«Пойди поставь сторожа» Харпер Ли, краткое содержание читать ~6 мин.
«Пойди поставь сторожа» («Go Set a Watchman») – второй роман лауреата Пулитцеровской премии Харпер Ли. Хотя первоначально этот роман назывался продолжением её дебютного романа 1960 года «Убить пересмешника», получившего признание критиков, сейчас он рассматривается как ранний черновик этой книги, в котором действуют многие из тех же персонажей и, иногда, те же сцены.
Когда книга была впервые опубликована в 2015 году, она установила рекорд по самым высоким однодневным продажам романов для взрослых в магазине Barnes & Noble. Несмотря на то, что в год своего дебюта книга получила премию Goodreads Choice Award, она была неоднозначно воспринята критиками. В то время как одни хвалят произведение за то, что оно глубже проникает в сложные проблемы расизма и соучастия, чем «Убить пересмешника», другие утверждают, что это всего лишь черновой вариант, недостатки которого были исправлены в первоначально опубликованной версии. 278 страниц оригинальной версии романа состоят из семи частей.
Джин Луиза Финч, 26-летняя жительница Нью-Йорка, возвращается в свой родной город Мейкомб, штат Алабама, на ежегодный двухнедельный визит. Она ожидает, что этот визит будет таким же, как и все предыдущие: Она ожидает, что скандализирует город своими современными манерами, что Генри «Хэнк» Клинтон закрутит с ней роман, что она будет препираться с тётей Александрой, наслаждаться язвительным юмором дяди Джека и, самое главное, что она проведёт две недели, наслаждаясь общением со своим престарелым отцом Аттикусом.
Первые несколько дней проходят в основном по плану: она нарушает границы, чтобы поздно ночью искупаться в реке, и получает неоднократные предложения руки и сердца от Хэнка. Однако её идиллическое пребывание разрушается, когда она узнает, что и её парень, и её боготворимый отец входят в совет граждан Мэйкомба – группу, явно созданную для того, чтобы держать афроамериканское население под контролем белой Америки.
Жан Луизе становится физически плохо, когда она видит, как её отец, человек, которым она восхищается больше всех, участвует в группе ненависти, что она считает непростительным. Вначале она пытается отрицать реальность того, что она видела, и то, что это должно означать для убеждений её отца и жениха, уходя в ностальгию как механизм преодоления. Однако она не может долго игнорировать или отрицать фанатизм своей семьи.
К своему удивлению, Жан Луиза обнаруживает, что чопорная и правильная тётя Александра теперь использует расовые оскорбления. Пытаясь разобраться в нынешнем состоянии убеждений своей семьи, она думает о том, что не может быть, чтобы все, кем она дорожит, так сильно изменились за год, прошедший с её последнего визита. Единственное возможное объяснение – это то, что они всегда были расистами, а она этого не замечала.
Жан Луиза сетует на свою слепоту и ищет психологического утешения у единственного уважаемого человека в городе, который не присутствовал на собрании, – её дяди Джека. Дядя Джек объясняет рост расовой напряжённости социально-политическими изменениями и корнями конфликта в Гражданской войне. Жан Луиза принимает его объяснение, что все эти проблемы были направлены на сохранение идентичности с помощью южного образа жизни, но не может понять смысл его метафор и загадочных подсказок, как это связано с её собственными проблемами в семье.
Местный житель погибает в результате столкновения с пьяным водителем, и этот водитель связан с семьёй Финчей. Он – внук Кэлпурнии, афроамериканки, которая воспитывала Жан Луизу и её брата. Жан Луиза с ужасом узнает, что её отец решает взяться за дело в защиту этого человека с единственной целью – не допустить участия NAACP.
Такой поворот событий наносит смертельный удар по её нежно лелеемой надежде на то, что истинные взгляды отца были недоразумением. Жан Луиза отправляется к Кальпурнии, отчасти для того, чтобы проведать её в свете борьбы её семьи, а отчасти для того, чтобы узнать, может ли её материнская фигура пролить свет на борьбу семьи Финч. Джин Луиза вспоминает, что Кэлпурния использовала свои «манеры поведения» в общении с белыми вне семьи, в том числе говорила на ломаном английском, и когда Джин Луиза наконец видит Кэлпурнию, она с ужасом обнаруживает, что Кэлпурния использует свои «манеры поведения» в общении с ней.
Она опустошена и плачет, спрашивая, что её мать делает с ней. В ответ она получает аналогичный вопрос, спрашивая, что делают с афроамериканцами люди, живущие в это время. С разбитым сердцем Жан Луиза возвращается домой, оправившись от отказа, но также осознавая свою причастность к расовой напряжённости и несправедливости.
После возвращения домой Жан Луиза чувствует себя потерянной, не имея ни одного примера для подражания. Во время следующей встречи с Хэнком она, наконец, спрашивает его о его поведении. К её удивлению, он утверждает, что не согласен с большинством постулатов организации, но посещает собрания, чтобы следить за происходящим и поддерживать свой социальный статус. Он утверждает, что она не понимает, что он должен иногда делать то, что ему не нравится, чтобы сделать Мэйкомб своим домом, потому что у неё есть социальные привилегии как у Финча.
Джин Луиза стоит на своём, называя его трусом и лицемером. Аттикус отстраняет Хэнка, и начинается его собственная конфронтация с Джин Луизой. Гнев Джин Луизы нарастает, когда она в резких выражениях осуждает убеждения своего отца. Несмотря на его опровержения, Джин Луиза решает, что их убеждения непримиримо различны. Она принимает тот факт, что её мораль больше не соответствует морали человека, который, пусть и непреднамеренно, научил её этому. В результате она заявляет, что никогда не желает видеть и слышать о другом Финче, пока жива, и готовится к возвращению в Нью-Йорк.
Ее дядя Джек возвращается, когда она собирает вещи в машину, и не даёт ей уехать. Он объясняет, что у неё никогда не было собственного чувства морали, помимо того, что она считала моралью своего отца. Она идеализировала его до такой степени, что не могла видеть в нём никаких недостатков. Хотя её разочарование в образе отца и последующая борьба с мировоззрением были болезненными, они были необходимы для того, чтобы стать собственной личностью.
В конце концов она понимает, что проблема расизма её отца была лишь катализатором её более серьёзной борьбы – борьбы за самореализацию. Она с удивлением узнает, что и дядя Джек, и её отец предвидели подобное событие и что спокойствие отца перед лицом её оскорблений было не недостатком внимания или заботы, а проявлением отцовской любви, позволившей ей стать собственной личностью. В свете этого откровения Жанна Луиза стыдится того, как она напала на отца, но дядя Джек говорит ей, что все будет хорошо. Он также предлагает ей переехать обратно в Мейкомб, где она сможет изменить умы и изменить ситуацию в обществе.
Когда Джин Луиза в следующий раз видит своего отца, она удивляется, что он не сердится на неё. Наоборот, он говорит ей, что гордится тем, чего она добилась. Когда они возвращаются домой, Жанна Луиза наконец начинает видеть в своём отце непостоянного человека, который отличается от неё.
- «Видели ли вы Луиса Велеса?» Кэтрин Райан Хайд, краткое содержание
- «Монахиня из Новой Англии» Мэри Элеанор Уилкинс Фримен, краткое содержание
- «От хорошего к великому» Джима Коллинза, краткое содержание
- «Прощание с Берлином» Кристофера Ишервуда, краткое содержание
- «Хелен Келлер» Эйлин Бигланд, краткое содержание
- «Соберитесь во имя моё» Майи Анжелоу, краткое содержание
Комментирование недоступно Почему?