«Хедда Габлер» Генрика Ибсена, краткое содержание читать ~5 мин.
Первое представление пьесы «Хедда Габлер» норвежского драматурга Генрика Ибсена, на котором Ибсен присутствовал лично, состоялось в Мюнхене 31 января 1891 года. Классический пример драматического реализма и театра XIX века, титульная героиня пьесы считается одним из величайших драматических сценических персонажей всех времен.
История, происходящая в конце девятнадцатого века в Норвегии, рассказывает о Хедде Габлер, скучающей новобрачной и дочери покойного генерала Габлера. Вернувшись из медового месяца, Хедда, которая, возможно, беременна, начинает искать способы манипулировать человеческой судьбой. Хотя Хедда носит фамилию Тесман, Ибсен решил использовать её девичью фамилию (Габлер) в названии пьесы, чтобы усилить связь между отцом и дочерью, а не между мужем и женой.
Действие пьесы происходит в гостиной Тесманов и небольшой смежной комнате. Джордж и Хедда Тесман (урождённая Габлер) – молодожёны, только что закончившие свой шестимесячный медовый месяц в Кристиании (Осло). Хедда, аристократическая дочь покойного генерала Габлера, наслаждается огромным богатством, оставшимся от её отца. Джордж – начинающий профессор, который предпочёл учиться во время медового месяца, что свидетельствует об их натянутом романе.
На протяжении всей пьесы становится ясно, что Хедда никогда по-настоящему не любила Джорджа. Однако Хедда чувствовала необходимость выйти замуж до достижения нежелательного возраста. В первом действии Джордж просыпается на своей вилле, где его встречает тётя Джулл, которая вырастила его и до сих пор оказывает ему денежную поддержку. Хедда сразу же грубит тёте Джулле. Джордж просит Хедду быть добрее, но она отталкивает его, демонстрируя явную незаинтересованность и в нем.
Позже приезжает старая школьная подруга Хедды Тея Элвстед и сообщает, что академический заклятый враг Джорджа, Эйлерт Ловборг, вернулся в город. Эйлерт, писатель и выздоравливающий алкоголик, до сих пор растрачивал свои таланты впустую, но недавно опубликовал бестселлер на ту же тему, в которой разбирается Джордж. Хедда заставляет Джорджа уйти, и в этот момент она уговаривает Тею довериться ей.
Хедда узнает, что Тея, которая ушла от мужа к Эйлерту, беспокоится, что у Эйлерта будет рецидив, и признается, что отправилась на его поиски без разрешения мужа. Приходит сплетник судья Брэк и сообщает Джорджу, что Эйлерт готов занять место учителя, на которое претендует Джордж. Когда Брэк уходит, Джордж говорит Хедде, что они должны начать экономить деньги, так как больше не могут позволить себе экстравагантный образ жизни.
Во втором действии Брэк снова появляется в тот же день, чтобы застать Хедду, дурачащуюся со своим огнестрельным оружием. Они разговаривают наедине, решив установить личные отношения друг с другом. Хедда признается Брэку, каким скучным был её медовый месяц и как ей безразличен дом, который Джордж купил для неё, ошибочно полагая, что она хочет там жить.
Когда Джордж возвращается, тема разговора переходит на мальчишник, который Брэк устраивает вечером того же дня. Приходит Эйлерт и торжественно говорит с Хеддой, давая понять, что они бывшие любовники. Пока остальные ужинают, приходит Теа. Хедда, явно ревнуя, хочет встать между Эйлертом и Теей. Она заставляет Эйлерта думать, что Тея так беспокоится о его рецидиве, что он поневоле начинает пить. По приказу Хедды Эйлерт присоединяется к Джорджу и Брэку, которые отправляются на мальчишник, что приводит Тею в ярость. Однако Эйлерт клянётся вернуться, чтобы проводить Тею домой позже тем же вечером.
3-й акт начинается перед самым рассветом. Тея ещё не спит, ожидая возвращения Эйлерта. Хедда спит на диване. Когда Хедда просыпается, она зовёт Тею присоединиться к ней. Приходит Джордж, утверждающий, что у него есть рукопись продолжения бестселлера Эйлерта, единственный экземпляр которого Эйлерт обронил, когда шёл домой пьяным. Джордж замышляет вернуть рукопись Эйлерту, но его отвлекает новость о том, что его тётя Рина умирает.
Когда Джордж уходит, приходит Брэк и сообщает Хедде, что Эйлерта арестовали. Эйлерт, больше не заинтересованный в профессорской должности, приезжает и заявляет, что уничтожил свою рукопись, чем так расстраивает Тею, что она немедленно уходит (выясняется, что Тея написала рукопись совместно).
Эйлерт признаётся Хедде, что на самом деле потерял свою рукопись и хочет покончить жизнь самоубийством. Хедда не говорит Эйлерту, что рукопись находится у неё, а вместо этого предлагает ему пистолет, принадлежавший её отцу, и советует ему насладиться красивой смертью. Эйлерт уходит, а Хедда сжигает его рукопись, называя её ребёнком Эйлерта и Теи. Хедда говорит Джорджу, что сожгла рукопись, чтобы защитить их будущее.
4-й акт начинается в тёмной гостиной. Приходит тётя Джулл, одетая в чёрное, что означает состояние траура. В диалоге выражено, что все в чёрном присутствуют на похоронах тёти Рины, а не Эйлерта. Тётя Жюль заявляет, что должна найти нового пациента для ухода, и уходит. Приходит Тея и сообщает новость о том, что Эйлерт выздоравливает в больнице.
Прибывший Брэк подтверждает местонахождение Эйлерта, но сообщает, что он уже мёртв. Брэк объясняет, что Ловборг умер от ранения в грудь. Тесман и Элвстед спешат домой и пытаются восстановить рукопись Эйлерта, используя записи, которые хранились у Теи. Брэк отводит Хедду в сторонку и наедине признается, что смерть Эйлерта была гораздо более запутанной, чем сообщалось. Он объясняет, что пистолет выстрелил случайно и что Хедда может быть втянута в скандал. Хедда сокрушается, что прекрасная смерть, на которую она надеялась, оказалась напрасной. Брэк говорит Хедде, что выполнит её желание и сохранит её тайну, если она решит молчать.
Вскоре Хедда покидает гостиную и входит в маленькую смежную комнату. Она некоторое время играет на пианино, а затем стреляет себе в висок. Остальные слышат выстрел, но полагают, что Хедда, как всегда, просто играет со своим оружием. Пьеса заканчивается тем, что Джордж, Тея и Брэк обнаруживают труп Хедды.
- «Пеер Гюнт» Генрика Ибсена, краткое содержание
- «Кукольный дом» Генрика Ибсена, краткое содержание
- «Образец христианской благотворительности» Джона Уинтропа, краткое содержание
- «Прощание с Берлином» Кристофера Ишервуда, краткое содержание
- «Идеальный шпион» Джона ле Карре, краткое содержание
- «Сердце тьмы» Джозефа Конрада, краткое содержание
- «Хайди» Йоханны Спири, краткое содержание
- «Гарбология» Эдварда Хьюмса, краткое содержание
Комментирование недоступно Почему?