«По ту сторону добра и зла» Фридриха Ницше, краткое содержание читать ~21 мин.
Книга Ницше «По ту сторону добра и зла. Прелюдия к философии будущего» – это критика науки, политики и искусства современного мира через сборник афоризмов и комментариев. Автор использует эпиграммы, чтобы пролить уникальный свет на истину и природу. Его исключительный взгляд на вещи может быть обусловлен тем, что во время написания книги он был лишён стабильного дома и испытывал хронические боли.
Текст состоит из девяти тем со стихотворением в конце. Автор придерживается мнения, что большинство философий – это проекция философа. Он утверждает, что сильная личность исследует свои предвзятые идеи и независимость, чтобы больше узнать о себе. Что касается независимости, Ницше называет массы стадом, которое беспрекословно следует одному и тому же менталитету. Он также осуждает философов, которые делают то же самое. Те, кто следует этому образу мышления, поддерживают распространение посредственности с помощью концепций, которые делают всех одинаково обычными, таких как «здравый» смысл.
Ницше утверждает, что все люди не могут быть измерены одними и теми же правилами морали из-за их различной духовной силы. На протяжении всей книги автор призывает читателя выйти за рамки понятий добра и зла. В вопросе морали большинство философов лишены критического смысла, охотно принимая христианские догмы без аналитического мышления. Это аналитическое мышление выражается в концепции, что ничто не может возникнуть из своей противоположности, что ложно, что истина возникает из заблуждения, а щедрость из эгоизма. Что касается жизни в соответствии с природой, то он считает, что природа безгранично безразлична. Жить естественно – значит жить согласно жизни, а будучи частью жизни, ты не можешь поступать иначе.
Книга «По ту сторону добра и зла» – это вплетённая нить в ткань собрания сочинений Ницше. Это также введение в историю его предыдущей работы, «Так говорил Заратустра». Автор не стремится разрешить противоречие между волей к истине и волей к ценности в «По ту сторону добра и зла». Он представляет себе будущую философию, в которой воля к истине и воля к ценности сосуществуют.
Одним из ведущих положений Ницше является то, что он выступает против равноправия, но за справедливость. Он разделяет убеждение, что философия должна отражать самые сокровенные проблемы человека, подобно работам философа Кьеркегора. Он также верит в приписывание заслуг в соответствии с достоинствами индивида перед обществом. Он отвергает демократию, потому что, делая всех равными, он лишает великих людей возможности быть великими. Становление великим должно быть одной из самых сокровенных забот человека, а не стремлением облегчить дискомфорт.
Книга «За добром и злом» была опубликована в 1886 году в атмосфере религиозного энтузиазма. Она была написана после его работы, поддерживающей христианские взгляды, «Aus Meinem Leben» («Из моей жизни») в 1858 году. Взгляды, представленные в «По ту сторону добра и зла», противоречат более ранним работам Ницше, которые демонстрировали позитивные и страстные христианские взгляды. Влияние и взгляды автора менялись на протяжении всей его жизни; его убеждения варьировались от преданности Господу до абсолютного презрения.
В конце 1880-х годов Ницше занял непримиримую антихристианскую позицию, даже назвав себя антихристом. Наряду с этой линией мышления, основным убеждением автора является то, что дух человека растёт под гнётом. По его мнению, все жестокое и озорное в природе человека необходимо и служит цели возвышения человечества. Он считает добро и зло творениями человека, а эгоизм – признаком здоровья.
Время, в которое была написана «По ту сторону добра и зла», было тяжёлым для здоровья Ницше. Мало того, он был написан в течение 10-летнего периода бездомности, наряду с несколькими другими известными текстами. Он страдал от мигреней, проблем с пищеварением и хронической тошноты в дополнение к плохому зрению. Физические трудности автора сыграли свою роль в его стиле написания, он превращал сложные концепции в короткие и сильные высказывания. Ницше стремится доказать, что философия не следует логическому процессу, а скорее следует инстинктам философа. Поэтому слова философа никогда не свободны от его собственных инстинктов и подсознательных мыслей. Автор осмеливается полагать, что все великие философии бессознательно являются автобиографической письменной исповедью. По его мнению, философия создаётся собственным образом мира философа.
