«Гарлем» Лэнгстона Хьюза читать ~5 мин.
Стихотворение «Гарлем» написал американский поэт Лэнгстон Хьюз. Оно было первоначально опубликовано в сборнике «Montage of a Dream Deferred» (1951), представляющем собой собрание отдельно озаглавленных произведений в свободной стихотворной форме, стилистически связанных между собой приёмами, навеянными джазом и блюзом, и тематически объединённых общим фокусом на жизни чернокожих в Гарлеме.
Прежде чем поселиться в Гарлеме, Нью-Йорк, Лэнгстон Хьюз долгое время путешествовал. Он много работал на фермах, кораблях, в ресторанах и ночных клубах, и его разнообразный опыт отразился в его творчестве.
К моменту публикации романа «Гарлем» карьера Хьюза уже сложилась: он был одним из ведущих художников Гарлемского ренессанса 1920-х годов и продолжал писать стихи, пьесы, эссе и художественную литературу. Но, несмотря на его репутацию и художественное влияние, критики приняли «Монтаж отложенной мечты» довольно вяло, как потому, что многие стихи уже были опубликованы ранее, так и потому, что некоторые критики посчитали стиль Хьюза слишком сентиментальным.
Стихотворение «Гарлем» – одно из самых известных из сборника. Одна из его строк послужила вдохновением для названия пьесы Лоррейн Хэнсберри «Изюм на солнце» (1959). Яркие образы, сильный ритм и мощные темы делают это стихотворение неизменно любимым.
Биография поэта
Джеймс Мерсер Лэнгстон Хьюз родился в Джоплине, штат Миссури, 1 февраля 1901 года. Его родители развелись в начале его жизни, и до 13 лет он воспитывался у бабушки в Линкольне, штат Иллинойс.
После смерти бабушки Хьюз и его мать переехали в несколько городов, а затем поселились в Кливленде, штат Огайо. В средней школе он писал стихи и участвовал в литературном журнале своей школы. После окончания школы он провёл время в Мексике. В 1920 году его первое опубликованное стихотворение «Негр говорит о реках» появилось в журнале «Кризис».
С 1921 по 1922 год Хьюз учился в Колумбийском университете; в это время он познакомился с Гарлемом и таким культурным явлением, как Гарлемский ренессанс. Нью-Йорк стал частым местом жительства, но Хьюз продолжал исследовать мир. Он работал на грузовом судне в Африке, путешествовал по Франции, Италии, Голландии и Испании. Работая официантом в Вашингтоне, округ Колумбия, в 1924 году, Хьюз познакомился с поэтом Вашелем Линдсеем, который помог продвинуть его творчество.
В 1926 году Хьюз поступил в Университет Линкольна, исторически чёрное учебное заведение недалеко от Оксфорда, штат Пенсильвания, получив полную стипендию для занятий поэзией. В том же году была опубликована его первая книга стихов «Усталый блюз». «Не без смеха», его первый роман, вышел в 1929 году – в тот же год, когда он окончил университет.
В 1930-е годы Хьюз ездил с лекциями на американский Юг, в Советский Союз, на Гаити и в Японию. Он публиковал короткие рассказы и стихи. Его пьеса «Мулатка» дебютировала на Бродвее в 1935 году, а в следующие пару лет он основал театральные компании в Нью-Йорке и Лос-Анджелесе. В 1937 году он служил военным корреспондентом на гражданской войне в Испании.
В течение следующего десятилетия успех Хьюза продолжал расти. Он создал Джесси Б. Семпла, персонажа, который позже появится в нескольких книгах и пьесах, для колонки в газете «Чикаго Дефендер». Он также написал тексты песен на музыку Курта Вайля для бродвейского мюзикла. Деньги от «Уличной сцены» позволили ему купить дом в Гарлеме, где он прожил 20 лет.
Поскольку Хьюз создавал и культивировал свою публичную персону, его личная жизнь, особенно его сексуальность, была спорным вопросом для учёных и историков. Арнольд Амперсанд, основной биограф поэта, предположил, что Хьюз был асексуалом.
Хьюз продолжал писать и публиковаться вплоть до своей смерти от осложнений рака простаты в 1967 году. Его последний сборник, политически ангажированный «Пантера и плеть», был опубликован посмертно. Его прах захоронен в фойе Шомбургской библиотеки афроамериканской культуры в Гарлеме. Памятник представляет собой круглый медальон с речным мотивом, навеянным его первым опубликованным стихотворением.
Поэма открывается движущим вопросом: «Что происходит с отложенной мечтой?». Этот вопрос философский и игривый; в то время как серьёзное прочтение рассматривает последствия отказа от обещания или ожидания, которое было предано, остальная часть стихотворения обходит эту линию мышления стороной в пользу более острого, легкомысленного подхода, рассматривая «отложенную мечту» как объект, а не как идею.
Вторая строфа ищет ответ, задавая ряд второстепенных вопросов, каждый из которых подразумевает, что отложенная мечта – это своего рода органическая материя, имеющая конечный срок хранения. У мечты есть много возможных путей истечь или испортиться: она может «засохнуть», «загноиться», «вонять» или «покрыться корочкой и засахариться».
Кажется, что говорящий взвешивает каждый потенциальный вид разрушения в равной степени, и каждый вопрос заканчивается сходством, которое развивает идею мечты как физического объекта. Закономерность заложена в начальных строках: “Высохнет ли она, как изюм на солнце?” и продолжается до конца строфы.
Две строки третьей строфы изменяют шаблон, предлагая другую возможность в виде утверждения, а не вопроса: “Может быть, она просто провисает, как тяжёлый груз”. Здесь отложенная мечта – это бремя; это означает, что она будет нестись на спине мечтателя неопределённое количество времени.
В четвёртой и последней строфе задаётся вопрос, не «взорвётся» ли отложенная мечта. В этом последнем вопросе сходство заканчивается, хотя глагол подразумевает, что мечта подобна бомбе: Вместо того чтобы быть проблемой только самого мечтателя, постоянно откладываемая мечта может стать летучим и жестоким оружием, которое поражает всех вокруг.
- «В поисках Лэнгстона» Лесы Клайн-Рэнсом, краткое содержание
- «Мулатка» Лэнгстона Хьюза, краткое содержание
- «Я и мул» Лэнгстона Хьюза
- «Я, тоже» Лэнгстона Хьюза, краткое содержание
- «Изюминка на солнце» Лоррейн Хэнсберри, краткое содержание
- Тициан: венецианский художник эпохи Возрождения, эксперт по цвету
Комментирование недоступно Почему?