«Так говорил Заратустра» Фридриха Ницше, краткое содержание читать ~11 мин.
«Так говорил Заратустра» (нем. Also sprach Zarathustra) — один из наиболее значимых трудов немецкого философа Фридриха Вильгельма Ницше. В этом произведении, сочетающем в себе аллюзии на Библию, греческую мифологию и древнеперсидскую религию, раскрывается концепция преодоления человеком самого себя.
Ницше работал над произведением в течение нескольких лет, при этом первая часть была создана всего за десять дней в 1883 году. Сам философ считал «Так говорил Заратустра» одной из своих важнейших работ. Многие исследователи также признают её наиболее полным изложением его идей о сверхчеловеке и воле к власти.
Изначально Ницше написал только три части книги, полагая, что произведение логически завершается открытием Заратустрой доктрины вечного возвращения. Позже он создал четвёртую часть, которую не предназначал для публикации, считая её слишком кощунственной. Эта часть распространялась в рукописном виде среди его друзей и была опубликована его сестрой уже после того, как философ утратил рассудок.

«Так говорил Заратустра» — одно из самых известных произведений Ницше. Хотя при первой публикации книга получила сдержанные отзывы, её популярность значительно возросла после смерти автора. Во время Первой мировой войны немецкое правительство напечатало около 150 000 экземпляров книги для распространения среди солдат. Эта практика продолжилась и во время Второй мировой войны, когда экземпляры произведения распространялись среди военнослужащих наряду с Библией.
Влияние книги вышло далеко за пределы философии. Композитор Рихард Штраус, вдохновлённый работой Ницше, создал знаменитую симфоническую поэму «Так говорил Заратустра». Это произведение получило широкую известность, в том числе благодаря использованию его вступления в фильме Стэнли Кубрика «2001: Космическая одиссея».
В повествовательном плане книга описывает странствия и проповеди Заратустры — мифического пророка, который спустился с гор, чтобы нести миру учение о сверхчеловеке. Повествование здесь служит обрамлением для изложения философских идей. В центре произведения находится учение Заратустры и его внутренняя борьба, которая приводит его к доктрине вечного возвращения — состоянию, ассоциирующемуся с высшей формой духовной трансформации.
В книге излагается взгляд Ницше на сверхчеловека как на состояние чистого бытия, в котором личность обретает любовь к земле и природе как к высшему благу. Здесь получает развитие знаменитая идея Ницше о том, что «Бог мёртв», впервые сформулированная в книге «Весёлая наука». В «Так говорил Заратустра» Ницше рисует мир, где сверхчеловек преодолевает догмы мёртвого христианства, чтобы достичь состояния вечного возвращения.
Из-за своего экспериментального стиля книга не получила широкого признания в академических кругах при жизни Ницше. Её афористичный и поэтический язык плохо соответствовал философскому стилю конца XIX — начала XX века. Однако философское сообщество эпохи постмодернизма высоко оценило это произведение и его новаторский формат, сочетающий философию с критикой религии и общества.
Многие теории постмодернизма и деконструкции опирались на идеи, изложенные в «Так говорил Заратустра». Книга и сегодня продолжает вызывать академический интерес и порождать новые интерпретации, оставаясь одним из самых комментируемых трудов Ницше.
Сюжет
Заратустра — мудрый пророк, который испытывает глубокую любовь к человечеству. Движимый этой любовью, он решает покинуть своё горное уединение, чтобы поделиться с людьми великой истиной, которую он открыл, — истиной о сверхчеловеке. Придя в деревню, Заратустра провозглашает, что Бог мёртв, а сверхчеловек является истинной целью, к которой должно стремиться человечество. Однако люди отвергают его, принимая за безумца, и Заратустра осознаёт, что его учение требует иного подхода.
Тогда Заратустра находит учеников, готовых его слушать. Он обучает их в уединении, готовя к достижению состояния сверхчеловека, чтобы они смогли нести его учение дальше в мир. Заратустра передаёт им ключевые аспекты своего знания: чтобы стать сверхчеловеком, нужно обладать завистью, быть воином и не испытывать жалости. Но, подобно ученикам других великих учителей, последователи Заратустры неверно истолковывают его слова. С глубокой печалью он покидает их и возвращается в горы, призывая их идти и самостоятельно осмыслить его учение.
В уединении Заратустра осознаёт, что его ученики исказили его идеи. Он понимает, что должен вернуться, чтобы наставить их на верный путь. Пророк снова покидает свой горный дом и животных-спутников и отправляется на поиски учеников на «Блаженные острова». Там он обнаруживает, что главная ошибка его последователей — попытка смешать новое учение о сверхчеловеке со старыми догмами христианства. По мнению Заратустры, это невозможно, поскольку его путь чист, а христианство лишь удерживает людей от обретения единства с природой и с самими собой.
