«Новая Атлантида» Фрэнсиса Бэкона, краткое содержание читать ~6 мин.
«Новая Атлантида» (англ. New Atlantis) — неоконченный утопический роман, написанный Фрэнсисом Бэконом (англ. Francis Bacon). Он был опубликован посмертно в 1627 году, через год после смерти автора. Полное название — «Новая Атлантида: произведение незаконченное, написанное достопочтенным Фрэнсисом, лордом Веруламским, виконтом Сент-Олбанским» (англ. New Atlantis: A Worke Unfinished. Written by the Right Honourable, Francis Lord Verulam, Viscount St. Alban). Произведение написано в форме рассказа о путешествии на таинственный остров в Тихом океане.
Бэкон, будучи учёным, многие свои труды писал на латыни, предназначая их для образованной аудитории. «Новая Атлантида», напротив, была адресована более широкому кругу читателей. Поэтому она написана на английском языке в популярном для той эпохи жанре рассказа о путешествиях.

Утопия Бэкона отличается от других построением идеального общества. В отличие от «Государства» Платона и «Утопии» Томаса Мора, где идеальный строй утверждается законодательно, концепция Бэкона основана на союзе науки и веры.
Центральным учреждением на острове, воплощающим этот союз, является «Дом Соломона». Это научно-исследовательский институт, названный в честь мудрого библейского царя. Сотрудники этого института каждые двенадцать лет отправляются в путешествия с целью собирать знания, книги, инструменты и образцы со всего мира. Важной особенностью «Дома Соломона» является его изоляция от остального общества Бенсалема.
По замыслу Бэкона, такая изоляция защищает чистое научное познание от вмешательства со стороны власти или бизнеса. Это снижает риск искажения фактов под влиянием частных интересов или необоснованных теорий. Таким образом, Бэкон противопоставляет свою модель утопиям предшественников. Он утверждает, что идеальное общество должно основываться на научном прогрессе, а не на жёстком законодательном регулировании, которое рискует превратиться в авторитарную антиутопию.
Многие исследователи считают, что «Дом Соломона» послужил прообразом для создания научных академий Нового времени. В частности, идеи Бэкона оказали влияние на основателей Лондонского королевского общества, которое ставило своей целью развитие наук на основе экспериментального знания.
Сюжет
Европейские мореплаватели открывают мифический остров Бенсалем, расположенный в Тихом океане к западу от Перу. Название, предположительно, происходит от ивритских слов, означающих «сын мира» или «сын совершенства». Путешественники обнаруживают утопическое общество, где наука, религия и философия гармонично сосуществуют. Они создали колонию с новой формой правления, в которой высоко ценится научное познание.
Главным учреждением колонии является «Дом Соломона» — своего рода университет, посвящённый просвещению и научным экспериментам. Ко времени прибытия европейцев жители острова уже исповедовали христианство. У них хранится Библия и письмо, приписываемое святому Варфоломею, одному из апостолов Иисуса Христа. Создаётся впечатление, что само провидение оберегает этот остров.
Руководит «Домом Соломона» мудрец по имени Иоавин. Он еврей, и его главная забота — постижение природы как Божьего творения. Он поощряет изучение мира с помощью науки и ведение сократических диалогов между учёными. В беседе с одним из европейцев Иоавин знакомит его с принципами научного метода и историей создания «Дома Соломона», обсуждая возможность распространения этих знаний за пределами острова.
Список персонажей
Рассказчик
Имя рассказчика остаётся неизвестным. Он — член экипажа корабля, сбившегося с курса во время плавания из Перу на Восток. Команда встречает островитян, которые оказывают им гостеприимство. Текст представляет собой отчёт о беседах, поскольку ни рассказчику, ни другим членам экипажа не разрешено свободно перемещаться по острову. В результате он подробно описывает Новую Атлантиду, но не видит большей её части своими глазами.
