«Дюна» Фрэнка Герберта, краткое содержание читать ~26 мин.
«Дюна» Фрэнка Герберта – научно-фантастический роман о Поле Атрейдесе, 15-летнем сыне герцога Лето, который отправляется на пустынную планету Арракис. После свержения дома Атрейдесов Пол становится мессией для коренных жителей Арракиса, фременов, и исполняет тысячелетнее предсказание о рождении человека с огромным предвидением, которое позволит ему видеть прошлое и будущее.
Герберт пишет с ограниченной перспективой от третьего лица, которая может переключаться между персонажами от абзаца к абзацу, а иногда является двусмысленной или всезнающей. Некоторые главы повествуют о Поле и людях, которые его окружают, например, о его матери, леди Джессике; другие – о Доме Харконненов, садистских врагах Дома Атрейдесов, или об Императоре Падишахе, правителе, который поддерживает уничтожение Дома Атрейдесов. Действие романа происходит в течение примерно трёх лет и разделено на три части.
В первой части Дом Атрейдесов падает – герцог Лето убит, а Пол и Джессика бегут в суровую пустыню Арракиса. Во второй части рассказывается об усыновлении Пола фременами, где его считают легендой и называют Муад’Дибом. Он узнает больше о тайнах Арракиса, включая огромных песчаных червей и меланж, он же спайс (специя), он же пряность, вещество, производимое только на Арракисе, которое замедляет старение и позволяет некоторым людям получать знания о будущем.
Спайс необходим для безопасных космических путешествий, поэтому он очень ценен – Пол планирует использовать его для мести и помощи фременам. В третьей части рассказывается об успехе Пола: В конце концов, Дом Харконненов мёртв, Пол контролирует пряность, Арракис в безопасности, а Пол обещан дочери императора, что делает его следующим в очереди на императорский трон.
Впервые «Дюна» была опубликована серийно, а в твёрдом переплёте вышла в 1965 году. Она принесла Фрэнку Герберту известность и считается одним из лучших произведений научной фантастики всех времён. Она получила премию «Хьюго» и первую премию «Небьюла» за лучший роман, была переведена на десятки языков и продана тиражом около 20 миллионов экземпляров. Герберт опубликовал пять продолжений, и другие авторы продолжают писать романы в рамках франшизы «Дюна». Однако «Дюна» медленно становилась популярной, в основном из-за своей сложности и необычности, и многим влиятельным людям в мире научной фантастики она не понравилась даже после того, как стала известной (в том числе Толкиену, который отказался её рецензировать).
Написание романа заняло у Герберта почти десять лет, от замысла до завершения, и он использовал то, что называл «техникой огромных деталей». В романе развиваются темы, встречающиеся во многих работах Герберта, включая экологию, критику правительства, пересечение политики, религии и власти, эволюцию человека и его выживание, а также этическую философию.
Брайан Герберт пишет в послесловии к «Дюне», что Фрэнк «любил говорить, что «Дюну» можно читать на любом из нескольких слоёв, вложенных в приключенческую историю о мессии на пустынной планете», и что он «намеренно оставлял свободные концы», чтобы читатели выходили из истории с кусочками, которые всё ещё цепляются за них. Поскольку «Дюна» настолько сложна, этот путеводитель не является исчерпывающим – существует множество других тем, мотивов, цитат и персонажей, которые необходимо изучить.
Сюжет
Сюжет «Дюны» начинается на планете Каладан с Домом Атрейдесов, которым Император Известной Вселенной приказал взять под контроль планету Арракис. Арракис, он же Дюна, – почти негостеприимная пустынная планета с враждебным, загадочным местным населением, известным как фремены. Арракис имеет ключевое значение, поскольку это единственный известный источник меланжи, или спайса, – вещества, вызывающего привыкание, которое продлевает молодость и позволяет некоторым людям обрести «предвидение» или осознание будущего. Без спайса космические путешествия были бы невозможны, потому что безопасный путь через известную вселенную не может быть проложен без навигатора, использующего спайс.
