«Собственная комната» Вирджинии Вульф, краткое содержание читать ~6 мин.
Книга Вирджинии Вулф «Собственная комната», впервые опубликованная в 1929 году, представляет собой объёмное эссе, которое Вулф создала по образцу серии, написанной ею в Кембриджском университете. A «Room of One’s Own» считается образцовым произведением модернистской критики, ставящим под сомнение традиционные ценности.
В книге рассматривается тема «женщины и художественная литература» – женские персонажи в художественной литературе; великие женщины-авторы в истории Англии, которые писали художественную литературу; и, более абстрактно, «художественная литература, которую пишут о женщинах мужчины». Вульф утверждает, что в патриархальном обществе женщины не достигают успеха из-за саморазвивающихся систем угнетения.
Женщины, утверждает Вульф, обнищали как материально (на момент публикации романа им не разрешалось зарабатывать или иметь богатство), так и умственно. Для того чтобы женщины были оценены по достоинству в литературном мире, говорит Вульф, им нужна собственная комната и надёжный доход для создания подлинных произведений художественной литературы.
В данном руководстве используется электронное книжное издание Harcourt 1989 года. Эта книга и путеводитель содержат краткое обсуждение психических заболеваний и самоубийств, а также физического насилия над женщинами.
Текст разделён на шесть глав, большая часть которых передаётся через воображаемого рассказчика, Мэри Бетон. Вульф использует этого рассказчика для создания сюжета, в котором читатели следуют за Мэри Бетон в её путешествии, чтобы понять тему «женщины и художественная литература».
В первой главе Мэри Бетон посещает два полувымышленных высших учебных заведения: престижный мужской университет Оксбридж и женский колледж Фернхэм. В Оксбридже прекрасные пейзажи, ухоженные помещения, безупречный обед, но все это предназначено только для мужчин или женщин, которых сопровождает непосредственно мужчина. Фернхэм, с другой стороны, уныл, грязен и прост.
Этот пример показывает, что женские колледжи недофинансируются, а качество женского образования остаётся ниже, чем мужского. Мэри Бетон обедает со своей подругой в Фернхэме, и они вдвоём размышляют над этой дихотомией. На примере матери своей подруги рассказчица объясняет, что женщины не могут ни основать собственные колледжи из-за отсутствия доступа к финансовым ресурсам, ни добиться уважения, когда они ищут финансирование в других местах. Вынужденные нести бремя воспитания детей и постоянно подвергающиеся объективации, женщины не могут предоставить своим дочерям больше возможностей, закрепляя свой пол в бедности.
В главе 2 Мэри Бетон отправляется в Британский музей, чтобы изучить тему «женщины и художественная литература» с более аналитической точки зрения. В музее она обнаруживает, что почти все книги, написанные о женщинах, были написаны мужчинами. Это явление свидетельствует о том, что мужчины не понимают женского опыта, но настаивают на том, чтобы писать о нём со своей точки зрения.
В результате создаются произведения, в которых женщины оцениваются не такими, какие они есть на самом деле, и не как субъекты собственной жизни, а скорее как женщины, рассматриваемые патриархатом. Во многих отношениях позиционирование женщин как изначально неполноценных необходимо для того, чтобы мужчины обладали всей полнотой социально-политической власти.
Теперь у своей собственной книжной полки Мэри исследует, почему женщины так отсутствуют в английской истории, когда они в изобилии представлены в литературе. Мужчины пишут так, что опускают женщин из исторических повествований, в то время как в литературе им отводятся огромные роли, создавая ложное представление о том, что сильные (или заслуживающие внимания) женщины существуют только в художественной литературе.
Чтобы поддержать этот аргумент, Мэри проводит мысленный эксперимент о воображаемой сестре Уильяма Шекспира, Джудит. Несмотря на те же интересы и способности к литературе, что и у её брата, Джудит запрещают следовать своим желаниям и обручают с мужчиной; она убегает, не видя другого способа реализовать себя, но ею пользуются, она беременеет и убивает себя, не достигнув совершеннолетия. Юдифь метафорически представляет многих женщин, которые существовали в истории Англии, не имея записей о своей борьбе.
В главе 4 рассказчица продолжает изучать женщин в истории Англии у своей книжной полки. Она приходит к выводу, что женщины, писавшие до XIX века, были подавлены не только внешним сексистским давлением, но и собственным интернализованным женоненавистничеством. Афра Бэн представляет собой изменение в английском литературном ландшафте, потому что она была женщиной среднего класса, которая писала, чтобы заработать на жизнь в 17 веке. Это позволило будущим писательницам стремиться к финансовому успеху через писательство.
Мэри Бетон утверждает, что произведения Шарлотты Бронте и Джордж Элиот омрачены эмоциональными всплесками, в которых персонажи выражают разочарование, испытываемое их авторами. Джейн Остин и Эмили Бронте преодолевают это ограничение и служат примером того, какими могут быть прекрасные женщины-авторы.
В главе 5 обсуждаются современные женщины-авторы того времени, когда эта работа была первоначально опубликована. К началу 20-го века женщины публиковали литературу всех типов. Мэри изучает «Приключения жизни» Мэри Кармайкл, воображаемый роман, придуманный Вулф, и сначала находит его ничем не примечательным; однако, когда Кармайкл пишет, что две женщины-героини нравятся друг другу, рассказчик видит все произведение в новом свете.
Большинство женских персонажей в художественной литературе определяются их отношениями с мужчинами, поэтому выявление отношений, в которых участвуют только женщины, и позиционирование их как благоприятных равных отвергает объективацию женщин. Кроме того, если в художественных произведениях, авторами которых являются мужчины, встречаются женские персонажи самых разных крайностей, они совершенно не пишут о нормальных женщинах, живущих своей повседневной жизнью.
Рассказчик приходит к выводу, что изображение нормальных женщин необходимо для того, чтобы женщины были точно представлены в художественной литературе.
В первой части главы 6 Мэри Бетон приходит к своим основным выводам. Она высказывает мысль о том, что 1920-е годы в Англии – это время, подавляемое идеологиями «сексуального сознания». Эти идеологии – те, которые отрицают смешение мужских и женских тенденций, существующих в каждом человеке, независимо от пола. Рассказчик утверждает, что настоящий литературный гений рождается в умах, в которых сочетаются мужские и женские мысли и стили, но современные авторы склонны отвергать этот баланс, предпочитая полностью придерживаться одной из крайностей.
Быстрые социальные и политические изменения, происходящие в Европе, являются непосредственной причиной такого позиционирования, поскольку мужчины стремятся вновь закрепить за собой первенство. Мэри приходит к выводу, что единственный способ изменить ситуацию и способствовать расширению прав и возможностей женщин – это писать.
Затем Вульф бросает рассказчика, чтобы вернуться к собственному голосу. Она обращается к ожидаемой критике своих аргументов и призывает молодых женщин к действию, призывая их найти и написать свою правду.
- «Миссис Дэллоуэй» Вирджинии Вульф, краткое содержание
- «Кто-то по имени Ева» Джоан Вульф, краткое содержание
- «Миф красоты» Наоми Вульф, краткое содержание
- «Смерть мотылька» Вирджинии Вульф, краткое содержание
- «Кто боится Вирджинии Вульф?» Эдварда Олби, краткое содержание
- Премьера спектакля «Кто боится Вирджинии Вульф» от режиссёра Владимира Панкова
- «Беовульф», краткое содержание
- «Путешествие в Индию» Э. М. Форстера, краткое содержание
Комментирование недоступно Почему?