Он также пропагандирует идею о том, что философия – это то, какими должны быть вещи, а не то, какими они являются на самом деле. Ницше считает, что философы обладают священным правом делать мир лучше. Поэтому их философия должна соответствовать тому, как все должно быть. На протяжении всей книги Ницше демонстрирует удивительно злобное чувство юмора, которое застаёт читателя врасплох. Он делает предвзятые, но юмористические замечания о женщинах, немцах, других философах и многом другом. Ницше тщательно исследует свои неискажённые суждения о предметах, которые испытывают напряжение между добром и злом, таких как искусство, политика, наука, философия, католицизм и христианство.
В целом, «По ту сторону добра и зла» – это снисходительная критика западной философии, современности и выдуманных философом концепций, таких как абсолютная истина и самосознание. Он представляет дальновидную мысль о том, что современность не так современна, как должна быть. По его мнению, современность должна эволюционировать на более высокий уровень. Следствием современности является уход от боли и страха. Это только вредит человеку, не давая ему полностью раскрыть свой потенциал. Самый большой потенциал – это аристократизм души. Для него философия также должна развиваться, так как она является высшей областью знания. По предвзятому мнению старых философов, философия тяжела и уныла. Автор считает, что философия должна быть приятной и юмористической, а не мрачной и написанной заумным языком.
Часть 1: О предрассудках философов
В этой части Ницше утверждает, что наши истины часто основаны не на объективности, а на предрассудках. Он также утверждает, что мы несправедливо отдаём предпочтение истине перед ложью, в то время как ложь может быть столь же полезна, как и истина. Затем он подробно разбирает такие примеры, как стоики (навязывающие свою истину природе) и кантовское мышление (априори, которое, по его мнению, не существует, но является необходимым), утверждая, что он использует не что иное, как круговую аргументацию.
Наконец, он критикует знаменитое «Я мыслю, следовательно, я есть» Декарта, утверждая, что мыслит не «я», а сама мысль.
Часть 2: Свободный дух
Сначала он утверждает, что наши истины упрощаются, создавая наши знания, что истины, выдвигаемые философами, – это просто их собственные предрассудки, в то время как они должны подвергать сомнению самих себя. Он утверждает, что «свободные духи» процветают в изоляции, так как их знания будут неправильно истолкованы другими, однако он также утверждает, что такие люди должны взаимодействовать с населением, чтобы получить больше знаний. Он выступает против того, как наше общество оценивает поступки по их мотивам, он утверждает, что мы должны рассмотреть гораздо более сложные побуждения, которые приводят эти поступки в действие бессознательно.
Ницше делает важное предположение, что нет ничего реального, кроме наших влечений, страстей и желаний, а все остальные вещи – это просто те, которые работают в связке. Ницше также считает, что все вещи в мире основаны на нашей фундаментальной воле к власти.
Наконец, Ницше делает ироничное заявление о том, что «свободные духи» часто нуждаются в масках, чтобы скрыть свою истинную природу и убеждения (чтобы не быть неправильно понятыми). Однако такие духи не должны позволять себе привязываться к чему-либо и постоянно испытывать себя, он называет новое поколение философов «пытающимися» (versucher), которые отвергают догматизм и т.д.
Часть 3: Что такое религия
Сначала Ницше тщательно разбирает христианство, утверждая, что все требования и самоотречение, которые оно создаёт, толкают людей к мечтам о святости. Затем Ницше продолжает утверждать, что современное общество по своей сути атеистично, а прежние представления о Боге мертвы (и философы убили его). Он утверждает, что христианство заставляет человека отказаться от труда в пользу образа жизни класса досуга (что является пагубным).
Далее он объясняет лестницу жертвоприношений, которую создаёт религия (сначала она требует жертвовать своими родственниками, потом собой, потом своей волей, свободой и силой), и на которой мы достигли новой ступени – теперь она требует, как это ни парадоксально, жертвовать Богом.
