«Выход на Запад» Мохсина Хамида, краткое содержание читать ~5 мин.
«Выход на Запад» – это произведение политической фантастики пакистанского писателя Мохсина Хамида, который также написал «The Reluctant Fundamentalist» и «How to Get Filthy Rich in Rising Asia». Книга была опубликована в 2017 году и вошла в шорт-лист Букеровской премии 2017 года.
Действие романа «Выход на Запад» начинается в неназванном ближневосточном городе, который находится на грани войны. Он уже «наводнён беженцами». Именно здесь Надя и Саид, два главных героя романа, встречаются однажды вечером в бизнес-классе. Саид поражён Надей, которая носит вуаль во весь рост, и спрашивает её, не хочет ли она выпить кофе в школьном кафетерии. Она спрашивает Саида, молится ли он по ночам, и он отвечает, что молится «по-своему». Тогда она говорит ему, что, возможно, встретится с ним за кофе в другой раз; они расстаются, и Саид с удивлением видит, как Надя уезжает на мотоцикле.
Надя оказывается более независимой и современной, чем думает Саид. Она живёт одна, отдалилась от своей традиционной семьи и рассказывает Саиду – когда они наконец встречаются за чашкой кофе – что носит вуаль во всю длину, чтобы мужчины не приставали к ней. Между ними завязывается роман, несмотря на то, что их город становится все более раздробленным и жестоким.
Районы города разделены между боевиками и правительством, причём наиболее опасными являются промежуточные районы. Трупы на улицах – все более распространённое зрелище, и нам сообщают, что второстепенные персонажи романа (такие как человек, продающий Наде волшебные грибы, и бывший парень Нади) встретят различные жестокие судьбы в ближайшем будущем. По мере того, как город становится все более непригодным для жизни, а правительство отключает электричество и сотовую связь, чтобы бороться с боевиками, в подполье ходят слухи о волшебных дверях в редких укромных местах, которые доставляют жителей в альтернативные места назначения.
Когда мать Саида погибает от шального выстрела, Надя переезжает к нему и его отцу. Втроём они создают новую импровизированную семью, в которой Надя играет скорее дочернюю, чем романтическую роль.
Саид сделал Нади предложение и сказал ей, что не верит в секс до брака; хотя Надя считает, что любит и Саида, и его отца, она не согласна выходить замуж. Саида и Надю уволили с работы, и их положение становится все более опасным и клаустрофобным. В конце концов они решают встретиться с человеком, который утверждает, что является агентом одной из волшебных дверей. Отец Саида говорит им, что не пойдёт с ними, так как боится потянуть их за собой в путешествие, а также хочет быть ближе к памяти своей жены. Позже Саид узнает от двоюродного брата-беженца, что его отец умер от пневмонии.
Хотя поначалу агент за дверью кажется Наде и Саиду подозрительным, дверь оказывается настоящей. Она доставляет Надю и Саида в лагерь беженцев в Миконосе, Греция. Лагерь переполнен и жесток по краям, но в нём также есть свои правила и кодексы, в которых Надя и Саид учатся ориентироваться. Они торгуют товарами и обустраивают жилище на окраине лагеря.
По мере того как у них заканчиваются деньги, их положение становится все менее управляемым; когда по дороге домой с рыбалки их преследуют какие-то грозные люди, они решают найти другую дверь. К этой двери их подводит молодая женщина-волонтёр в медицинской клинике, куда Надя пришла, чтобы перевязать порез на руке. Волонтёр и Надя начинают дружить, и дверь, которую она в конце концов находит, находится в старом доме в центре города.
Пройдя через эту новую дверь, Надя и Саид оказываются одни в роскошной квартире. Это заброшенная квартира под названием Palace Gardens, которую заняли беженцы со всего мира. Надя и Саид оказываются в окружении нигерийских беженцев, с которыми Надя находит общий язык; Саида больше привлекает другой дом, где живут беженцы из его собственной страны. Он пытается уговорить Надю переехать к нему в этот дом, хотя это означает, что они будут жить в разных частях дома, так как это традиционная семья, разделённая по половому признаку. Однако Надя отказывается. Между Надей и Саидом растёт дистанция, различия между их личностями стали более выраженными под влиянием путешествия. По мере удаления от своего города Саид становится все более традиционным, в то время как Надя более приспособляема и независима.
Их новая община находится в осаде правительства и под угрозой со стороны враждебно настроенных нативистов, хотя время от времени им помогают и добровольцы. Сначала правительство отключает им электричество и угрожает изгнать их из дома, но потом отказывается от насилия. Вместо этого беженцев переселяют в рабочий лагерь, где они строят новые дома за пределами Лондона, а взамен получают кров.
Надя и Саид работают в лагере на разных работах и ведут все более раздельную жизнь. Во многом потому, что их тяготит расстояние между ними, они решают попробовать другую дверь, надеясь, что смена обстановки исправит их отношения.
Эта дверь ведёт в Марин, штат Калифорния. Там Саид и Надя живут в трущобах, их жилище скромно, но оборудовано солнечной батареей и бутылкой для сбора дождевой воды. В Марине беженцы, такие как Саид и Надя, составляют большинство; местные жители – в меньшинстве. В последних главах возникает ощущение немного футуристического мира, который приспособился как к кризису беженцев, так и к глобальному потеплению.
Саид и Надя продолжают отдаляться друг от друга, но с нарастающим чувством покоя и смирения. В конце концов Надя переезжает из их общей хижины в свободную комнату в продовольственном кооперативе, где она нашла работу. Саид остаётся в их хижине. Оба находят разных романтических партнёров: Надя заводит отношения с белой женщиной-поваром, а Саид – с наполовину ближневосточной, наполовину афроамериканской дочерью проповедника из его обычной церкви.
В последней главе книги у них происходит горько-сладкое воссоединение в их старом городе, который они оба посетили в одно и то же время и который был частично восстановлен. История Саида и Нади на протяжении всего романа перемежается короткими сценами из жизни странных персонажей, которые никак не связаны с основным повествованием.
Эти сцены происходят по всему миру, в таких разных городах, как Марракеш, Токио и Сан-Хосе. Некоторые сцены зловещие и жестокие, другие – обнадёживающие и мирные; но во всех сценах играет роль эмиграция или последствия эмиграции.
- «Как разбогатеть в восходящей Азии» Мохсина Хамида, краткое содержание
- «Неоднозначное приключение» Шейха Хамиду Кане, краткое содержание
- 12 сентября в Уфе прошёл ежегодный фестиваль классической музыки под открытым небом
- Юбилейная персональная выставка АЙРАТА ХАМИДУЛЛИНА
- «Голод, изобилие и мораль» Питера Сингера, краткое содержание
- «Фанни Хилл» Джона Клеланда, краткое содержание
- «Счастливый ребёнок» Томаса Бюргенталя, краткое содержание
- «Падающий человек» Дона Делилло, краткое содержание
Комментирование недоступно Почему?