«Ким» Редьярда Киплинга, краткое содержание читать ~6 мин.
«Ким» – роман плодовитого писателя и поэта Редьярда Киплинга (1865-1936), который стал первым англоязычным лауреатом Нобелевской премии по литературе. Роман был первоначально опубликован в сериализованном варианте в 1900-1901 годах, после чего был издан в виде книги. Он предлагает широкий взгляд на культурное и религиозное разнообразие Британской Индии конца XIX века, воспринятое через опыт ирландского мальчика по имени Ким, получившего индийскую культуру.
Наряду с «Книгой джунглей» и «Отважными капитанами», этот роман является одним из самых долговечных и любимых романов Киплинга, хотя его восприятие иногда было отмечено спорами относительно его изображения британского колониализма.
У Киплинга были глубокие личные связи с Индией: он родился и вырос в Мумбаи (бывший Бомбей) до пяти лет. С шести до 16 лет его отправили учиться в Англию, но затем он вернулся в Индию, устроившись журналистом в Лахоре, где его отец работал хранителем культурного музея. В последующие шесть лет писательская карьера Киплинга пошла в гору, и к 1889 году он накопил достаточно денег, чтобы переехать в Лондон и заняться литературной деятельностью.
К тому времени, когда в 1900-1901 годах Киплинг написал роман «Ким», он уже был одним из самых популярных писателей своего времени. Однако «Ким» был уникальным среди его произведений. Киплинг описывал его как снисходительную фантазию, произведение с прекрасными образами и убедительными описаниями, но в основном бессюжетное.
После получения Нобелевской премии по литературе в 1907 году Киплинг обратил своё внимание на написание поэзии и рассказов – жанров, которые также доминировали в его ранней карьере в Индии. В 1910 году он выпустил сборник стихов, в который вошло «Если», короткое произведение, заслужившее место одного из самых любимых стихотворений всех времён. Киплинг продолжал писать до последних лет своей жизни в 1930-х годах, хотя ни одно из его поздних произведений не достигло такого же уровня популярности, как произведения, созданные им на пике своей карьеры.
Книга «Ким» была воспринята прочно, но неоднозначно. Его часто считают шедевром художественной литературы Киплинга за богатство описаний. Однако его жанр трудно определить с точностью: в нём есть элементы детской литературы, но в то же время он выходит за обычные рамки этой области. Лучше всего его можно охарактеризовать как рассказ о наступлении совершеннолетия, в котором сюжетная линия обусловлена вопросами личной и культурной идентичности, а также событиями, происходящими в ходе повествования.
Фоном повествования является колониализм Британской Индии в конце XIX века, с акцентом на геополитическую напряжённость, возникающую между европейскими державами в Центральной Азии (ситуация, названная в «Киме» «Большой игрой»). Большинство критических замечаний в адрес «Кима» связано с его изображением колониализма.
Хотя «Ким» гораздо более сочувственно относится к коренному населению, чем большинство произведений колониальной литературы того же периода (даже регулярно изображая белых европейцев невежественными в отличие от мудрости, гостеприимства и сообразительности индейцев), он все же несёт в себе ограничения стороннего взгляда на индейскую культуру.
Обратите внимание, что в тексте используются устаревшие или чувствительные геополитические термины, такие как Бомбей и Цейлон.
«Ким» – это история юного Кимбалла О’Хара, осиротевшего сына ирландского полкового солдата, живущего в Британской Индии в конце девятнадцатого века. Известный просто как Ким, мальчик настолько глубоко вжился в окружающую его среду, что никто не подозревает, что он белый. Он без труда перемещается в сложной культурной среде Лахора, где начинается история, и его характер отличается сообразительностью, удивлением и стремлением к разнообразию жизненного опыта.
История начинается с того, что Ким встречает в Лахоре буддийского ламу, и его настолько поражают слова и поступки ламы, что он добровольно соглашается стать его «чела» (учеником). Лама ищет просветления, освобождения от Колеса Вещей, и он надеется обрести это освобождение, придя к легендарной реке Эрроу-Ривер, о которой говорится в рассказах о жизни Будды. Ким, теперь уже «чела» ламы, соглашается сопровождать его в поисках реки Стрелы.