Домом Атрейдесов управляет герцог Лето, у которого есть 15-летний сын Пол Атрейдес со своей наложницей, леди Джессикой. Джессика – сестра Бене Гессерит, то есть она обучена многим специальным навыкам, включая контроль над своим телом и разумом, распознавание того, говорят ли другие правду, и использование Голоса, который может заставить людей выполнять команды (в определённых пределах). Она обучает Пола по методу Бене Гессерит, полагая, что он может стать Квизатц Хадерахом.
Бене Гессерит уже 90 поколений пытаются вывести Квизатц Хадерах – человека, который сможет выжить, видя будущее так, как это делают Бене Гессерит. Пол видит пророческие сны, так что, возможно, он и есть тот, кого они ищут. Учитель Джессики испытывает Пола с помощью гом-джаббара (отравленной иглы) и коробки, причиняющей сильную боль. Хотя он выдерживает больше боли, чем кто-либо до него, тест не даёт окончательного ответа на вопрос, является ли он Квизатц Хадерахом.
Герцог Лето и остальные Атрейдесы знают, что попали в ловушку на Арракисе. Смертельные враги Атрейдесов, Дом Харконненов, раньше контролировали Арракис, и у них наверняка есть планы по уничтожению Дома Атрейдесов. Харконнены – садисты, хитрецы и обжоры; их лидер, барон Владимир Харконнен, особенно ужасен и ненавидит герцога Лето. Их поддерживает сам Император, который хочет избавиться от герцога Лето в первую очередь из-за его популярности и военной мощи.
У Харконненов есть секретный агент в Доме Атрейдесов, доктор Веллингтон Юэ, который помогает Харконненам вторгнуться на Арракис, захватить герцога и убить почти весь Дом Атрейдесов; однако доктор Юэ даёт герцогу отравленную пилюлю, которую тот пытается использовать, чтобы убить барона Харконнена, и доктор Юэ помогает Полу и Джессике бежать в пустыню Арракиса.
В пустыне интенсивные тренировки Пола сочетаются с большим потреблением специи, и его осознание расцветает в продвинутое провидение. У фременов есть легенды о Лисан аль-Гаиб, пророке Внешнего мира (на самом деле эти легенды были созданы Бене Гессерит – сотни лет назад одна из Бене Гессерит прибыла на Арракис и внедрила эти истории как своего рода маршрут безопасности для других сестёр, чтобы они могли прибыть на планету и стать «той самой»). Пола и Джессику находят фременцы, благодаря помощи имперского планетолога и тайного лидера фременцев Лит-Кайнеса, который вскоре умирает.
Фремены верят, что Пол и Джессика – те, кого предсказала легенда, поэтому их защищает Стилгар, свирепый, но разумный лидер Сиетч Табр. Чтобы быть принятым среди фременов, Пол должен убить одного из них в бою один на один. Вскоре после этого Пол принимает имя фремена «Муад’Диб» (пустынная мышь), Джессика пьёт воду жизни и становится преподобной матерью сиетча, а Пол образует глубокую связь с Чани, дочерью Лиет-Кайнеса, девушкой, которую Пол видел в своих снах на протяжении многих лет.
Проходит несколько лет, и мифология вокруг Пола-Муад’Диба разрастается. Джессика обеспокоена тем, что он привлекает к себе фанатичных последователей. Его развитое сознание позволяет ему видеть прошлое и будущее, и он видит ряд тревожных вещей, включая джихад по всей вселенной – кровавую религиозную войну под знаменем Атрейдесов. Он планирует во что бы то ни стало помешать этому. Он также узнает, что Джессика, неизвестно от кого, является дочерью барона Харконнена, что делает барона Харконнена дедом Пола.
Пол хочет отомстить Харконненам и императору, и для этого он работает с фременами. Фремены хотят сделать Арракис гостеприимным для жизни людей, и благодаря экологической базе Лит-Кайнеса они собрали секретные огромные запасы воды и начали изменять поверхность Арракиса. У Пола теперь есть сын от Чани, Лето II, а Джессика родила сестру Пола, Алию, которая обладает странным интеллектом – это потому, что она была в утробе матери, когда Джессика выпила Воду Жизни, так что процесс изменил и Алию.
