«По ту сторону добра и зла» Фридриха Ницше, краткое содержание читать ~10 мин.
Книга Фридриха Ницше (нем. Friedrich Wilhelm Nietzsche) «По ту сторону добра и зла. Прелюдия к философии будущего» представляет собой сборник афоризмов и размышлений, критикующих современную ему науку, политику и искусство. Автор использует эпиграммы для исследования природы истины. Его особый взгляд на вещи отчасти объясняется тяжёлыми условиями жизни в период написания книги: отсутствием постоянного дома и хроническими болезнями.
Ницше утверждает, что большинство философских систем являются лишь проекцией личности их создателей. Он призывает сильную личность исследовать собственные предубеждения для более глубокого самопознания. Говоря о независимости мышления, философ называет массы «стадом», которое слепо следует общепринятым нормам. Он осуждает и тех мыслителей, которые поступают так же, поддерживая распространение посредственности через концепции, уравнивающие всех, например, через «здравый смысл».

Трактат развивает и проясняет идеи, изложенные в его предыдущем произведении, «Так говорил Заратустра». В этой книге Ницше отходит от метафорического языка «Заратустры» к более прямому анализу. Он вводит понятие «воли к власти» не как стремления к доминированию над другими, а как фундаментального импульса всего живого к росту, преодолению и самосовершенствованию. Именно эта воля, по мнению автора, является движущей силой истории и культуры.
Ницше заявляет, что к людям нельзя применять единую моральную шкалу из-за различий в их «духовной силе». Автор призывает читателя выйти за рамки привычных понятий добра и зла. Он отмечает, что большинство философов лишены критического взгляда на мораль и бездумно принимают христианские догмы. Они исходят из ложного убеждения, что нечто не может возникнуть из своей противоположности, тогда как, по Ницше, истина рождается из заблуждения, а щедрость — из эгоизма.
Идею стоиков «жить в согласии с природой» философ считает абсурдной. Природа, по его мнению, безгранично безразлична, а жизнь сама по себе и есть природа. Следовательно, человек, будучи частью жизни, не может поступать иначе, кроме как «жить согласно жизни». Таким образом, призыв стоиков лишается смысла.
Разделы книги
Часть первая. О предрассудках философов
В этой части Ницше утверждает, что наши истины часто основаны не на объективности, а на предрассудках. Он ставит под сомнение безусловное предпочтение истины лжи, указывая, что ложь может быть не менее полезна. Философ анализирует учения стоиков, которые, по его мнению, навязывают свои принципы природе, и критикует Канта за его априорные суждения, считая их лишь необходимой условностью и круговой аргументацией.
В завершение он оспаривает знаменитое изречение Декарта “Я мыслю, следовательно, я существую”, заявляя, что мыслит не «я», а сама мысль приходит к человеку.
Часть вторая. Свободный дух
Ницше утверждает, что истины, выдвигаемые философами, — это лишь их собственные предубеждения. «Свободные духи» — новые философы — должны подвергать сомнению самих себя. Они процветают в изоляции, поскольку их знания могут быть неверно истолкованы массами, но им необходимо взаимодействовать с обществом для получения опыта. Автор критикует оценку поступков по их мотивам, указывая на более сложные бессознательные побуждения.
Философ предполагает, что реально существуют только наши влечения, страсти и желания, а всё в мире основано на фундаментальной «воле к власти». Он иронично замечает, что «свободные духи» часто нуждаются в масках, чтобы скрыть свою истинную природу. Таких мыслителей нового поколения он называет “Versucher” (искусители, экспериментаторы), отвергающими догматизм.
Часть третья. Что такое религия
Ницше анализирует христианство, утверждая, что его требования к самоотречению подталкивают людей к мечтам о святости. Он заявляет, что современное общество по своей сути атеистично, а прежние представления о Боге мертвы. Философ описывает «лестницу жертвоприношений» в религии: сначала человек жертвует близкими, затем собой, своей свободой и силой. Наконец, последняя ступень парадоксальным образом требует пожертвовать самим Богом.
В заключение он говорит, что религия имеет разное значение для разных людей и социальных классов. Однако христианство, по его мнению, ценно тем, что оно переворачивает традиционную мораль и обесценивает «благородные инстинкты».
