«Страх и трепет» Сёрена Кьеркегора, краткое содержание читать ~3 мин.
«Страх и трепет» – это христианский философский трактат 1843 года, написанный датским философом Сёреном Кьеркегором и опубликованный под псевдонимом Йоханнес де Силентио (Тишина). Название отсылает к отрывку из Библии, который требует, чтобы «спасение» совершалось «со страхом и трепетом».
Большая часть «Страха и трепета» посвящена библейской истории Авраама, которому Бог велел принести в жертву своего сына Исаака. Действия Авраама (несмотря на его страх и трепет), пишет Кьеркегор, нельзя понимать иначе как акт веры. Большинство исследователей считают «Страх и трепет» частично автобиографическим произведением, отражающим решение Кьеркегора оставить свою возлюбленную, Регину Ольсен, и посвятить себя богословию. Трактат также считается основополагающим текстом экзистенциализма, поскольку в нём рассматриваются попытки найти смысл жизни и роль веры в этом смысле. Это произведение широко читается богословами и философами сегодня и цитируется в работах более поздних философов, таких как Жан-Поль Сартр и Альбер Камю.
Книга «Страх и трепет» состоит из двух частей. В первой Кьеркегор рассматривает историю Авраама; во второй он создаёт основу для исследования веры Авраама и ставит вопросы, вытекающие из этой основы. Работа начинается с предисловия, в котором Кьеркегор (как Йоханнес де Силентио) знакомит читателя с современным состоянием философии и своим несогласием с гегелевской «системой». В последующей краткой «Прелюдии» он знакомит читателя с четырьмя версиями истории об Аврааме. Первый раздел заканчивается «Панегириком на Авраама», в котором утверждается, что нет рационального способа понять Авраама или то, что он сделал и почему.
Второй раздел называется «Problemata». В первой его части, «Предварительное ожидание», Кьеркегор проводит различие между трагическим героем и рыцарем веры. Трагический герой жертвует всем в рамках смирения, необходимого для принятия того, что было потеряно. В этом трагический герой воплощает и выражает универсальный опыт человеческого бытия. Рыцарь веры, с другой стороны, выходит за рамки бесконечного смирения к вере. Он получает все, что потерял, обратно через абсурд, которым является вера. В то время как человечество давно восхищается трагическим героем, никто не может понять рыцаря веры.
Наконец, в работе рассматриваются три проблемы, возникающие из этой концепции. Первая проблема касается того, существует ли такая вещь, как телеологическая приостановка этики. Попытка Авраама убить своего сына не может быть понята как часть универсальной этики. Следовательно, Авраам должен был приостановить универсальную этику, чтобы выполнить высший долг перед Богом.
Во второй проблеме Кьеркегор задаётся вопросом об абсолютном долге перед Богом. Он противопоставляет свои убеждения убеждениям Гегеля и Декарта, утверждая, что Авраам переступил через все свои этические обязательства, чтобы непосредственно выполнить задачу, поставленную перед ним Богом. Хотя его искушал долг перед этикой человека, в конечном итоге он избежал искушения.
Последняя проблема обсуждает решение Авраама скрыть свои планы по принесению Исаака в жертву от окружающих. Обмен информацией – это действие для всех, в то время как сокрытие информации – это действие отдельного человека. Таким образом, Авраам действовал как отдельный индивидуум, отделённый от потребностей всеобщего. Это означает, что его действия нельзя объяснить (ибо кто их поймёт?). Вера требует страсти, а страсти нельзя научить или научиться. Чтобы понять веру, мы должны испытать страсть.
- «Endurance: Невероятное путешествие Шеклтона» Альфреда Лансинга, краткое содержание
- «Всё, что я тебе никогда не рассказывала» Селесты Нг, краткое содержание
- «Лица на дне колодца: Постоянство расизма» Деррика Белла, краткое содержание
- «Пост, пир» Аниты Десаи, краткое содержание
- «Полевые заметки о катастрофе» Элизабет Колберт, краткое содержание
- Персональная выставка Матвея Вайсберга в Киевском национальном художественном музее
Комментирование недоступно Почему?