Харконнены, тем временем, находятся в затруднительном положении. Барон Харконнен хочет выступить против императора, чтобы получить больше власти, но избранный им преемник, его племянник Фейд-Раута, пытается убить его и получить власть. Другого племянника, Раббана, оставили управлять Арракисом на последние несколько лет, зная, что он будет настолько ужасен для жителей Арракиса, что они будут приветствовать его замену (Фейд-Рауту) как героя.
Жизнь на Арракисе осложняется присутствием песчаных червей, или «создателей», как их называют фремены, – огромных зубастых червей, живущих в пустыне и отличающихся большой мобильностью и широкой зоной обитания. По мере того, как он становится все более могущественным и все больше погружается в культуру фременов, Пол учится ездить верхом на песчаных червях. Он также решает выпить Воду Жизни, которая убьёт его, если он не Квизатц Хадерах. Он выживает, и его сила безмерно возрастает. Он обладает обширным пониманием возможностей будущего, а также настоящего, которое включает в себя знание того, что Император, Дом Харконнен, Гильдия и другие враждуют вокруг Арракиса, разыскивая Муад’Диба, готового захватить контроль над Арракисом. К сожалению, когда Пол готовится к битве, Император совершает налёт на фременский сиетч, убивает Лето II и берет в заложники Алию. Когда он пытается схватить её, Алия убивает барона Харконнена гом джаббаром.
После крупной битвы между фременами и аутвордерами Пол-Муад’Диб одерживает победу и встречается с Императором, Гильдией и Фейд-Раутой Харконненом. Фейд-Раута вызывает его на дуэль, и хотя Фейд обманывает его, Пол побеждает и убивает его.
Благодаря своему предвидению и времени, проведённому с фременами, Пол узнал, что песчаные черви не только едят пряность, но и производят её. Комбинируя определённые элементы жизненного цикла песчаного червя, он может уничтожить всех песчаных червей на Арракисе, тем самым уничтожив всю пряность. Он использует свою способность уничтожать пряность для полного контроля над Гильдией Пространственников. Это означает, что он контролирует все путешествия в любой точке известной вселенной. Это также означает, что он имеет власть над Императором, которого он заставляет отказаться от всей власти – всех своих финансовых активов, военной позиции и даже дочери, принцессы Ирулан, на которой Пол соглашается жениться, чтобы стать следующим в очереди на Императорский трон. Пол обещает Чани, что никогда не будет даже с нежностью смотреть на Ирулан. Пол строит планы по вознаграждению людей, которые ему помогли, особенно фременов, и просит Джессику и Чани помочь договориться об особенностях их изменённой вселенной.
Список персонажей
Пол Атрейдес / Пол-Муад’Диб / Усул
Пол Атрейдес – сын герцога Лето и леди Джессики. В начале романа он – умный, хорошо обученный 15-летний мальчик с признаками Квизатц Хадераха (а именно, его «чувство правды» – способность читать мотивы людей – и его пророческие сны). На Арракисе он становится герцогом Атрейдесом и лидером фременов, Лисан аль-Гаиб, приняв имена Муад’Диб и Усул. Обучение и воздействие спайса позволяют Полу видеть сквозь пространство и время, видеть пути в будущее, а также иметь обширные знания о прошлом. У него рождается сын от Чани, и он женится на принцессе Ирулан.
Пола беспокоят видения о жестоком межгалактическом джихаде во имя его имени, который он пытается предотвратить и в конечном итоге не может. В конце романа, в возрасте 18-19 лет, он становится следующим в очереди на императорский трон, контролируя производство специй, обходя императора и Гильдию.
Леди Джессика
Леди Джессика – наложница Бене Гессерит герцога Лето, мать Пола, хотя Бене Гессерит велели ей родить дочь. Она обучает Пола по методу Бене Гессерит. Леди Джессика выживает после падения Дома Атрейдесов. Она становится преподобной матерью среди фременов, обращая воду жизни, пока её дочь Алия ещё в утробе матери. Леди Джессика становится советником, а иногда и противником Пола, когда он становится лидером фременов. Выясняется, что Джессика на самом деле дочь барона Владимира Харконнена (это нормально для Бене Гессерит – не знать о своей семье).