В то же время Ким оказывается втянутым в шпионскую интригу, когда его друг, Махбуб Али, поручает ему передать сообщение британскому командующему в Умбалле. Ким доставляет послание, которое касается геополитической информации о ситуации на севере, а затем возобновляет своё путешествие с ламой.
Во время совместного путешествия по Индии Ким и лама встречают ирландский полк, в котором служил отец Кима и который движется на север в ответ на разведданные, предоставленные Кимом британскому командиру. Два священнослужителя, прикреплённые к полку, выясняют личность Кима и настаивают на том, чтобы он был отдан на попечение британской школы. Лама соглашается на этот план, зная, что Ким – белый, и даже предлагает оплатить обучение Кима, но надеется, что однажды они с Кимом снова отправятся на поиски реки.
Ким попадает в поле зрения британской разведки (которая одновременно является отделом этнографических исследований в колониальной Индии) и её командира, полковника Крейтона. Крейтон и Махбуб Али соглашаются, что Ким может быть ценным сотрудником разведки, и решают обучить его шпионажу в дополнение к обычному школьному образованию. Они отправляют Кима в школу-интернат Святого Ксавьера в Лакхнау, где Ким учится несколько лет.
Лама время от времени навещает школу, чтобы узнать, как дела у Кима. Когда в школе нет занятий, Киму не нравится жить в европейских казармах, и он отправляется путешествовать по дорогам Индии. Крейтон и Али используют это время года, чтобы организовать дальнейшее обучение Кима, и поселяют его в доме торговца драгоценностями и диковинками по имени Лурган. Лурган обучает Кима навыкам наблюдения и маскировки, а также знакомит его с другим влиятельным сотрудником разведывательного агентства, Хурри Чундером Мукерджи (которого часто называют просто «Бабу»).
Когда обучение в школе Святого Ксавьера подходит к концу, его наставники в шпионаже (Крейтон, Али и Бабу) разрешают ему снова составить компанию ламе. Пока они странствуют по дорогам Индии, у Кима будет возможность попрактиковаться в шпионаже и попутно собрать ценную информацию.
Во время путешествия с ламой Ким обнаруживает своего коллегу-агента, нуждающегося в помощи, и благодаря быстрому уму и умению маскироваться предоставляет агенту возможность сбежать. Это впечатляет Крейтона и остальных, поэтому они направляют Кима и ламу на север. Этот путь может дать возможность наблюдать за ключевыми событиями в «Большой игре», в которой русские агенты работали над подрывом британского влияния в Центральной Азии.
Ким и лама поднимаются на северные холмы, а Бабу идёт рядом. Они натыкаются на лагерь двух иностранных агентов и вступают с ними в компанию. Из-за культурного недопонимания один из иностранцев нападает на ламу. В последующем Ким похищает ламу и документы иностранцев. В то же время Бабу уводит иностранцев под предлогом заботы об их безопасности.
Собранные в этом эпизоде сведения – большой триумф для британцев, но лама интерпретирует вспышку насилия как знак того, что его поиски Реки пошли не по плану. Они отправляются обратно на равнины Индии, но по дороге Ким заболевает. Через некоторое время он приходит в себя, и перед ним открываются две возможности: во-первых, разведывательное агентство настолько удовлетворено его результатами, что ему предлагают полную должность; во-вторых, лама сообщает, что он нашёл Реку Стрелы и готов отвести туда Кима, чтобы они вместе обрели просветление. На этом история заканчивается, не указывая, какой образ действий может выбрать Ким.
- «Чудесный ручей» Энджи Ким, краткое содержание
- «Мое небо Луизианы» Кимберли Уиллис Холт, краткое содержание
- «Красный Марс» Кима Стэнли Робинсона, краткое содержание
- Как выбрать медицинское оборудование высшей категории
- «Нью-Йорк 2140» Кима Стэнли Робинсона, краткое содержание
- «Министерство будущего» Кима Стэнли Робинсона, краткое содержание
- Какие услуги предоставляют ритуальные компании при организации похорон в Минске
- Психологическое равновесие через живопись
Комментирование недоступно Почему?