Затем Заратустра начинает критиковать тех, кто пытается исказить его учение. Он вступает в спор со священниками, которые всё ещё верят в мёртвого Бога, и с учёными, стремящимися заменить Бога другими формами знания. Подобные занятия не ведут к истинному состоянию человека, учит Заратустра, и те, кто следует им, так же далеки от истины, как и религиозные фанатики.
Он также обращает свою критику на поэтов, ответственных за создание вымышленных небесных миров, в которых поселилась религия. Раньше поэзия вдохновляла людей мечтать о рае и загробной жизни, но с появлением идеи сверхчеловека она утратила свою силу. Однако вскоре Заратустра понимает, что его самого тяготит великий враг — жалость к человечеству. Его собственная любовь к людям становится препятствием на пути к состоянию сверхчеловека. Он впадает в отчаяние, зная, что должен преодолеть эту привязанность.
Заратустра начинает новое путешествие к своей горе. По пути он постигает истинную природу бытия. В состоянии, близком к болезни, он осознаёт, что всё произошедшее случится вновь. Он достигает состояния блаженства и долгие годы живёт в счастливом одиночестве в горах.
Спустя много лет он слышит крик о помощи от «высших людей». Эти люди изучили учение Заратустры и теперь ищут его самого, чтобы достичь того же состояния блаженства и единения с природой. Заратустра понимает, что «высшие люди» — это группа, включающая царей, колдуна и других искателей знаний, пришедших в его пещеру.
Заратустра высмеивает этих людей, а они пытаются использовать его учение в своих целях. Они устраивают пародийное торжество — «Праздник осла», — провозглашая осла новым божеством и поклоняясь ему. Заратустра приходит к новому пониманию: хотя эти люди, возможно, и не те высшие существа, которых он искал, они научились высмеивать старые символы и обрели тем самым подлинное счастье. В конце книги Заратустра вновь покидает свою гору, чтобы передать это знание тем, кто станет его истинными детьми.
Список персонажей
Заратустра
Пророк и философ, который спускается со своей горы, чтобы передать миру обретённое им знание.
Канатоходец
Артист, который падает с каната и умирает. Заратустра хоронит его, проявляя сострадание к человеку.
Шут
Становится причиной падения канатоходца. Он советует Заратустре покинуть город, чтобы избежать гнева жителей.
Ученики Заратустры
Безымянные последователи учения Заратустры. Они часто неверно понимают его слова и не могут полностью постичь его мудрость, пока он находится с ними.
Гном
Является Заратустре в видении. Он олицетворяет «дух тяжести» — величайшего врага пророка на пути к вечному возвращению.
Орёл и змея
Животные, спутники Заратустры в его горной пещере. Они символизируют гордость и мудрость.
Горбун
Просит Заратустру об исцелении, но тот отказывается, объясняя, что исцеление души важнее исцеления тела.
Старик
Отшельник, которого Заратустра встречает, впервые спускаясь с горы. Старик советует ему остаться в уединении.
Цари
Два персонажа, которых Заратустра встречает в четвёртой части книги. Они олицетворяют светскую власть в современном мире.
Совестливый учёный
Также известен как «человек-пияка». Он олицетворяет ограниченность науки, стремящейся постичь всё лишь через эмпирические факты.
Колдун
Также известен как «старый чародей». Он представляет великих поэтов и их способность создавать вымышленные миры, заставляющие людей верить в богов.
Папа Римский на покое
Бывший глава церкви, который больше не верит в Бога, но продолжает искать смысл жизни.
Самый безобразный человек
Персонаж, названный «убийцей Бога». Он является инициатором «Праздника осла».
Добровольный нищий
В прошлом богатый человек, который отдал всё своё состояние в попытке обрести истину и покой.
Тень Заратустры
Символизирует тех, кто следует учению Заратустры поверхностно, принимая лишь его нигилистический аспект.
Темы
Сверхчеловек
Сверхчеловек (нем. Übermensch) — это высшее состояние бытия, в котором личность достигает полного самообладания и творческой самореализации. Для Заратустры сверхчеловек — это цель, к которой он стремится сам и к которой призывает своих учеников. По его мнению, человек — это лишь мост между животным и сверхчеловеком. Однако речь идёт не о биологической, а о духовной эволюции.
Человечество, каким его видит Заратустра, всё ещё сковано суеверными представлениями о Боге и христианской морали. Те, кто отверг эти идеи, зачастую принимают другие догмы, связанные с современной моралью и справедливостью, — представления столь же ограничивающие. Сверхчеловек отвергает любые внешние авторитеты в пользу истинного единения с природой и самим собой.