Леди Джессика описывается как высокая, бронзововолосая, с овальным лицом и широко расставленными зелёными глазами. Она глубоко скорбит по герцогу Лето и в конце романа просит Пола позволить ей вернуться на Каладан, чтобы обрести тишину и покой.
Герцог Лето Атрейдес
Герцог Лето Атрейдес – могущественный и уважаемый лидер на Каладане до того, как император Падишах назначил его править Арракисом. Дом Атрейдесов предаёт доктор Юэ, он кладёт в рот герцогу отравленный зуб, которым герцог убивает себя и членов дома Харконненов в последнем акте сопротивления.
По описанию у Лето длинные чёрные волосы, оливковая кожа и черты лица, похожие на ястребиные. Хотя Лето любит Джессику, он так и не женится на ней, чтобы другие Великие Дома по-прежнему считали его ценной кандидатурой для брака (он говорит, что держать Джессику в качестве наложницы – это его сожаление в жизни). У Лето и Пола хорошие отношения, и Пол многому научился у своего отца в вопросах лидерства.
Туфир Хават
Туфир Хават – ментат дома Атрейдесов, служащий уже трём поколениям. Он обучает Пола методам ментата. После падения Дома Атрейдесов он становится ментатом Дома Харконненов, но только потому, что барон дал ему смертельный яд и будет удерживать противоядие, если Хават не будет работать на него.
В конце романа Туфир Хават умирает на руках у Пола, решив не убивать его, оставшись верным Дому Атрейдесов.
Гурни Халлек
Гурни Халлек – военный мастер Дома Атрейдесов, описанный как воин-менестрель. Халлек – любимец Пола среди его учителей, он прекрасный музыкант, часто поёт и играет на балисете. Его описывают как уродливого человека с «чернильным шрамом» на челюсти, который ему подарил Раббан в рабской яме Харконненов на Гиеди Прайм. Его младшая сестра умерла в доме удовольствий для войск Харконненов. Когда Халлек считает, что Дом Атрейдесов пал, он остаётся на Арракисе, чтобы отомстить Раббану; он воссоединяется с Полом и участвует в финальной битве.
Дункан Айдахо
Дункан Айдахо – мастер меча Дома Атрейдесов, один из учителей Пола. Он – посол фременов, присоединяется к Сиетч Табр вместе со Стилгаром, сохраняя верность герцогу Лето. Он погибает в бою, позволяя Джессике и Полу спастись от легиона сардаукаров. Айдахо описывают как дамского угодника с вьющимися волосами и смуглым цветом лица.
Доктор Веллингтон Юэ
Доктор Юэ – врач Сук, служащий Дому Атрейдесов. Его жена, Ванна, была захвачена много лет назад Домом Харконненов, и Харконнены используют это как клин, чтобы сломать его Имперское условие (которое не позволяет ему причинять вред). Доктор Юэ предаёт Дом Атрейдесов, чтобы Харконнены воссоединили его с Ванной, если она жива, в чем он сомневается (это не так; она умерла много лет назад).
Однако доктор Юэ даёт герцогу отравленный зуб, с помощью которого тот может попытаться убить барона; он также организует побег Джессики и Пола из Арракина, давая им фремкиты и герцогское кольцо Атрейдесов.
Барон Владимир Харконнен
Барон Владимир Харконнен – хитрый и жестокий лидер Дома Харконненов. Барон ненавидит герцога Лето и замышляет убить его и весь Дом Атрейдесов. Он является дядей Раббана и Фейд-Рауты, отцом леди Джессики (без её ведома) и дедом Пола и Алии. В конце концов Алия убивает барона гом джаббаром.