В заключение он говорит о том, что религия может означать разные вещи для разных людей (или классов), но что христианство ценит перевёртывание нашей морали, обесценивание наших «благородных инстинктов».
Часть 4: Эпиграммы и интерлюдии
Во всех представленных коротких эпиграммах нет последовательной структуры или темы, они затрагивают множество тем, которые Ницше считал недостаточно развёрнутыми (или достаточно важными) для обсуждения в других местах. Некоторые более общие темы отдельных эпиграмм включают: мораль рождается из внутренней борьбы, женщины и их отличия от мужчин (часто указывая на их эмоциональность и «змееподобность», несколько женоненавистнически), христианство, сексуальность (много ссылок на гомосексуализм), немецкая национальная идентичность, обучение нового поколения мужчин и философов и т.д.
Часть 5: Естественная история нравов
Он начинает с утверждения, что мораль не объективна, и ни один философ никогда не смог определить её иначе, чем применительно к своему времени, деревне, стране, церкви и т. д. Более того, он утверждает, что мы видим гораздо меньше, чем нам кажется, воспринимая лишь большую часть вещей и используя предварительное знание и предубеждение, чтобы заполнить остальное (сравнивая это с видением дерева). Далее он утверждает, что люди воспринимают то, что стоит внимания, и то, что нужно сделать, чтобы в конце концов обладать тем, что они рассматривали, используя в качестве примера образование и благотворительность.
Далее он демонстрирует своё отвращение к моралистам, которые часто делают обобщения для коллектива там, где это должно быть оставлено на усмотрение индивидуума. В заключение он утверждает, что мораль основана в первую очередь на страхе: она создаёт безопасное пространство, в котором агрессивные или живые люди будут рассматриваться как угроза, поскольку мораль предпочитает приручённых и безопасных, а не живых и агрессивных. Эта мораль считает себя единственной истинной моралью (подобно Богу в христианстве).
Часть 6: Мы, учёные
Сначала Ницше пытается разделить философов и учёных в мире науки, утверждая, что философы должны возвышаться над остальными. Он также обсуждает два различных вида скептицизма, один из которых он ассоциирует с посредственностью (мучимые сомнениями, эти скептики преследуют науку и объективность), проклиная их на жизнь в заторможенных действиях.
В противоположность скептику он ассоциирует его с «Фридрихом Великим», этот тип волевой, неустрашимый, никогда не довольствующийся лёгкими ответами, но всегда задающий вопросы, ищущий и открывающий. Философы, утверждает он, являются законодателями и творцами. По сравнению с учёными и «философскими тружениками», которые зацикливаются на прошлом, философы стремятся заглянуть в будущее. Он утверждает, что они почти неуместны в настоящем (говорят о завтрашнем дне, а не о сегодняшнем), приводя такие примеры, как Сократ.
Он заканчивает эту часть утверждением, что для того, чтобы стать философом, нужен определённый тип человека, который находит мышление лёгким и простым, а не трудным. Он заключает, что у большинства из нас просто нет сил быть философами, поэтому тех из нас, у кого они есть, нужно воспитывать и развивать.
Часть 7: Наши добродетели
Он начинает эту часть с утверждения, что существует иерархия людей и морали, причём низший класс естественно завидует высшему. Далее он говорит о том, что моральные законы не являются универсальными, на примере самоотречения лидера (которое по своей сути было бы безнравственным расточительством). Ницше считает, что жалость – это способ скрыть презрение к себе, что удовольствие и боль – это только поверхность наших более глубоких влечений, что страдания должны праздноваться, поскольку они показывают, что мы развиваемся в нечто большее. Он утверждает, что «единственная жалость, которую он испытывает, – это жалость к творцу, которого в нас подавляет современное общество». Он также предполагает, что мы не избавились от своих звериных наклонностей к жестокости, поскольку ищем знания, которые потом вредят нам (например, эволюция доказывает, что мы не являемся высшей формой жизни по сравнению с обезьянами и т.д.).
