо подражает всему, что входит в моду у избранной публики. Поручик не задумывается о проблемах, он ищет от жизни только удовольствия. Совсем другое дело – художник Пискарёв. Он наивный романтик, тонкий и ранимый. «Робкий, застенчивый, но в сердце его была искра чувства, готовая превратиться в пламя», – так характеризует Гоголь его героя. В каждой женщине Пискарёв видит Музу, потому что восхищается ими и боготворит их.
Однажды, прогуливаясь по Невскому проспекту, друзья встретили очаровательных незнакомок и пустились в авантюру: художник пошёл за брюнеткой, сразу влюбившись в неё, а поручик выбрал блондинку, рассчитывая на мимолётную интригу.
Выбор художника оказался девушкой из публичного дома, за «небесным образом» которой скрывалась вульгарная и глупая натура. Но образ не даёт покоя юному дарованию. Чтобы увидеть девушку даже во сне, Пискарёв начинает принимать опиум. Следуя велению сердца, художник вновь находит свою красавицу и предлагает ей честную и простую жизнь, но она лишь смеётся в ответ. Пискарёв потрясён и раздавлен. Он заперся в своей комнате, где через неделю его нашли с перерезанным горлом. «Так умер, жертва безумной страсти, бедный Пискарёв, тихий, робкий, скромный, детски-простодушный, носивший в себе искру таланта, который, может быть, со временем разгорелся бы широко и ярко», – сетует Гоголь.
Его друг Пирогов даже не пришёл на похороны, потому что в это время переживал свои приключения. Его дамой сердца стала жена немецкого жестянщика Шиллера. Самоуверенный поручик достаточно долго добивался расположения красавицы. Когда желанная цель была близка, вошёл Шиллер, и Пирогов был жестоко наказан и выброшен на улицу. Пирогов в ярости осыпал жестянщика и его друзей проклятиями и грозил им Сибирью. Но потом он зашёл в кондитерскую, поел пирожков, почитал газету, успокоился и просто забыл о неприятном инциденте.
Вот так по-разному закончились эти истории: талантливый и перспективный Пискарёв стал жертвой безумной страсти, а циник и карьерист Пирогов отделался лёгким испугом. Два разных приключения объединяет потерянный финал: герои так и не получили того, «к чему, казалось, были готовы все их силы». Невскому проспекту нельзя доверять, потому что там сплошной обман. Такой неутешительный вывод делает Николай Гоголь, предупреждая читателя об изнаночной стороне красивой жизни и её скрытом коварстве. Грустные размышления автора о несбыточности человеческих надежд завершают эту необычную историю.
В «Невском проспекте» Гоголь впервые попытался соединить смешное и трагическое, высокое и низкое, святое и пошлое. В дальнейшем этот выразительный художественный приём станет основным в его творчестве.
- «Портрет» Николая Гоголя, краткое содержание
- «Повесть о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем» Николая Гоголя, краткое содержание
- «Женитьба» Николая Гоголя, краткое содержание
- «Вий», краткое содержание
- «Карета» Николая Гоголя, краткое содержание
- «Записки сумасшедшего» Николая Гоголя, краткое содержание
- «Тарас Бульба» краткое содержание
- В омском театре «Галёрка» герои пьесы Гоголя «Женитьба» запели по-испански
Комментирование недоступно Почему?