«По эту сторону рая» Фрэнсиса Фицджеральда, краткое содержание читать ~11 мин.
Сколько романов было написано специально для того, чтобы выйти замуж? Наверное, не так уж и много, и на первом месте среди них стоит «По эту сторону рая», который Фрэнсис Скотт Фицджеральд написал потому, что ему нужны были деньги для осуществления своей мечты о помолвке со свободолюбивой девушкой из Алабамы южного аристократического происхождения по имени Зельда Сейр.
Через восемь дней после публикации романа «По эту сторону рая» Фицджеральд и Зельда сыграли свадьбу. Таким образом, «По эту сторону рая» является неопровержимым доказательством того, что написание романа – это один из способов убедить скептически настроенного романтического партнёра в том, что вы сможете финансово поддержать брак.
Конечно, наследие книги «По эту сторону рая» выходит далеко за рамки простого зарабатывания достаточного количества денег для того, чтобы автор и объект его вдохновения стали так же неразрывно связаны друг с другом, как Скотт и Зельда. Возможно, «Великий Гэтсби» и является окончательным воплощением духа Ревущих двадцатых, но «По ту сторону рая» – это роман Фицджеральда, который помог определить то, что впоследствии стало известно как Эпоха джаза. Как всегда бывает с первыми романами, «По эту сторону рая» – это, по сути, тонко завуалированный полуавтобиографический рассказ о студенте Принстона, который не может стать звездой спорта и поэтому переключает своё внимание на писательство и вечеринки, а затем влюбляется в сумасбродную женщину с Юга, которая тоже любит вечеринки.
Созданный в романе портрет буйного веселья студенческой жизни был вдохновлён и повлиял на портрет эпохи джаза, которая навсегда останется связанной со Скоттом и Зельдой. Роман «По эту сторону рая» во многом способствовал формированию образа нового поколения 1920-х годов, готового порвать с условностями и традициями старого и занять место в создании нового стиля жизни, соответствующего пьянящим временам растущего фондового рынка, безграничного оптимизма и высокомерного чувства собственного достоинства. И хотя доходы от продаж романа были не совсем на том уровне, чтобы Фицджеральд мог заверить Зельду в беспрерывном продолжении всех мгновенных удовольствий, к которым она привыкла в детстве и юности, его успех широко распахнул потенциальные двери, через которые Скотт промаршировал, чтобы стать неофициальным биографом Эпохи джаза.
Книга 1 «Романтический эгоист»
Эта история начинается с описания детства Амори. Этот мальчик появился на свет в довольно обеспеченной семье. Его мать, Беатрис Блейн, – умная и образованная женщина. Она воспитывает своего ребёнка в роскоши. Они путешествуют по всему миру и обогащают свои знания о людях, живущих в разных уголках планеты. Амори – непослушный и избалованный ребёнок. Он не слушает свою мать, и в результате у Беатрис случается нервный срыв. После этого она решает отдать его в католическую церковь своего друга монсеньора Дарси.
Когда он вырастает, то становится рассудительным, но все ещё избалованным парнем. Он всегда ходит на вечеринки со своими друзьями, где происходит его первый поцелуй с Майрой. Учителя считают его разумным, но ленивым мальчиком. Однажды он навещает свою маму, но она находится в депрессии из-за алкоголя. И он решает поехать в школу Сент-Реджис в Коннектикуте. Но он считает, что подготовительная школа разрушит его жизнь. Его первые дни в школе проходят не лучшим образом. У него нет друзей, потому что он очень гордый. После он находит друзей и решает покинуть подготовительную школу и поступить в Принстон.
Там он знакомится с Керри Холидей, Берном Холидеем и молодым поэтом Томом Д’Инвилье. Также он пытается встать на ступеньку лестницы и начинает писать стихи. Когда начинается Первая мировая война, Амори возвращается в Миннеаполис после первого курса. Через некоторое время он возвращается в Принстон и становится второкурсником. К сожалению, отец Амори умирает, и он вынужден вернуться домой. На Рождество Амори посещает монсеньора Дарси и сообщает ему о своём решении покинуть университет. Но Дарси убеждает его отказаться от этой идеи.
Во время Первой мировой войны Соединённые Штаты втягиваются в неё. Амори забирают на военную службу, но его лучший друг Берн отказывается сражаться за страну. Амори тоже хочет избавиться от него, но его беспокоит, что могут подумать о нём люди.
Проходит два года, и Амори возвращается. Его старый друг Керри Холидей погибает во время войны. Берн Холидей исчезает. Люди даже не знают, что с ним случилось.