Затем он делает важное утверждение, что у всех нас (даже у самого Ницше) есть набор фундаментальных убеждений, которые составляют ядро нашего существа. Затем он продолжает разглагольствовать о своих собственных непоколебимых убеждениях в отношении женщин (о том, что тогдашнее феминистское движение служит только для того, чтобы сделать их мужчинами и т.д.).
Часть 8: Народы и отечества
В начале этой части Ницше утверждает, что нынешнее состояние Европы приведёт к тому, что национальности станут менее различимыми и приведут к смешению рас, однако он считает, что это к лучшему. Он утверждает, что немцы являются результатом множества различных кровей, нет чистого немца и это приводит к тому, что немецкий дух является сложным и загадочным, не имеющим чёткого определения.
Затем он нападает на свой собственный язык, утверждая, что ему не хватает музыкальности и естественной красоты, что крайне важно. Кроме того, он утверждает, что существует два типа рас – мужская и женская (подробно описанные в тексте), утверждая, что греки и французы являются примерами женской расы, а римляне, германцы и особенно евреи – мужской.
Затем он высоко отзывается о евреях, утверждая, что их творчество – одно из величайших в Европе, и, в отличие от многих немцев своего времени, не считает, что евреи хотят захватить Европу, скорее они хотят ассимилироваться. Затем он утверждает, что англичане нефилософские, неглубокие и полагаются на бессодержательное христианское морализаторство. Он утверждает, что они создают не свободных духов, а в лучшем случае посредственных людей. Он утверждает, что англичане почти заразили французов бесчувственными демократическими идеалами (такими, как у Руссо), что истинный французский дух был жив в XVI и XVII веках.
В конце он говорит, что самые образцовые фигуры в европейской истории – это те, которые поднялись над своей национальностью (приводя в пример Наполеона, Гёте, Стендаля и Шопенгауэра).
Часть 9: Что такое благородство
Ницше начинает с утверждения, что аристократическая каста является основополагающей, что общество существует для того, чтобы создать несколько исключительных личностей, которые станут его венцом. Далее он объясняет, что, по его мнению, представляет собой мораль господина и раба. Он утверждает, что из-за нашего демократического общества, в котором правит большинство, свободные духи никогда не будут по-настоящему свободными, они навсегда останутся непонятыми и маргинализированными.
Он также с нежностью говорит о людях, которые хотят возвыситься над большинством, которые верят, что всякая компания – это задержка, он предполагает, что, возможно, не гениальность, а возможность в полной мере воспользоваться гениальностью – это такая редкость.
Наконец, Ницше приходит к выводу, что его мысли слишком сложны и не могут найти опору в простоте и прямоте нашего языка, он утверждает, что его мысли, какими бы свободными они ни были, всегда будут закреплены языком. Он утверждает: “Язык может запечатлеть только те мысли и идеи, которые являются относительно жёсткими и фиксированными: самые прекрасные, свободно движущиеся мысли всегда ускользают от выражения”.
Персоналии
Наполеон
Наполеон Бонапарт, император Франции, представлен как конец концепции аристократического идеализма. И действительно, Наполеон, которого он представляет, весьма идеализирован, лишён всякой, даже весьма слабой связи с исторической правдой. Но это уместно, потому что Ницше использует Наполеона как метафору. Это важно, потому что метафора является основным литературным инструментом автора для передачи его философии.
Артур Шопенгауэр
Чтение работ философа Шопенгауэра стало для Ницше судьбоносным опытом. Он открыто признает, что старый философ оказал огромное влияние на развитие его собственных, определяющих карьеру теорий об огромном значении воли в развитии человека. Призрак Шопенгауэра пронизывает все произведения Ницше, но в этом тексте он определённо достигает высот. Однако эти высоты достигаются в основном в результате критики, поскольку Ницше уже освободился от влияния Шопенгауэра к моменту публикации «По ту сторону добра и зла». Тем не менее, последствия прежнего влияния остаются довольно сильными.
