«Маус» Арта Шпигельмана, краткое содержание читать ~4 мин.
«Маус» Арта Шпигельмана – первый графический роман (комикс), получивший Пулитцеровскую премию. Первоначально он публиковался в журнале Шпигельмана «Raw» с 1980 по 1991 год, а затем получил широкую известность в виде двух сборников – «Maus I» в 1986 году и «Maus II» в 1991 году.
В этом историческом мемуаре переплетаются два повествования: одно – о еврейском отце Шпигельмана, пережившем Вторую мировую войну в Польше и концентрационный лагерь Освенцим, и другое – о том, как Шпигельман записывает историю своего отца, ориентируясь на их спорные отношения.
Графический роман примечателен своим художественным стилем: евреи нарисованы как мыши, немцы – как кошки, поляки – как свиньи, а американцы – как собаки. Персонажи изображены в виде животных, чтобы отразить дегуманизацию, вызванную предрассудками, войной и геноцидом.
В 1930-х годах Владек – талантливый, говорящий на нескольких языках торговец, который женится на интеллигентной Ане Зильберберг. В то время как у пары рождается ребёнок, Ричье, и она лечит тяжёлую депрессию Ани, нацистская Германия разжигает новую волну антисемитизма по всей Европе. Когда нацисты вторгаются в Польшу, Владек неохотно сражается на фронте, но затем попадает в плен и интернируется в лагерь для военнопленных, где еврейских заключённых специально помещают в ужасные условия. После освобождения Владек пробирается обратно на территорию, контролируемую немцами, чтобы воссоединиться с Аней и её семьей.
Владек устраивается на чёрный рынок и получает документы на работу, чтобы избежать как нацистов, так и сотрудничающих с ними еврейских властей. Он и семья Ани пережили массовую проверку, в ходе которой пожилых людей и многодетные семьи отправляли в концентрационные лагеря, но при этом погибли его отец и сестра.
После первоначального сопротивления Ани, они отправляют Ришье в укрытие к её родственникам. К несчастью, сестра Ани отравляет себя и Ришье, когда солдаты очищают их гетто. Нацисты отправляют оставшуюся семью в Сродулу, где они строят бункеры, чтобы избежать захвата, пока их не обнаруживает информатор. Владек и Аня избегают депортации, откупившись от двоюродных братьев Владека, но им не удаётся спасти родителей Ани.
Скрываясь от окончательной ликвидации района, Шпигельманы возвращаются в Сосновец, чтобы остановиться у сочувствующих польских жителей. После нескольких близких открытий Владек убеждает Аню в том, что нужно пробраться в Венгрию, но контрабандисты оказываются пособниками нацистов.
Пока Арт записывает историю своего отца, он сталкивается с властным и скупым отношением Владека. Он упрямо полагается на себя, но не может позаботиться о себе из-за проблем с сердцем, диабета и зрения. Владек обнаруживает мрачный комикс Арта о самоубийстве Ани, а Арт гневно обрушивается на Владека, узнав, что тот сжёг её дневники. Владек враждует со своей второй женой, Малой, и Арт ненадолго остаётся с Владеком после того, как она уходит от него.
Работая над второй половиной «Maus», Арт переживает смерть отца вскоре после интервью, рождение собственного сына и пристальное внимание прессы после успеха книги. Он рассказывает о своём параличе при изображении Освенцима и о психологической терапии, которую он получает по поводу неразрешённых семейных противоречий и случайного характера Холокоста.
Став узником Освенцима, Владек избегает ликвидации, обучая английскому языку польского надсмотрщика. Надзиратель переводит Владека в жестяную мастерскую, где он угождает своему коммунистическому начальнику едой, и Владек в конце концов становится мастером по ремонту обуви. Узнав, что Аня жива в соседнем лагере Биркенау, Владек восстанавливает с ней связь и спасает тайник с сигаретами, чтобы обменять их на её перевод в Освенцим. Однако им приходится избегать нацистских охранников, и Владек однажды подвергается избиению.
Когда русские войска приближаются к Освенциму, охранники ведут заключённых за сотни километров пешком в Гросс-Розен, где Владек несколько дней ждёт в вагоне с умирающими заключёнными. В лагере Дахау он заболевает изнурительным тифом. Когда приходит известие об обмене пленными, он платит другим заключённым хлебом, чтобы они взяли его с собой в поезд. Приближение союзников заставляет нацистов отказаться от последних попыток уничтожить евреев. Прожив несколько дней на заброшенной ферме, Владек встречает группу американских солдат, которые берут его к себе. Владек узнает, что Аня ждёт его в Сосновце, и они воссоединяются.
В настоящем Владек делится с Артом коллекцией семейных фотографий, сделанных до войны. Отец отправляется во Флориду, чтобы помириться с Малой, но Арт улетает после очередного медицинского инцидента. Владек называет Арта по имени Ришье, когда тот заканчивает свой рассказ и засыпает.
- Графику художника Марка Клячко из коллекции Тверской картинной галереи представили в музее В. Серова
- «Я, Эрл и умирающая девушка» Джесси Эндрюс, краткое содержание
- «Вид с моста» Артура Миллера, краткое содержание
- «Шедевр» Элизы Броах, краткое содержание
- «Время убивать» Джона Гришэма, краткое содержание
- «Медея» Еврипида, краткое содержание
- «Архив потерянных детей» Валерии Луиселли, краткое содержание
- «Неудачник» Джерри Спинелли, краткое содержание
Комментирование недоступно Почему?