Барон страдает болезненным ожирением и может передвигаться только с помощью подтяжек, которые сводят на нет гравитацию вокруг его тела. У него рыжие волосы с характерной вдовьей копной. Он изображён как невероятный садист с педофильскими наклонностями, особенно в отношении маленьких мальчиков, и он регулярно убивает, пытает и порабощает людей.
Фейд-Раута Харконнен
Фейд-Раута – младший племянник барона Харконнена. Он избранный наследник дома Харконненов, и его изображают умным и хитрым. Он славится своим мастерством в индивидуальном бою, но часто идёт против правил, используя отравленные клинки и дротики, чтобы победить своих противников. Несмотря на такие уловки, Фейд был убит Полом в бою один на один.
Глоссу Раббан Харконнен
Раббан Харконнен, известный как «Зверь», – старший племянник барона Харконнена. Он обладает традиционной для Харконненов силой и жестокостью, но не отличается особой хитростью. Барон поручает Раббану управление Арракисом, зная, что Раббан будет ужасен для людей, чтобы, когда Фейд-Раута придёт к власти, они полюбили его.
Питер де Врис
Питер де Врис – ментат Дома Харконненов. Он пристрастился к пряностям, поэтому его глаза окрашены в голубой цвет, а губы – в красный от сока сафо, который используют ментаты. По описанию он высокий, стройный и женоподобный, а также извращённый, безрассудный и садист. Ему нравится мучить людей, и он хочет получить леди Джессику в награду за свержение Дома Атрейдесов. Его убивает газ, выделяемый отравленным зубом герцога Лето.
Стилгар
Стилгар – вождь фременов, наиб (глава) Сиетч Табр, дядя Чани. Он пользуется уважением в своём племени и у других людей. Он разумный лидер и сильный воин, и он восхищается Полом-Муад’Дибом как Лисаном аль-Гаибом. Стилгар защищает Пола и Джессику среди фременов, пока они не будут приняты, и учит Пола ездить на песчаных червях. По описанию, у него тонкий нос и густая чёрная борода, а также чисто голубые глаза, как у всех фременов.
Чани
Чани – фременская воительница, дочь Лиет-Кинса и племянница Стилгара. Перед их встречей у Пола бывают провидческие видения о ней; они становятся любовниками, и Чани рожает ему сына, Лето II, который погибает во время набега императора. Чани – яростный воин, она поддерживает Павла во всем, даже в том, что он женится на принцессе Ирулан по политической необходимости. У Чани длинные рыжие волосы и чисто голубые глаза.
Лиет-Кайнс / Доктор Кайнс
Лиет-Кайнс, известный некоторым как доктор Кайнс или Лиет, – имперский планетолог и судья Перемен на Арракисе, когда Дом Атрейдесов захватывает власть. Изначально он выступает на стороне императора и Дома Харконненов. Лиет-Кайнс – отец Чани и тайный лидер фременов, направляющий их усилия по изменению экологии Дюны для поддержания жизни людей.
Лит-Кайнс – скрытный человек, преданный народу фременов. И Пол, и Джессика замечают, что он никогда не говорит всей правды. Лит-Кайнес признает в Поле героя, предсказанного фременами и его отцом, и помогает Полу и Джессике бежать от сардаукаров. Лиет-Кайнс погибает при взрыве преспециевой массы после того, как его бросил в пустыне Дом Харконненов.
Император Падишаха Шаддам IV
81-й император занимает императорский трон, треть политического треножника, управляющего космосом (остальные – Ландсраад и Гильдия). Шаддам IV – властный и коварный человек, хотя он проявляет меньше откровенной жестокости, чем барон Харконнен. Он боится, что Ландсраад (Великие Дома) восстанут против него, и поддерживает убийство герцога Лето, потому что боевые силы Лето начинают соперничать с сардаукарами императора. Он является отцом принцессы Ирулан и других; принцесса Ирулан описывает графа Фенринга как единственного настоящего друга Шаддама IV.
Преподобная мать Гаюс Елена Мохиам
Преподобная мать – высокопоставленная сестра Бене Гессерит, состоящая на службе у императора. Она была учителем Джессики во время её обучения в Бене Гессерит на Валлахе IX. Она гордая, умная женщина с развитыми способностями к поиску истины. Она испытывает Пола с помощью гом джаббара; к концу романа она верит, что он – Квизатц Хадерах.