Рихард Вагнер
Вагнер занимает почётное место среди самых почитаемых композиторов классической музыки в истории Германии, а Германия, напомним, создала Бетховена, Баха и Брамса, и это только для начала. Философ поддерживал тесную личную дружбу с человеком, наиболее известным американцам по игре на вертолёте в фильме «Апокалипсис, сейчас!», и считал себя в компании настоящего гения, когда они были вместе. Однако публикация книги «Дело Вагнера» в 1888 году, через два года после «По ту сторону добра и зла», изменит всё это.
Темы
Движение за гранью добра и зла
Главной темой этой работы является утверждение Ницше о том, что прогресс невозможен при согласии с общепринятыми представлениями о морали и этике. Поскольку эти ценности были созданы людьми для контроля над массами, единственный способ дальнейшего развития цивилизации возможен только в том случае, если найдутся мужественные люди, готовые довериться собственному инстинкту и действовать в соответствии с ним. Таким образом, прогресс выходит за рамки современных представлений о добре и зле и устанавливает новые ценности, которые, в свою очередь, в конечном итоге должны быть отвергнуты и преодолены новым поколением людей, действующих в соответствии со своими инстинктами.
Творчество – это бунт
Другим важным элементом, который выводит цивилизацию и общество за пределы добра и зла к следующему эволюционному шагу в ценностях, является творчество. Настоящее творчество не может быть реакционным; по определению, любое художественное произведение, которое служит лишь для воспроизведения господствующей идеологии, не является ни творческим, ни художественным.
Следует отметить, что творчество – это нечто большее, чем просто художественное выражение. Когда Ницше говорит о творческой жизни, он не ограничивает этим только художников. Каждый человек способен жить как художник; действительно, один из основных постулатов философии Ницше заключается в том, что каждый человек должен приложить усилия, чтобы придать своему характеру стиль, который затем можно использовать, чтобы превратить всю свою жизнь в художественное высказывание. Это возможно, конечно, только если человек стремится переосмыслить общепринятые ценности, чтобы привести их в соответствие с этим стилем и художественным высказыванием. Другими словами, чтобы быть творческим человеком, нужно быть бунтарём.
Наука – это суждение
Ницше с большим недоверием относится к научному разуму. Его вывод заключается в том, что фактические данные слишком часто подчиняются внешним влияниям, что в результате мешает суждению. Таким образом, научные исследования стали слишком восприимчивы к предрассудкам и страхам, которые такие исследования неизбежно стимулируют.
Чтобы понять, что опасения Ницше вряд ли были преодолены за более чем столетие с тех пор, как он предостерегал от этого потенциала, достаточно взглянуть на то, как изменение климата и глобальное предупреждение стали жертвой предрассудков и страха до такой степени, что подавляющий консенсус в научном сообществе настолько испорчен, что поразительный процент населения искренне верит, что доказательства остаются «неубедительными». Ницше смотрел бы на такую ситуацию не как на недостаток ума у населения, а как на недостаток характера у научного сообщества, которое оказалось настолько слабым, что позволило опровергнуть силу своей воли.
Доверять своей интуиции
Книга также подозрительно относится к разуму. Логические рассуждения слишком часто приходят к тому, чтобы оправдать существующую мораль, которая, таким образом, препятствует действию. Рассуждения – это хорошо, если они не служат лишь для подкрепления существующих идей, которые, в свою очередь, заставляют человека сомневаться в том, что его инстинкт ошибочен. Разум, по сути, говорит Ницше, может быть одновременно логичным и глубоко ошибочным. Когда связь, полученная путём соединения точек, противоречит инстинктивной интуиции, которая считает вывод ошибочным или неправильным, человек должен быть достаточно мужественным, чтобы довериться этой интуиции. Если человек действительно верит, что его интуиция права, а все аргументированные доводы ошибочны, то он обязан действовать в соответствии с инстинктом, даже если этот инстинкт идёт вразрез с разумом и вызывает критику и недоверие.
Конечно, здесь очень важно отметить, что Ницше говорит о доверии инстинкту в таких нематериальных вещах, как мораль и ценности. Факты и логические рассуждения, другими словами, не обязательно одно и то же.