Воля к власти
Воля к власти (нем. Wille zur Macht) — ключевая философская тема в книге. Это фундаментальное стремление всего живого к самоутверждению и расширению своего влияния. Человек должен осознать и направить эту волю, чтобы придать своей жизни высший смысл и принять идею вечного возвращения. В то время как низменные желания заставляют жить ради выживания, воля к власти позволяет преодолеть это состояние.
Это понятие часто неверно истолковывалось как стремление к господству над другими, что использовалось идеологами нацизма. Однако сам Ницше отвергал такую интерпретацию. Согласно его философии, воля к власти направлена на преодоление самого себя и устоявшихся общественных норм, а не на доминирование над другими людьми.
Вечное возвращение
Вечное возвращение (нем. Ewige Wiederkunft) — это идея о том, что время циклично и всё, что когда-либо происходило, будет повторяться бесконечно. Когда сверхчеловек достигает осознания этого, он обретает подлинную любовь к жизни во всех её проявлениях. Без принятия вечного возвращения человек способен лишь на месть жизни, что несовместимо с состоянием сверхчеловека.
В начале книги Заратустра ещё не готов принять эту идею. Хотя он близок к состоянию сверхчеловека, он не может полностью его достичь без этой высшей формы утверждения жизни. Чтобы прийти к вечному возвращению, Заратустра должен победить «дух тяжести», который привязывает человечество к старым учениям.
Бог мёртв
Эта знаменитая тема в творчестве Ницше утверждает, что влияние христианской религии и её морали было подорвано в современную эпоху. В прологе Заратустра объявляет об этом жителям города, но они лишь смеются над ним. Для Заратустры такие понятия, как добро и зло, рай и ад, являются иллюзиями, которые мешают людям преодолеть свою природу.
Без осознания того, что Бог действительно мёртв, человек не может выйти за свои пределы и достичь состояния сверхчеловека. Духовные догмы являются скрытыми инструментами контроля. Если человек верит в вознесение на небеса, он не сможет реализовать свой потенциал на земле. Принятие концепции «смерти Бога» позволяет человеку обрести волю к власти и стать хозяином своей судьбы.
Нигилизм
Нигилизм — это философская позиция, отрицающая существование объективного смысла и ценностей. Заратустра видит, что современное ему общество становится нигилистическим. Люди, принявшие идею смерти Бога, заменили его поверхностными представлениями о добродетели в обществе и государстве. В результате человечеством стала управлять «толпа», и о подлинной трансформации не может быть и речи.
Ницше осознавал, что его труды могут быть истолкованы как нигилистические. Однако «Так говорил Заратустра» — это попытка показать, что его философия призвана не ввергнуть общество в нигилизм, а, наоборот, пробудить в человеке высшее состояние бытия. Старые понятия добра и зла становятся ненужными, когда сверхчеловек достигает истинного единения с природой и землёй.
Жалость
Заратустра считает жалость одним из главных препятствий, которые человечеству необходимо преодолеть. Жалость, по его мнению, нужна лишь тем, кто слишком слаб, чтобы подняться до состояния сверхчеловека. Эта идея поддерживается двумя системами: религией и государством. Религия представляет человечество как слабое и нуждающееся в спасителе.
Государственная система также основана на жалости, поскольку она предполагает, что люди неспособны управлять собой без внешнего контроля. Однако, согласно Заратустре, государство и власть имущие не являются необходимостью. Государству не нужно опекать своих граждан, потому что они способны достичь гармонии с миром самостоятельно через волю к власти и стремление к сверхчеловеку.
Зависть
Часть миссии Заратустры заключается в переосмыслении традиционных понятий, включая грехи. Зависть — один из важнейших таких примеров. Христианское учение гласит, что зависть — это порок, которого следует избегать. Человек не должен желать того, что принадлежит его ближнему.
Для Заратустры же зависть — это мощный инструмент для самопреодоления. Человек должен испытывать зависть к тем, кто достиг большего, и к тем, кто находится на более высокой ступени бытия. Заратустра учит своих учеников, что они должны завидовать ему и тому состоянию, которого он достиг. Только через такую созидательную зависть человечество сможет двигаться вперёд и стремиться к состоянию сверхчеловека.
- «Антихрист» Фридриха Ницше, краткое содержание
- «По ту сторону добра и зла» Фридриха Ницше, краткое содержание
- «Человеческое, слишком человеческое» Фридриха Ницше, краткое содержание
- «Рождение трагедии из духа музыки» Фридриха Ницше, краткое содержание
- «О генеалогии морали» Фридриха Ницше, краткое содержание
- «Дождь» Сомерсета Моэма, краткое содержание
Комментирование недоступно Почему?