«Хедда Габлер» Генрика Ибсена, краткое содержание читать ~5 мин.
Мировая премьера пьесы «Хедда Габлер» норвежского драматурга Генрика Ибсена (норв. Henrik Johan Ibsen) состоялась в Мюнхене 31 января 1891 года в присутствии автора. Произведение признано хрестоматийным образцом сценического реализма XIX столетия, а заглавная героиня по праву считается одним из сложнейших и наиболее значимых женских образов в истории мирового театра.
Сюжет разворачивается в Норвегии конца девятнадцатого века. В центре повествования — Хедда Габлер, дочь покойного генерала, скучающая в недавнем браке. Вернувшись из свадебного путешествия, она, предположительно будучи беременной, пытается манипулировать судьбами окружающих. Ибсен намеренно оставил в названии девичью фамилию героини. Это решение подчёркивает её духовную связь с отцом-генералом, которая для неё важнее социального статуса жены Тесмана.

События происходят в гостиной дома Тесманов и прилегающей к ней комнате. Йорген и Хедда (урождённая Габлер) только что вернулись в Кристианию (ныне Осло) после полугодового свадебного путешествия. Хедда, привыкшая к аристократическому образу жизни, холодна и отстранена. Йорген — начинающий профессор, посвятивший медовый месяц архивным изысканиям, что указывает на отсутствие подлинной близости между супругами.
Хедда никогда не испытывала любви к мужу, но вышла за него, опасаясь остаться старой девой. В первом акте Йоргена навещает его тётушка Юлле (Юлиана), воспитавшая племянника и поддерживающая его финансово. Хедда встречает родственницу подчёркнуто грубо, критикуя её шляпку. На просьбы супруга проявить мягкость она отвечает отказом, демонстрируя полное равнодушие к его семье.
Вскоре появляется Теа Эльвстед, давняя школьная знакомая Хедды. Она сообщает тревожную новость: в город вернулся Эйлерт Левборг, научный соперник Йоргена. Эйлерт, талантливый писатель с историей алкоголизма, ранее растрачивал свой дар, но недавно опубликовал успешную книгу по той же дисциплине, которой занимается Тесман. Хедда выпроваживает мужа, чтобы наедине выведать у Теи подробности.
Теа признаётся, что оставила собственного мужа ради Эйлерта, помогая ему побороть зависимость. Она приехала, чтобы удержать Левборга от срыва. Визит наносит асессор Брак, местный судья и друг семьи. Он предупреждает Йоргена, что Левборг претендует на то же профессорское место. После ухода гостя Тесман сообщает жене о необходимости сократить расходы, так как их расточительный образ жизни теперь под угрозой.
Современники восприняли пьесу неоднозначно, многих шокировал цинизм и деструктивность главной героини. Критики часто называют Хедду «женским Гамлетом» из-за её сложной внутренней борьбы и неспособности найти место в банальной реальности мещанского быта. Трагедия Габлер кроется в неразрешимом противоречии между жаждой «красивой» жизни, полной власти над людьми, и трусостью перед общественным мнением.
Во втором акте Брак застаёт Хедду, играющую с отцовскими пистолетами. В приватной беседе они договариваются о своего рода «любовном треугольнике» без обязательств. Хедда жалуется на скуку и признаётся, что ей безразличен дом, купленный Йоргеном в ошибочной надежде ей угодить.
Возвращается Йорген, и разговор переходит на предстоящую мужскую вечеринку у асессора Брака. Появляется Эйлерт Левборг. В тяжёлом разговоре с хозяйкой дома он даёт понять, что в прошлом их связывали романтические чувства. Хедда, движимая ревностью к влиянию Теи на писателя, провоцирует Эйлерта выпить, подвергая сомнению его силу воли и мужественность. Левборг срывается и отправляется с мужчинами на попойку, обещая позже вернуться и проводить Тею.
Третий акт начинается на рассвете. Теа и Хедда провели бессонную ночь в гостиной. Утром возвращается Йорген с рукописью новой, ещё не изданной книги Левборга. Писатель потерял её, возвращаясь пьяным с вечеринки, а Тесман подобрал. Йорген планирует вернуть труд автору, но отвлекается на срочное известие о смертельной болезни своей второй тётки, Рины.
Брак сообщает Хедде, что ночные похождения Эйлерта закончились скандалом и приводом в полицию. Вскоре приходит сам Левборг, раздавленный случившимся. Он лжёт Тее, заявляя, что разорвал рукопись на тысячи клочков. Для Теи это равносильно убийству их общего «ребёнка». В отчаянии она покидает дом Тесманов.
Оставшись наедине с Хеддой, Эйлерт признаётся в потере рукописи и намерении покончить с собой. Хедда не возвращает ему найденный текст. Вместо этого она даёт ему один из пистолетов генерала Габлера, напутствуя сделать это «красиво». После ухода Левборга она сжигает рукопись в камине, шепча: “Сейчас я сжигаю твоего ребёнка, Теа! Твоего и Эйлерта Левборга”.
Действие четвёртого акта происходит вечером в полумраке. Тётушка Юлле сообщает о смерти сестры Рины. Йорген и Теа, пытаясь спасти наследие Левборга, решают восстановить его книгу по черновикам, сохранившимся у Эльвстед. Хедда понимает, что её муж теперь будет всецело поглощён работой с Теей, и она снова оказывается лишней.
Появляется судья Брак с известием о смерти Левборга. Сначала он говорит о выстреле в грудь, щадя чувства дам. Позже, наедине с Хеддой, он раскрывает неприглядные подробности: выстрел пришёлся в живот, и произошёл он в будуаре мадам Дианы, возможно, случайно. Ни о какой возвышенной красоте смерти речи не идёт. Брак даёт понять, что опознал пистолет Габлера и может вызвать скандал, если Хедда не подчинится его воле и не примет его покровительство.
Оказавшись в ловушке зависимости от судьи и невыносимой скуки, Хедда уходит в соседнюю комнату. Сначала оттуда доносится бурная игра на фортепиано, а затем гремит выстрел — она пускает пулю себе в висок. Пьеса завершается знаменитой репликой Брака, обнаружившего тело: “Но, боже милостивый! Так ведь не делают!”.
- «Пер Гюнт» Генрика Ибсена, краткое содержание
- «Кукольный дом» Генрика Ибсена, краткое содержание
- «Образец христианской благотворительности» Джона Уинтропа, краткое содержание
- «Прощание с Берлином» Кристофера Ишервуда, краткое содержание
- «Идеальный шпион» Джона ле Карре, краткое содержание
- «Сердце тьмы» Джозефа Конрада, краткое содержание
Комментирование недоступно Почему?