Губернатор Дома чужестранцев
Рассказчика и пятерых его спутников приглашают сойти с корабля и размещают в Доме чужестранцев. Через три дня их представляет губернатору, который разрешает им остаться на острове на шесть недель. Из разговоров с этим чиновником рассказчик узнаёт о древней истории Бенсалема, его особом отношении к христианству и принципах управления, которые превратили остров в утопию.
Иоавин
Особое отношение островитян к религии раскрывается через персонажа Иоавина. Он — еврей, который, согласно тексту, происходит из рода Нахора, брата Авраама. Еврейская община Бенсалема относится к Иисусу Христу с большим почтением, чем это принято в традиционном иудаизме. Именно через Иоавина рассказчик узнаёт о моральных и этических принципах, которых придерживаются жители острова.
Темы
Религия
Жители Новой Атлантиды придают большое значение христианской вере. Прежде чем пригласить моряков на берег, они спрашивают, являются ли те христианами. Убедившись в их вере, островитяне оказывают им радушный приём. Это показывает, что религия занимает центральное место в жизни их общества.
Гостеприимство
Жители Бенсалема проявляют исключительное гостеприимство. Они предоставляют морякам просторные помещения, обеспечивают их всем необходимым, включая лекарства для больных и обильную пищу. Путешественников знакомят с местной жизнью и даже предлагают им остаться на острове навсегда.
Традиции и порядок
Обычаи и установленный порядок очень важны для островитян. Они стремятся сохранить свой уклад, поэтому проявляют осторожность по отношению к чужестранцам. Моряки должны подчиняться правилам и в течение нескольких дней оставаться в отведённых им покоях. Ограничения на передвижение служат безопасности как общины, так и гостей. Экипаж с готовностью соблюдает установленные правила.
Изоляция и тайна
Тайна и изоляция — ключевые принципы жизни Новой Атлантиды. Внешний мир ничего не знает о существовании острова. Островитяне просят тех, кто решает покинуть Бенсалем, не рассказывать о нём. Они активно изучают другие страны, но стремятся сохранить свой уклад жизни в тайне, чтобы избежать пагубного влияния извне.
Гуманизм
Несмотря на стремление к изоляции, жители острова проявляют гуманизм по отношению к чужестранцам, оказавшимся у их берегов. Они делают всё возможное, чтобы помочь морякам и оказать им радушный приём, но при этом заботятся о сохранении безопасности и целостности своего общества. Островитяне ценят знания об истории человечества и стремятся их приумножить.
Одна из центральных идей этого утопического романа — гармоничное сосуществование науки и религии. В отличие от европейского мировоззрения того времени, в «Доме Соломона» главным достоянием является научный метод. Научное познание рассматривается не как противовес религии, а как форма поклонения Богу через изучение Его творений.
Бэкон представляет науку как своего рода «чистую религию». Мифическая обстановка острова подчёркивает эзотерический характер повествования. В этой системе научная истина, подтверждённая опытом, обладает высоким авторитетом, поскольку она позволяет приблизиться к пониманию божественного замысла без искажений, вносимых человеческими интерпретациями.
Некоторые исследователи проводят параллели между утопией Бэкона и логическим позитивизмом XX века, который также ставил во главу угла эмпирически доказуемое знание. Ключевое различие заключается в том, что Бэкон вписывает научный метод в рамки своего христианского мировоззрения, в то время как логические позитивисты, такие как Альфред Айер, как правило, придерживались атеистических взглядов.
- «Новая Атлантида» Фрэнсиса Бэкона, кратко
- «Новый Органон» Фрэнсиса Бэкона, краткое содержание
- Фрэнсис Бэкон, ирландский художник-экспрессионист и сюрреалист
- 5 картин Френсиса Бэкона украдены в Мадриде
- Картина Фрэнсиса Бэкона продана за рекордную цену
- «Итальянское путешествие» Иоганна Вольфганга фон Гёте, краткое содержание
Комментирование недоступно Почему?