«Сначала пришли они...» Мартина Нимёллера читать ~3 мин.
«Сначала пришли они…» – это цитата из многочисленных антифашистских выступлений, проповедей и интервью пастора Мартина Нимёллера. Переживший Холокост и один из основателей Исповедующей церкви, Нимёллер разработал эту цитату как предупреждение для людей, не подвергающихся преследованиям, о необходимости вмешательства в дела преследуемых, хотя бы для того, чтобы сохранить себя. Версии этой цитаты появляются примерно с 1946 по 1979 год. Жанр этого произведения вызывает споры, некоторые называют его стихотворением, прозой, цитатой или даже анекдотом.
В мире после Второй мировой войны Нимёллер стал антиавторитарной фигурой, выступающей за покаяние и ответственность учреждений и людей, которые не смогли сделать все возможное, чтобы предотвратить Холокост и его зверства.
Нимёллер неоднократно выражает сожаление по поводу собственного бездействия, хотя его ранняя поддержка нацистской партии и антисемитские комментарии оспаривают его статус антиавторитарной иконы. «Сначала пришли они…», безусловно, является самым известным его произведением, а англоязычные версии этой цитаты появляются на мемориалах Холокоста и в музеях по всей территории США.
Трагическое повествование и торжественное послание воплощают философию и активизм Нимёллера. Он оставался преданным церкви на протяжении всей своей жизни, был важной фигурой в послевоенном восстановлении и занимал различные руководящие посты и высокие должности. В 1966 году он был удостоен Международной Ленинской премии мира.
Биография поэта
Нимёллер родился 14 января 1892 года в Липпштадте, городе в тогдашней провинции Вестфалия в Королевстве Пруссия. Его отец был лютеранским пастором, проповедовавшим немецкий национализм и консервативные ценности. Нимёллер сражался за Германскую империю в Первой мировой войне, служил офицером, штурманом и командиром на подлодках Имперского флота.
В 1924 году Нимёллер был рукоположён в сан лютеранского пастора. Нимёллер считал, что немецкая церковь потеряла свою культурную значимость, и что долголетие нации напрямую связано с её христианской верой. Он рассматривал нацистскую партию как перспективную альтернативу либеральной Веймарской республике и поддерживал Адольфа Гитлера во время его прихода к власти.
Он стал критиковать режим в 1933 году, когда новые законы поставили под угрозу широкое государственное влияние на протестантскую церковь. Нимёллер вступил в Чрезвычайную лигу пасторов, а позже помог основать Исповедующую церковь, секту лютеранского духовенства, которая выступала против нацистского влияния на теологических основаниях.
Гестапо арестовало Нимёллера за антигосударственную деятельность в 1937 году. Затем он находился в заключении в концентрационных лагерях Заксенхаузен и Дахау с 1938 по 1945 год. После войны Нимёллер стал ключевой фигурой в восстановительных работах немецкой протестантской церкви.
Он помог инициировать Штутгартское признание вины, а коллективная вина церкви за соучастие в Холокосте стала определяющей темой его проповедей и выступлений. Нимёллер включил свою самую известную цитату в речи и проповеди, начиная с 1946 года, когда он выступал за мир и искупление. Он использовал множество вариаций этой формы для демонстрации поддержки преследуемых групп, хотя самые ранние примеры постоянно включают коммунистов, людей с ограниченными возможностями, евреев и его самого. Он умер 6 марта 1984 года в Висбадене, Западная Германия.
«Сначала пришли они…» следует последовательной структуре повествования; неназванные, могущественные «они» приходят за различными маргинальными группами, одну за другой. Повествование ведётся от первого лица и в прошедшем времени, каждое предложение рассказывает об одном и том же порядке событий: «Они» приходят за группой, и говорящий ничего не говорит, чтобы противостоять этому, потому что он не является частью этой группы. Последнее предложение вырывается из этой формы, когда «они» приходят за говорящим, которого встречают молчанием по новой причине: «не осталось никого, кто мог бы говорить за меня».
Они приходят за тремя группами до оратора. Первыми жертвами становятся «социалисты». Когда «они пришли» за этой группой, оратор был в курсе происходящего, но «не высказался», потому что не причислял себя к социалистам. Следующая группа – «профсоюзные активисты», и поскольку говорящий не относится к ним, они молчат. Третья группа – «евреи», и поскольку говорящий не является евреем, они молчат. К концу поэмы оратора постигает та же участь, но не из-за молчания других, а потому что других просто не осталось.
Комментирование недоступно Почему?