Книга 2 «Воспитание личности»
Эта часть книги начинается в Нью-Йорке. Автор описывает молодую леди Розалинд Коннаж, сестру Алека Коннажа. Алек – сосед Амори по комнате. Семья Алека обсуждает приезд и жизнь Амори, и Амори приятно удивлён. Алек уверен, что Амори и Розалинда будут хорошей парой, потому что они оба гордые. Амори сразу же влюбляется в неё. Но Розалинда хочет выйти замуж за богатого человека, Гиллеспи. На вечеринке Амори заставляет Розалинду притвориться, что она его любит. Она соглашается, но через некоторое время разбивает ему сердце. Амори все понимает и принимает её.
После расставания Амори начинает употреблять алкоголь. Он в отчаянии и находится в довольно подавленном состоянии. Его начальник постоянно жалуется на то, что он работает в пьяном виде. Амори подумывает о самоубийстве. Но однажды он получает письмо от монсеньора Дарси и решает навестить его. В Мэриленде он знакомится с девушкой по имени Элеонора. Проведя время вместе, они оба понимают, что это всего лишь любовная интрижка, и относятся к ней как к «молодой иронии судьбы».
Через несколько дней Амори начинает забывать о Розалинде, но когда он получает утреннюю газету, то видит статью о помолвке Розалинды и Райдера. Это заставляет его мучиться.
С этого момента Амори постоянно ведёт дискуссию со своим внутренним миром. Он понял, что в мире есть много важных вещей, за которые стоит бороться до конца. Очень важно уважать людей. К концу этой истории он становится совершенно другим человеком, каким был раньше, смотрит на мир с самореализацией и восклицает: “Я знаю себя… но это всё”.
Список персонажей
Амори Блейн
Амори Блейн – главный герой этой истории и протагонист. Амори рос с матерью, а после его отправили в школу-интернат. В детстве он был добродушным ребёнком. Но жизнь превратила его в эгоистичного и самовлюблённого человека. Он также красивый и высокомерный холостяк, который всегда соблазняет дам. У него мало друзей, а учителя всегда называют его «лентяем». В конце концов он обретает самопознание, но ценой этого становится потеря самых дорогих ему людей в жизни.
Розалинда Коннаж
Розалинда Коннаж – младшая сестра Алекса Коннажа, друга Амори и самая большая любовь Амори. Как пишет автор, “она одна из тех девушек, которым не нужно прилагать ни малейших усилий, чтобы мужчины в них влюблялись”. Она романтичная особа, но в этой истории побеждает богатство. Она разбивает сердце Амори и решает выйти замуж за богатого человека.
Беатрис Блейн
Беатрис Блейн – мать Амори. Она не является позитивным человеком. Беатрис всегда думает, что она человек «высшего класса», потому что она богата и имеет высокое образование. Но она не использует свои знания и деньги для достижения каких-то целей. Она использует их для самоутверждения. Кроме того, она часто употребляет алкоголь.
Монсеньор Дарси
Монсеньор Дарси – положительный персонаж. Он добрый человек. Его любовь к Беатрис прекрасна. И он всегда относится к Амори с уважением и добротой, как будто Амори – его сын. В конце он становится священнослужителем.
Керри Холидей
Керри Холидей – друг Амори. Он – первый человек, которого Амори встречает в Принстоне. Керри учит своего друга не воспринимать жизнь и её проблемы очень серьёзно. Он также очень уверенный в себе человек, который не беспокоится о повседневных проблемах. Керри сражается в Первой мировой войне и погибает, как и все молодые парни.
Берн Холидей
Берн Холидей – брат Керри и друг Амори. Он интеллигентен, умён и трудолюбив. “Берн, светловолосый, молчаливый и сосредоточенный, появлялся в доме только как оживлённое привидение, бесшумно проскальзывая ночью и снова уходя рано утром, чтобы заняться своими делами в библиотеке”. Он также отказывается участвовать в Первой мировой войне, считая её глупой.
Темы
Разрыв поколений
Задолго до того, как хиппи восстали против своих квадратных родителей, существовал разрыв между поколениями. В большинстве случаев истинная ширина и глубина этого разрыва замалчивалась в противостояниях между родителями и детьми. То, что можно было выпустить на волю в доме 1960-х годов, держалось в тайне в доме 1920-х годов. Тогда молодое поколение выходило на улицу, слушало джаз, пило запрещённую выпивку и становилось флэпперами или встречалось с ними. В своём романе Фицджеральд заставил несказанное выйти наружу и в результате одно поколение узнало, что следующее поколение обвиняет их во всем, что произошло до конца Первой мировой войны. Им не понравилось то, что они услышали, и им не понравился роман «По эту сторону рая» за то, что он это сказал.