Принцесса Ирулан
Принцесса Ирулан – дочь падишаха императора Шаддама IV, обученная по методу Бене Гессерит. В конце романа её обещают сделать женой Павла. Она описана как высокая и светловолосая женщина с царственной осанкой. Хотя в основном тексте ей отведено совсем немного строк, каждая глава «Дюны» начинается с отрывка из записей, которые вёл Ирулан о событиях, связанных с Пол-Муад’Дибом.
Граф Хазимир Фенринг и леди Марго Фенринг
Граф Фенринг – обученный убийца и ментат на службе (и в дружбе) императора Шаддама IV. Он генетический евнух и неудачная попытка произвести на свет Квизатц Хадераха. Его описывают как проныру с большими глазами, и он невидим для прозорливого зрения Павла. Он отказывается от приказа императора убить Пол-Муад’Диба. Его жена, леди Марго, – прекрасная сестра Бене Гессерит; они вместе пытаются соблазнить Фейд-Рауту Харконнен, и леди Марго рожает дочь Фейд-Рауты, чтобы сохранить его род.
Джамис
Джамис – фременский воин, который не верит, что Джессика и Пол – те, кого предсказывает пророчество. Он вызывает Пола на смертельный поединок, и тот погибает, что приводит Пола к посвящению в Сиетч Табр.
Хара, Калеф и Орлоп
Хара – спутница Джамиса (фремены обычно не женятся), и после убийства Джамиса ответственность за Хару на один год переходит к Полу. У неё есть два сына, Калеф и Орлоп, которые восхищаются Полом и принимают его как своего опекуна. Хара – гордая женщина, обиженная тем, что Пол не берет её в супруги, хотя она приходит поддержать семью, защищая Алию от остальных членов племени, когда та проявляет странное поведение.
Преподобная мать Рамальо
Преподобная мать Рамалло – пожилая преподобная мать фременов в то время, когда Джессика приходит в Сиетч-Табр. Когда Джессика очищает Воду Жизни и становится Преподобной Матерью, жизнь и воспоминания Рамалло соединяются с жизнью и воспоминаниями Джессики (и Алии, всё ещё находящейся в утробе матери).
Шадоут Мапес
Шадоут Мапес – первая фременка, которую встречает Джессика, главная экономка на Арракине. «Шадаут» – это фременский термин, означающий «хорошо ныряющий», знак уважения. Шадоут-Мейпс проверяет Джессику, действительно ли она та, о которой говорится в легенде. Она одобряет Джессику и даёт ей крискнайф. Ее убивает доктор Юэ, когда она пытается предупредить герцога о его предательстве.
Темы
Судьба и пророчество
«Дюна» исследует темы судьбы и пророчества, занимая, похоже, промежуточную позицию в вопросе о том, существует ли судьба или господствует свобода воли. На стороне противников судьбы – Missionaria Protectiva: все, что касается взаимодействия Пола с фременами, от получения их признания до превращения в их лидера, происходит благодаря суевериям, распространённым Бене Гессерит, чтобы защитить себя сотни лет назад. «Пророчества», которые исполняет Пол, созданы Бене Гессерит. Зрение будущего, которым обладает Павел, не потому, что он мессия; оно появилось благодаря длительному обучению и воздействию спайса. Историю Пола, как и повествование о Бене Гессерит в целом, можно читать как хитроумную капитализацию ресурсов, власти и эффективной программы евгеники на протяжении многих поколений.
С точки зрения судьбы, Пол может видеть пути в будущее, видя провидческие сны ещё до того, как его испытает Гом Джаббар. Он исполняет пророчества фременов, не зная о них, что кажется невозможным, например, он выбрал имя Муад’Диб, не зная слова «муад’диб», просто увидев пустынных мышей. Песчаный червь, на котором он едет, – самый большой из всех, которые он помнит. Его действия действительно приводят к религиозной войне во имя его имени, как он и предсказывал. Пытаясь предотвратить джихад, он тем самым гарантирует, что он произойдёт, что, по-видимому, указывает на то, что судьба будет идти своим чередом независимо от свободы воли.