Часть четвёртая. Эпиграммы и интерлюдии
Этот раздел представляет собой собрание коротких афоризмов без единой темы. В них Ницше затрагивает множество вопросов, которые он счёл недостаточно развёрнутыми для обсуждения в других частях. Среди тем — происхождение морали из внутренней борьбы, критические замечания о женщинах, их психологии и отличиях от мужчин, размышления о христианстве, сексуальности, немецкой национальной идентичности и воспитании нового поколения философов.
Часть пятая. Естественная история нравов
Автор начинает с утверждения, что мораль не объективна. Каждый философ определял её лишь в контексте своего времени и культуры. Ницше утверждает, что наше восприятие ограничено: мы видим лишь малую часть реальности, а остальное достраиваем с помощью предубеждений, подобно тому, как мы воспринимаем лишь общий образ дерева, а не каждый его лист. Он осуждает моралистов за создание обобщённых правил для всех, тогда как мораль должна быть индивидуальной.
В основе общепринятой морали, по мнению Ницше, лежит страх. Она создаёт безопасное пространство, где сильные и энергичные личности рассматриваются как угроза. Такая «мораль стада» предпочитает покорных и безопасных людей, считая себя единственно истинной.
Часть шестая. Мы, учёные
Ницше проводит различие между философами и учёными, утверждая, что философы должны стоять выше. Он описывает два вида скептицизма. Один связан с посредственностью: мучимые сомнениями, такие скептики стремятся к объективности, но обрекают себя на бездействие. Другой тип, ассоциируемый с «волей к власти», — это неустрашимый поиск, который никогда не довольствуется лёгкими ответами.
Философы, по Ницше, являются законодателями и творцами, их взгляд устремлён в будущее, в отличие от учёных, сосредоточенных на прошлом. Он приходит к выводу, что не у всех есть силы быть философами, поэтому тех, кто обладает этим даром, нужно взращивать.
Часть седьмая. Наши добродетели
В этой части утверждается существование иерархии людей и моралей, где низший класс завидует высшему. Моральные законы не универсальны: например, самоотречение лидера было бы безнравственной растратой его потенциала. Жалость — это способ скрыть презрение к себе, а страдание следует приветствовать как признак роста и развития. “Единственная жалость, которую он испытывает, — это жалость к творцу, которого в нас подавляет современное общество”.
Ницше признаёт, что у каждого человека есть набор фундаментальных убеждений, составляющих ядро его личности, и далее излагает свои взгляды на женщин, критикуя феминистское движение своего времени за стремление, по его мнению, уподобить женщин мужчинам.
Часть восьмая. Народы и отечества
Ницше предсказывает, что национальные различия в Европе сотрутся, что приведёт к смешению рас, и он считает это положительным явлением. Немецкий дух, по его мнению, сложен и загадочен, поскольку является результатом смешения многих кровей. Он критикует немецкий язык за отсутствие музыкальности. Философ также делит народы на «мужские» (римляне, германцы, евреи) и «женские» (греки, французы) типы.
Он высоко отзывается о творческом потенциале евреев и, в отличие от многих современников, не приписывает им стремления к захвату Европы, а говорит об их желании ассимилироваться. Англичан он называет нефилософскими и поверхностными. Образцовыми фигурами европейской истории он считает тех, кто смог подняться над своей национальностью, приводя в пример Наполеона, Гёте и Стендаля.
Часть девятая. Что такое благородство
Ницше утверждает, что аристократическая каста является основой общества, существующего для создания нескольких исключительных личностей. Здесь он подробно описывает дихотомию «морали господ» и «морали рабов». Мораль господ создаётся сильными и благородными, которые сами определяют ценности, исходя из утверждения жизни. Мораль рабов возникает из рессентимента — зависти и ненависти слабых к сильным, она оценивает поступки как «злые», если они исходят от господ.
