«Человек и сверхчеловек» Джорджа Бернарда Шоу, краткое содержание читать ~3 мин.
В эпистолярном предисловии к пьесе «Человек и сверхчеловек» (1903) ирландский драматург Джордж Бернард Шоу пишет письмо Артуру Бингхэму Уокли, своему другу и театральному критику газеты «Таймс», который вдохновил его на создание пьесы, спросив Шоу, почему он никогда не писал пьесу на основе Дон Жуана, легендарного вымышленного испанского ловеласа. Это стало особым вызовом для Шоу, который писал произведения, бросающие вызов популярному романтизму, господствовавшему в театре на рубеже веков. Шоу пошёл навстречу, взяв за основу Дон Жуана из оперы Моцарта «Дон Жуан» – влюблённого, превратившегося в философа, который отказался от романтики в пользу высшей мысли.
Первое представление «Человека и сверхчеловека» в 1905 году в лондонском театре «Ройал Корт» не включало третий акт; ни одно представление не включало его до 1915 года. Хотя в последующих постановках сцена «Дон Жуан в аду» обычно опускается, она часто исполняется как отдельная пьеса. В целом, «Человек и сверхчеловек» ставит вопрос о природе любви и о том, может ли женатый мужчина оставаться революционером, или же он застопорится с домашней жизнью.
Когда умирает человек по имени мистер Уайтфилд, он поручает опеку над своей дочерью Энн двум мужчинам: революционно настроенному молодому Джеку Таннеру и чопорному богачу Робаку Рамсдену. Джек, заклятый холостяк, решил посвятить свою жизнь философским занятиям. Тем временем Октавиус Робинсон, который был как сын для мистера Уайтфилда, влюбляется в Энн и решает жениться на ней, не подозревая, что Энн по-настоящему влюблена в Джека.
Джек Таннер у Шоу – это современный Дон Жуан, который устал от бабников и начал сомневаться в цели жизни. Вместо того чтобы довольствоваться женой, он постоянно стремится стать суперменом – идея, придуманная Фридрихом Ницше на основе концепции «ubermensch», человека, подобного Прометею, который, согласно греческой мифологии, бросил вызов воле богов, принеся человечеству огонь.
Точно так же Джек Таннер стремится порвать с социальными условностями и волей общественных приличий, отказываясь жениться и самостоятельно вершить свою судьбу. Его книга, «Настольная книга революционера», вызвала скандал не у одного представителя богатой британской элиты. С Джеком в качестве главного героя Шоу инвертирует стиль комедии нравов, которая обычно формулирует борьбу полов вокруг романтического и сексуального влечения и переговоров о браке. Для Джека брак – не цель, а конечная социальная условность, от которой он не может уйти. Как и многие другие пьесы Шоу, «Человек и сверхчеловек» – это драма идей. Она служит форумом для обсуждения философских идей Шоу, а не сосредоточена на действии.
В «Человеке и сверхчеловеке» женщины служат для того, чтобы нарушать и отвлекать мужчин от их цели. Энн, привлекательная молодая девушка, – мастер манипуляции. Ее желание выйти замуж за Джека делает их брак предрешённым ещё до начала пьесы. Как бы Джек ни осуждал брак, в конце концов он обнаруживает, что задача женщины – заманить мужчину в ловушку и размножаться.
Точно так же Вайолет использует свои женские хитрости, чтобы обмануть своего нового свёкра, легко убеждая его принять её. Даже миссис Уайтфилд помогает манипулировать Джеком, чтобы он женился на её дочери. Шоу ниспровергает привычный троп наивной и доверчивой девственницы, изображая женщин, которые смотрят на своих женихов широко раскрытыми глазами и при этом легко контролируют их действия. Остроумная борьба полов у Шоу – это борьба за развитие человечества в противоречии с размножением вида.
- «Пигмалион» Джорджа Бернарда Шоу, краткое содержание
- «Святая Иоанна» Джорджа Бернарда Шоу, краткое содержание
- «Цезарь и Клеопатра» Джорджа Бернарда Шоу, краткое содержание
- «Мамин день» Глории Нейлор, краткое содержание
- «Агнец на заклание» Роальда Даля, краткое содержание
- «Опасные связи» Пьера Шодерлоса де Лакло, краткое содержание
Комментирование недоступно Почему?