Мы все лжецы
В книге «По ту сторону добра и зла» Ницше подробно останавливается на том, что мы воспринимаем только избранные части информации, а об остальном «догадываемся». Он использует два феноменальных примера, чтобы показать это. Во-первых, он рассказывает о том, что, когда мы читаем книгу или отрывок, мы не воспринимаем каждое слово. По его оценкам, мы воспринимаем примерно 5 из 20 слов, не переваривая остальное и заполняя пробелы, пытаясь уловить основную мысль, которая в итоге оказывается запутанной или неверной.
Кроме того, он говорит о том, что когда человек смотрит на дерево, он видит не листья, цвет или форму дерева, а лишь его очертания, а остальное мы заполняем предвзятыми представлениями и знаниями. Люди часто хотят быть осведомлёнными в определённой теме, однако, такие люди обычно не видят дальше поверхностного и поверхностного уровня, и поэтому они обходятся теми обрывочными знаниями, которые у них есть, заполняя пробелы тем, что они «думают», что должно быть правдой, часто подпитываясь предвзятостью и невежеством.
Книга Ницше «По ту сторону добра и зла» – это его взгляд на мораль, религию, мотивацию и многое другое. Под видом рассуждений о морали он рассказывает обо всем, что, по-видимому, было у него на уме в определённый период времени. Создаётся впечатление, что он на некоторое время отошёл от цивилизации, чтобы развить свои идеи настолько, чтобы изложить их в письменной форме. Он уделяет большое внимание ценности собственного внутреннего опыта человека, считая индивидуальные открытия силой, которая движет всеми творческими начинаниями.
В этой книге Ницше в самом прямом смысле предстаёт как художник. Он чувствует себя непонятым людьми, пойманным в ловушку разума, который постигает и изобретает концепции, слишком изменчивые и сложные, чтобы вписаться в ограничения человеческого языка, поэтому он не может объяснить критикам, где находится его истинный авторитет и гений.
Что касается морали, то Ницше утверждает, что вся мораль по своей сути индивидуальна. Каждый человек должен погрузиться в свой разум и обнаружить, что его система сложных мотивов, а не внешний стандарт, на самом деле формирует его мораль. По этой причине он осуждает христианство, поскольку в его традиционном понимании оно представляет собой предписывающий и универсальный моральный кодекс, который не имеет ценности для человека, поскольку накладывается на него. Ницше менее озабочен выбором и более озабочен бессознательными влияниями, которые заставили человека сделать этот выбор, даже если он не может осознать все эти влияния.
Он утверждает свою твёрдую веру в аутсайдера. Он пишет, что существуют интеллектуальные классы, на которые делятся люди, из которых одни рождаются от природы, чтобы подчиняться другим, а другие – чтобы возмущаться этим. Считая себя членом высшего класса, Ницше посвящает большую часть своей книги рассуждениям о том, почему истинно разумный ум всегда должен быть один.
Творческий ум – это также ум, который ставит под сомнение статус-кво, и если, как в его собственном случае, гений или художник не способен объяснить тонкости своего ума, то он будет осуждаться и избегаться остальным обществом за то, что он ненормальный, не наделённый соответствующим авторитетом. Это серьёзная нить разочарования, которая прослеживается на протяжении всей книги. В целом, однако, Ницше представляет систематическое обсуждение того, как, по его мнению, люди делают выбор и каковы последствия этих процессов.
- «Антихрист» Фридриха Ницше, краткое содержание
- «Человеческое, слишком человеческое» Фридриха Ницше, краткое содержание
- «Так говорил Заратустра» Фридриха Ницше, краткое содержание
- «Рождение трагедии из духа музыки» Фридриха Ницше, краткое содержание
- «О генеалогии морали» Фридриха Ницше, краткое содержание
- «Сочинения Фридриха Ницше», краткое содержание
- «О пользе и вреде истории для жизни» Фридриха Ницше, краткое содержание
- «Как вам это понравится» Уильяма Шекспира, краткое содержание
Комментирование недоступно Почему?