В демократическом обществе, где правит большинство, свободные духи всегда будут непоняты и маргинализированы. Философ с теплотой отзывается о тех, кто стремится возвыситься над толпой. В заключение Ницше приходит к мысли, что его идеи слишком сложны и изменчивы для ограничений языка: “Язык может запечатлеть только те мысли и идеи, которые являются относительно жёсткими и фиксированными: самые прекрасные, свободно движущиеся мысли всегда ускользают от выражения”.
Персоналии
Наполеон Бонапарт
Император Франции представлен в книге в идеализированном виде, далёком от исторической действительности. Ницше использует образ Наполеона не как историческую фигуру, а как метафору «сверхчеловека» и аристократического идеала в действии. Этот образ служит важным литературным инструментом для передачи философских идей автора.
Артур Шопенгауэр
Чтение работ Шопенгауэра стало для Ницше определяющим опытом. Он открыто признавал огромное влияние этого философа на формирование его собственных теорий о значении воли в развитии человека. Отголоски идей Шопенгауэра присутствуют во всём творчестве Ницше, но к моменту публикации «По ту сторону добра и зла» он уже освободился от этого влияния и во многом полемизировал со своим бывшим кумиром.
Рихард Вагнер
Вагнер занимает особое место среди композиторов Германии. Ницше поддерживал тесную дружбу с композитором и видел в нём гения, воплощающего обновление культуры. Однако к 1880-м годам их пути разошлись. Публикация работы «Дело Вагнера» в 1888 году, через два года после «По ту сторону добра и зла», ознаменовала окончательный разрыв их отношений.
Темы
Движение за гранью добра и зла
Главная тема работы — утверждение, что прогресс невозможен при соблюдении общепринятых норм морали. Поскольку эти ценности были созданы людьми для управления массами, дальнейшее развитие цивилизации возможно только благодаря смелым личностям, готовым доверять собственным инстинктам. Такой прогресс выходит за рамки существующих понятий о добре и зле, устанавливая новые ценности, которые, в свою очередь, должны быть преодолены следующим поколением.
Творчество как бунт
Творчество является ещё одним элементом, который выводит общество за пределы добра и зла. Подлинное творчество не может быть реакционным; по определению, произведение, лишь воспроизводящее господствующую идеологию, не является искусством. Ницше говорит не только о художниках: каждый человек способен прожить жизнь как творец, придав своему характеру уникальный стиль. Это требует переосмысления ценностей, а значит, чтобы быть творцом, нужно быть бунтарём.
Критика науки
Ницше с недоверием относится к научному методу. Он считает, что факты слишком часто подчиняются внешним влияниям, таким как предрассудки и страхи исследователя, что искажает конечные выводы. Таким образом, научные изыскания становятся уязвимыми для предубеждений, а претензия на полную объективность оказывается иллюзией. Философ призывает к осознанию того, что за любым стремлением к «чистому знанию» стоит воля самого учёного.
Доверие интуиции
Книга также с подозрением относится к чистому разуму. Логические рассуждения, по мнению Ницше, слишком часто служат оправданию существующей морали и тем самым препятствуют действию. Когда логический вывод противоречит инстинктивному чутью, человек должен обладать мужеством, чтобы довериться интуиции. Если человек убеждён в правоте своей интуиции, он обязан действовать в соответствии с ней, даже если это противоречит общепринятой логике.
Природа восприятия
Ницше подробно останавливается на том, что мы воспринимаем лишь отдельные фрагменты информации, а остальное «додумываем». Он приводит пример, что при чтении мы не осознаём каждое слово, а улавливаем лишь часть, достраивая общий смысл. Точно так же, глядя на дерево, мы видим не каждый лист и ветку, а лишь его общий силуэт, заполняя детали на основе имеющихся у нас представлений. Люди часто довольствуются поверхностными знаниями, заполняя пробелы догадками.
- «Антихрист» Фридриха Ницше, краткое содержание
- «Человеческое, слишком человеческое» Фридриха Ницше, краткое содержание
- «Так говорил Заратустра» Фридриха Ницше, краткое содержание
- «Рождение трагедии из духа музыки» Фридриха Ницше, краткое содержание
- «О генеалогии морали» Фридриха Ницше, краткое содержание
- «Как вам это понравится» Уильяма Шекспира, краткое содержание
Комментирование недоступно Почему?