Хотя в последующих книгах серии эти понятия раскрываются гораздо глубже, «Дюна» закладывает основу для интересного взгляда на судьбу и пророчество – и на то, является ли предсказанный герой, который на самом деле не был предсказан, избранным.
Страх
Каждый персонаж «Дюны» (за исключением Алии, которую неоднократно называют странной по этой причине) чего-то боится. Император боится Ландсраада; Джессика боится за жизнь Лето и Пола; преподобная мать Гаюс Хелен Мохиам боится Алии и Пола; даже песчаные черви, могучие творцы пустыни, движимы страхом за свою жизнь, своё потомство и свои ресурсы. В книге, посвящённой экологии (которая рассматривается ниже как тема), взаимоотношения между организмом и окружающей средой имеют первостепенное значение, и страх явно является движущим фактором в отношениях каждого персонажа.
В «Дюне» есть повторяющаяся литания против страха, которую Пол, Джессика и, предположительно, другие Бене Гессерит используют как мантру, чтобы контролировать свою естественную реакцию страха. Те, кем управляет страх, уничтожаются им (возможно, это то, что отличает «человека» от «животного», о чем речь пойдёт ниже).
Используя такие инструменты, как литании, персонажи пропускают свой страх через себя, укрепляясь им, а не подавляясь. Единственный персонаж, не являющийся Бене Гессеритом, который демонстрирует такой инструмент, – это Чани, которая способна «погружать свои страхи в мысли», что, возможно, указывает на то, что у фременов есть инструмент преодоления страха, похожий на литанию, но гораздо менее формальный на практике.
Лидерство
«Дюна» следует за многими персонажами, оказавшими влияние на историю – герцогом Атрейдесом, бароном Харконненом, Пол-Муад’Дибом, Стилгаром – и при этом исследует тему хорошего лидерства. Герцог пытается научить своего сына Пола вести за собой людей, и хотя его уроки помогают Полу, его лидерство также формируется под влиянием силы пустыни и образа жизни фременов.
Лидерство у фременов передаётся через бой и является жизнеспособным только в том случае, если оно направлено на благо племени – резкий контраст с такими домами Ландсраада, как Харконнены, которыми руководит садистский, жадный, унаследовавший лидер, который уж точно не стремится к благу своего племени.
Хотя Пол-Муад’Диб вызывает восхищение как хороший лидер, «Дюна» начинает исследовать риск крайнего фанатизма, связанного с могущественным религиозным/политическим лидером. В последующих книгах серии этот вопрос будет рассмотрен подробнее – хорошее лидерство не всегда хорошо.
Нехватка ресурсов
На роскошном государственном обеде в Арракине Лит-Кайнес объясняет Полу закон минимума: Рост ограничивается той необходимостью, которая присутствует в наименьшем количестве. Это означает, что наименее благоприятное условие контролирует темпы роста в любой ситуации. На Арракисе вода является наименьшей необходимостью, поэтому она определяет, как быстро все может расти и развиваться.
Эта тема нехватки воды прослеживается на протяжении всего романа, и не только в очевидной нехватке воды у фременов. Различные персонажи борются со своим собственным законом минимума. Джессика воспринимает нехватку союзников как главную проблему Пола после падения Дома Атрейдесов. Туфир Хават, отравленный ядом, вынужден выполнять приказы барона Харконнена, поскольку противоядие от этого яда теперь является для него наименьшей необходимостью.
Пол манипулирует наименее актуальной необходимостью для Гильдии (пряностью) и использует её как рычаг, чтобы стать Императором. Понимание Павлом закона минимума помогает ему расширить свою власть. Объясняя дефицит и затем неоднократно демонстрируя его читателю, Герберт побуждает задуматься об экологических правилах, которые управляют повседневной жизнью, и о том, как можно защитить наименее доступные ресурсы.
