«Игра Эндера» Орсона Скотта Карда, краткое содержание читать ~6 мин.
Классический научно-фантастический роман Орсона Скотта Карда «Игра Эндера» (1985) рассказывает о борьбе мальчика с космическими пришельцами и собственным правительством. Суть этой истории впервые появилась в небольшом научно-фантастическом журнале в 1977 году в виде одноимённого короткого рассказа. Кард развил эту идею в серию, включающую 15 романов и 13 связанных с ними рассказов.
Помимо того, что книга стала бестселлером и была удостоена высшей награды в области научной фантастики (премия «Небьюла» в 1985 году), в 2013 году по ней был снят фильм-блокбастер. Ее темы включают самопожертвование, понимание врага и опасность игр.
Сюжет
Роман открывается тем, что у шестилетнего Эндрю (Эндера) Виггина с шеи снимают монитор. Всю жизнь Эндеру Виггину говорили в семье, школе и правительстве, что враждебные инопланетные силы угрожают вернуться и уничтожить планету Земля. Люди по всей планете прозвали этих пришельцев «жуками».
Полковник Международного флота (МФ) Хайрум Графф набирает Эндера в Боевую школу – операцию, которая привлекает самых перспективных детей со всего мира и обучает их тактике боя, которая защитит Землю от грядущего инопланетного вторжения. Старший ребёнок в семье, Питер, сильно завидует тому, что Эндера выбрали, а его и их среднюю сестру Валентину – нет. Завистливые сверстники также издеваются над Эндером в школе. Валентина вмешивается, чтобы защитить его от хулиганов, а также от Питера. Эта жизнь заканчивается, когда Графф выпроваживает Эндера из дома в Боевую школу.
Эндер вместе с несколькими другими интеллектуально одарёнными учениками отправляется в Боевую школу, которая находится на корабле в открытом космосе. В Боевой школе Эндер преуспевает в нескольких видах деятельности, включая маневрирование в условиях невесомости и победу над сложными компьютерными играми. Он живёт вместе с новобранцами – «лаунчерами», хотя ему трудно найти друзей. Графф часто изолирует его от других, понимая, что Эндер должен научиться не полагаться на других в достижении своих целей. Умения Эндера также пугают некоторых его сверстников, которые начинают завидовать и желают увидеть его неудачу.
Эндер дружит с Алаем, таким же одарённым учеником. Никто из учеников не знает, что учителя наблюдают за их личными моментами; Графф, видя, как Эндеру становится комфортно в его группе Launchy, переводит Эндера в Армию Саламандр – уровень, которого ученики не могут достичь по крайней мере до восьми лет.
Петра Арканиан, единственная девочка, которую Эндер встречает в Боевой школе, становится его другом. Она предлагает обучать его, когда командир их армии Бонзо Мадрид, возмущённый интеллектом Эндера и его ранним продвижением по службе, отказывается позволить ему тренироваться с армией. Ненависть Бонзо только усиливается после того, как он отдаёт ошибочный приказ, который Эндер игнорирует; неподчинение приводит Бонзо в ярость, но решение Эндера в конечном итоге позволяет его учебному подразделению выиграть битву.
Эндер переводится в Крысиную армию и тесно сотрудничает с новым лидером тоонов, Динком Микером. Эндер многому учится как благодаря стратагемам Динка, так и благодаря его пониманию того, как на самом деле работает Боевая школа. В свободное время Эндер устраивает неформальные тренировки со своими друзьями-лаунчерами, что замечает группа старших мальчиков и не одобряет их. Однажды старшие мальчики нападают, но Эндер возглавляет слаженную защиту лаунчеров, которая производит сильное впечатление на свидетелей и всех, кто об этом слышит.
Пока Эндер учится в Боевой школе, его брат Питер убеждает Валентина помочь ему реализовать политические амбиции в надежде стать самым могущественным лидером в мире. Они берут себе сетевые псевдонимы Локк и Демосфен, постепенно приобретая все больше авторитета и последователей по мере совершенствования своих личностей. Когда Эндер позже навещает Валентайна, он не может не почувствовать, что между ними изменилось что-то критическое.
Эндер становится командиром Армии Драконов. Военное руководство целенаправленно даёт ему молодую, неопытную группу мальчиков. Один из самых надёжных солдат Эндера имеет прозвище Бин: маленький, смышлёный ребёнок, напоминающий Эндеру его самого. Руководство школы устраивает для Эндера и его армии несколько сражений, в которых шансы всегда не в пользу противника. К их удовлетворению, Эндер побеждает в каждом из них. Его стиль руководства и тактика не похожи ни на что, что кто-либо видел.
После того как Эндер побеждает армию Бонзо и не оказывает ему должного уважения – Эндер рано уходит в знак протеста против несправедливости игры – Бонзо мстит Эндеру. Бонзо нападает на Эндера, когда тот беззащитен в душе; Эндер побеждает Бонзо, несмотря на численность и неподготовленность. Вскоре после этого военные переводят Эндера в командную школу. Много позже Эндер узнает, что Бонзо умер от полученных в бою ранений.
После отпуска на суше Графф и Эндер отправляются на Эрос, где находится штаб-квартира командования ИФ. Эндер встречает своего нового учителя, Мазера Рэкхема, которому принадлежит заслуга в том, что он остановил второе вторжение баггеров на Землю. Мазер рассказывает ему о том, как действуют жуки: это очень сложные, похожие на насекомых существа, которые могут мгновенно общаться со своей королевой. Это делает все их атаки очень скоординированными. Мазер также заставляет Эндера провести небольшие имитационные сражения с жуками. Он побеждает в каждом из них, хотя иногда они несут большие потери. Эндеру начинают сниться страшные сны о жуках, а его физическое здоровье ухудшается.
Однажды на командном пункте собрались военные офицеры, чтобы посмотреть, как Эндер тренируется. Битва в этот день оказывается более масштабной и сложной, чем обычно. Эндер сражается с помощью своих сверстников, включая Алая, Бина, Петру и Динка. Вопреки всему Эндер побеждает жуков. Когда командиры начинают ликовать, Эндер чувствует, что что-то не так. Вскоре Мазер рассказывает ему правду: все смоделированные сражения были настоящими. Сам того не зная, Эндер помог уничтожить расу жуков. Командиры говорят, что Эндер должен был поверить, что это игра, иначе гибель людей помешала бы ему принимать решения.
Тем временем брат Эндера, страдающий социопатией, захватил Землю, и Эндер решает не возвращаться туда. Вместо этого он вместе со своей сестрой Валентиной отправляется на миссию по заселению планет, на которых когда-то правили жуки.
На первой планете Эндер встречает королеву улья жуков, завёрнутую в куколку, и обнаруживает, что может общаться с ней телепатически. Он узнает, что букашки никогда не хотели воевать с людьми; они просто не понимали, что человечество – разумный вид. Эндер соглашается помочь ей найти новую планету, где букашки смогут возобновить свой род.
- «Империя летней луны» С.К. Гвинн, краткое содержание
- «Долгая прогулка к воде» Линды Сью Парк, краткое содержание
- «Сказка бочки» Джонатана Свифта, краткое содержание
- «10 дней, которые неожиданно изменили Америку» Стивена М. Гиллона, краткое содержание
- «Бен-Гур: история Христа» Лью Уоллеса, краткое содержание
- «Умереть первым» Джеймса Паттерсона, краткое содержание
- «Калеб Уильямс» Уильяма Годвина, краткое содержание
- Краткое содержание рассказа «Гадюка» Алексея Толстого
Комментирование недоступно Почему?