Идентичность
Вопрос установления идентичности, сомнений в идентичности и замешательства по поводу идентичности пронизывает весь роман. Возвращение к фундаментальному Амори становится возможным только после того, как он бросает всю эту затею с принятием конформизма как пути к успеху. Розалинда основывает одно из самых важных решений в своей жизни на конструкции идентичности, которая рассматривает её эстетически приятные черты как саму душу её идентичности.
Эготизм как выражение индивидуализма
В романе прослеживается отчётливая и зачастую неприятная тенденция к самолюбованию. Практически каждый персонаж исключительно погружён в себя и, кажется, ставит себя в центр вселенной. Важно понимать, что это не какое-то проявление солипсизма, в котором все является конструкцией разума; одержимость «Я» была доминирующей темой всего модернистского движения и была намерена и должна восприниматься не столько как отрицание важности всего остального, сколько как конкретный отказ от традиционных ценностей и устаревших условностей с целью переопределения себя вне этих навязанных ограничений, которые больше не служат цели в современной американской жизни.
Зрелость плюс компромисс равно лицемерие
Никто особо не хочет играть роль взрослого в романе Фицджеральда. Да и зачем? Каждый поступок, каждое решение и каждый момент размышлений приводит к одному неизбежному выводу о взрослении: оно наполнено разочарованием от компромиссов и превращает даже самого стойкого идеалиста в лицемера.
Книга «По эту сторону рая» – это портрет современной молодёжи. Молодость не подвластна времени. Меняются времена, меняются нравы, мода и интересы, но взросление человеческой личности во все времена было и остаётся сложным, если вы непосредственный участник, и увлекательным, если вы просто наблюдатель. Это вечная игра – отношения между мужчиной и женщиной.
В начале романа мы видим превращение главного героя Амори Блейна из 15-летнего подростка в молодого человека. Он строит отношения в обществе, выходя из-под опеки матери, но все ещё находясь под её влиянием. Его мать Беатрис Блейн находится на его пьедестале, она является для него недостижимым идеалом, пока он молод, и он отчаянно ищет хотя бы бледное подобие такой изысканной достойной женщины, какой является его мать.
В это время девушки его возраста также находятся в состоянии становления личности. Кроме того, как бы нас ни учили морали, автор утверждает, что молодость – это время, когда каждый стремится экспериментировать. Поэтому молодые девушки охотно общаются с молодыми людьми. Они охотно дарят им поцелуи, завоёвывают сердца, веселятся и пытаются стать объектом всеобщего восхищения.
Фицджеральд даёт ту же актуальную тему «потерянного поколения», несмотря на разницу во времени. Читатель проживает почти целую жизнь вместе с главным героем. Читатель наблюдает, как совсем маленький мальчик превращается во взрослого мужчину, мечется от симпатии к ненависти, от восхищения к жалости ко всему обществу. В этой книге есть все – первые победы и разочарования, любовь и предательства, приобретения и потери.
Книга затрагивает проблемы богатства и бедности. Здесь же автор описывает момент, как деньги влияют на судьбу человека. С первых страниц, из главы в главу читателю навязывается образ эгоиста. Это не только литературное произведение, это философский трактат – герои много говорят о философии, смысле жизни, социальных и политических течениях и догмах.
В романе поднимается проблематика, касающаяся творчества Фицджеральда – погоня за абсолютным совершенством и мечтой, жажда успеха, духовные искания, разочарование в людях и жизни, моральное крушение – все то, с чем пришлось столкнуться автору. В общем, в этой книге есть все, чтобы все поколения сочли её достойной. Однако американский менталитет с его философией того времени и множеством совершенно недвусмысленных метафор настолько заметен, что читателю потребуется немало сил, чтобы понять каждую строчку.
Финал романа – это лишь первый шаг на пути формирования личности Амори Блейна. Это лишь освобождение от всех этих поверхностных вещей, которые мешают жить счастливо и гармонично. Жаль, что ради этого маленького шага, который мог бы произойти гораздо раньше, главному герою Амори Блейну пришлось разрушить весь свой мир, пройти через множество разочарований и потерять практически все.
- «Райский сад» Эрнеста Хемингуэя, краткое содержание
- «Ночь нежна» Фрэнсиса Фицджеральда, краткое содержание
- «Американская трагедия» Теодора Драйзера, краткое содержание
- «Прекрасные и проклятые» Фрэнсиса Фицджеральда, краткое содержание
- «Новая Атлантида» Фрэнсиса Бэкона, краткое содержание
- «Великий Гэтсби» Фрэнсиса Фицджеральда, краткое содержание
- «Итальянское путешествие» Иоганна Вольфганга фон Гёте, краткое содержание
- Краткое содержание рассказа «Гадюка» Алексея Толстого
Комментирование недоступно Почему?