Животное против человека
Один из главных вопросов, поставленных в «Дюне», касается взаимоотношений между животными и людьми, а также того, каковы эти отношения на самом деле. Когда преподобная мать испытывает Пола с помощью гом джаббара, она «просеивает людей, чтобы найти людей», отделяя их от животных. Барон Харконнен часто думает о людях как о животных, хищниках или добыче, и, возможно, в таком образе мышления кроется источник его садизма. В последней битве Пола с Фейд-Раутой Гурни называет Фейда «животным Харконнена», на что Пол отвечает, что «это существо имеет человеческий облик… и заслуживает человеческого сомнения».
Это лишь несколько примеров того, как Дюна озабочена границей между человеком и животным, и хотя в некоторых моментах романа кажется, что люди превосходят животных, он также противоречит этому. Если верить барону Харконнену, считать некоторых людей животными, а животных – одноразовыми – это путь к жестокости.
Экология
В «Дюне» используются идеи, почерпнутые из экологии – отрасли науки, изучающей взаимоотношения между организмами и окружающей средой. Сын Фрэнка Герберта, Брайан Герберт, пишет в послесловии к «Дюне», что Герберт понимал экологию как «науку о понимании последствий». В романе есть буквальные экологи, такие как доктор Кайнс и его помянутый отец, и изображена одна из частей продолжающейся несколько поколений попытки использовать ограниченные ресурсы для создания рая на Арракисе.
Фремены используют коллекторы росы и тратят огромные ресурсы (как воду, так и пряность), чтобы внести ничтожные изменения в поверхность Арракиса, надеясь, что через несколько поколений эти небольшие изменения приведут к большим последствиям.
Другие части «Дюны» также рассматривают взаимодействие организмов и окружающей среды – например, суровая планета-тюрьма Салуса Секундус является местом, где мужчины обучаются, чтобы стать сардаукарами под воздействием суровой окружающей среды. Каладан, водная планета, является раем для человеческой жизни, но она не создаёт «сильные организмы» так, как Арракис или Салуса Секундус.
Пол
Примечательно, что в романе, написанном в 1960-х годах, когда в популярной научной фантастике ещё больше доминировали мужчины, чем сегодня, Дюна исследует понятия пола. Бене Гессерит, чисто женское общество, контролирует размножение людей на протяжении тысячелетий, и ищет единственного человека, который может видеть как «мужское», так и «женское» прошлое и будущее: Квизатц Хадерах.
Пол способен сделать это, и он видит тёмное место внутри, куда не может попасть ни один Бене Гессерит. Он описывает это как древние силы отдачи и принятия; он объясняет, что у женщин больше доступа к отдаче, а у мужчин – к принятию. Он говорит, что стоит в точке опоры, не имея возможности отдавать, не беря, и наоборот.
Книга придерживается эссенциалистского взгляда на пол и гендер, и в ней изображено жёсткое общество, в котором доминируют классы и функции; однако в Поле, а иногда и в других людях, незыблемость их сексистского, евгенического и жестокого мира подвергается сомнению.
Финальная фраза романа произносится леди Джессикой. Она говорит с Чани о том, что хотя технически они могут быть наложницами, история назовёт их жёнами. Хотя это может показаться случайным замечанием для конца «Дюны», оно позволяет читателю сосредоточиться не на мелких событиях кульминации, а на всеобъемлющих темах романа: что мы сохраняем и как; кого мы уважаем и почему; как смотреть на общую картину, а также на более интимные детали.
- «Машина времени» Герберта Уэллса, краткое содержание
- «Любовник леди Чаттерлей» Дэвида Герберта Лоуренса, краткое содержание
- «Человек-невидимка» Герберта Уэллса, краткое содержание
- Герберт Рид: британский критик современного искусства
- «Федр» Платона, краткое содержание
- «Идеальный муж» Оскара Уайльда, краткое содержание
- «Следопыт» Джеймса Фенимора Купера, краткое содержание
- «Рассуждение о происхождении неравенства» Жан-Жака Руссо, краткое содержание
Комментирование недоступно Почему?