«Невидимые города» Итало Кальвино, краткое содержание читать ~4 мин.
Роман «Невидимые города» Итало Кальвино (1923-1985) был опубликован в 1972 году на итальянском языке. Это девятый роман Кальвино, он был номинирован на премию «Небьюла» в 1975 году.
По словам рецензента «Нью-Йорк Таймс» Джозефа Макэлроя, Кальвино уже имел репутацию «самого оригинального рассказчика Италии» за использование фантастических и сказочных мотивов для исследования философских и научных тем, таких как эволюция (Макэлрой). «Невидимые города» продолжает эту тенденцию, используя историческую встречу между монгольским императором Хубилай-ханом и венецианским купцом и исследователем Марко Поло в качестве основы для исследования концепции, опыта и эволюции городов.
Во время первой встречи Поло и хана в 1260-х годах хан попросил Поло рассказать ему о европейских делах. Другая встреча произошла в летнем дворце хана в Ксанаду. Более 10 лет хан держал Поло на службе, отправляя его в разные части своей империи для сбора налогов и составления отчётов о состоянии дел. Одним из источников вдохновения для Кальвино стала встреча этих двух исторических личностей, а другим – рукопись Поло «Путешествия Марко Поло» 1298 года, в которой он дал отрывочные описания всех городов, которые посетил.
Книга «Невидимые города» продолжала оказывать влияние на художников и творческих личностей ещё долгое время после её публикации. Она была адаптирована в оперу Кристофером Серроне и в 2013 году поставлена в лос-анджелесском театре Union Station. Кроме того, некоторые критики, в том числе искусствовед газеты «Гардиан» Джонатан Джонс, считают «Невидимые города» разновидностью литературы о Венеции, поскольку во многих отчётах Поло к Хану подробно описываются особенности его родного города (Джонс).
В «Невидимых городах» переплетаются две нити повествования. Первая – это встреча хана Хубилая и Марко Поло в ханском дворце. Читатели сразу же узнают, что хан предпочитает Поло другим послам, потому что тот не просто докладывает о великой империи хана, но и даёт ему представление о жизни в городах. Получив эти знания, хан ослабляет свою неуверенность в том, что его притязания на завоёванные им земли и людей непрочны.
Вторая нить повествования – это описания Поло 55 городов, которые он посетил. Хотя каждый город имеет своё женское имя, по мере продвижения повествования читатель понимает, что у них есть общие черты. Эти черты включают двойственность – например, один город для живых, а другой для мёртвых – и парадокс в том смысле, что величайшие достоинства городов также являются причиной их упадка.
По мере развития рассказа о городах появляются антиутопические мотивы. Поло описывает отходы, сопровождающие потребительство, усталость путешественников и гомогенизацию ландшафта. Хотя все путешествия рассказываются в настоящем времени, они охватывают путешествия во времени, в которых участвуют классические греческие и римские божества, а также строительство современных мегаполисов, таких как Лос-Анджелес и Нью-Йорк.
Описания путешествий Поло не хронологические, а тематические, поскольку он классифицирует их по рубрикам «Города и память» или «Города и смерть». На конференции Колумбийского университета в 1983 году Кальвино сказал, что «Невидимые города» были «сделаны в виде многогранника, и у него везде есть выводы, написанные вдоль всех его граней» (Элпис).
Хан прерывает ход повествования Поло, чтобы сказать ему, что он представил себе город-канал, который напоминает родную Венецию Поло. Привязанность Хана к Венеции остаётся неизменной, когда он обвиняет Поло в том, что тот нарочно не говорит о своём родном городе. Поло отвечает загадочно, заявляя, что он упоминал Венецию во всех описанных им городах, но также боится, что разговор об этом городе повредит его воспоминаниям о нем.
По мере того, как описания городов Поло становятся все более упадническими, Хан задаётся вопросом о цели своего колониального проекта и приобретения земель. Он приходит к выводу, что все это бессмысленно, учитывая, что города в отчётах Поло, похоже, стремятся к собственному разрушению. Поло завершает повествование словами о том, что есть граждане, которые лучше способны противостоять разрушительным силам, и что им следует предоставить больше влияния в управлении городом.
- «Невидимые монстры» Чака Паланика, краткое содержание
- «Я захватываю замок» Доди Смит, краткое содержание
- «Бесконечная страна» Патриции Энгель, краткое содержание
- «Охотники на снегу» Тобиаса Вольфа, краткое содержание
- «Жареные зеленые помидоры в кафе ‘Полустанок’» Фэнни Флэгг, краткое содержание
- «Сколько в этих холмах золота» Си Пэм Чжан, краткое содержание
- Горгиас
- Краткое содержание рассказа «Гадюка» Алексея Толстого
Комментирование недоступно Почему?