«Мой год отдыха и релаксации» Оттессы Мошфег, краткое содержание читать ~5 мин.
«Мой год отдыха и релаксации» (2018) – роман Оттессы Мошфег. Дебютный роман Мошфег «Эйлин», получивший признание критиков, вошёл в шорт-лист Букеровской премии 2016 года и был удостоен премии Фонда Хемингуэя/PEN Award.
Мошфег стала знаменитой благодаря своему второму роману «Мой год отдыха и расслабления», который, как и её дебютный роман, рассказывает о жизни компетентной, но глубоко несчастной женщины двадцати с лишним лет, отчаянно пытающейся найти выход из своей беды. Известная своими откровенными и часто черно смешными размышлениями о человеческой жизни, Мошфег возвращается к темам одиночества, травмы, трансформации, смерти и совершеннолетия на протяжении всего своего литературного репертуара. Имейте в виду, что роман содержит описания употребления психоактивных веществ, самоубийства, расстройства пищевого поведения и сексуального насилия.
В июне 2000 года безымянный рассказчик романа работает ассистентом в элитной галерее на Манхэттене. Получив диплом Колумбийского университета по истории искусств и значительное наследство от умерших родителей, рассказчица живёт в полной привилегированности – она молода, красива, богата и, несомненно, умна. Несмотря на многочисленные преимущества, она глубоко несчастна в своей жизни и в свои 26 лет совершенно лишена амбиций; циничная и мизантропичная до глубины души, она не имеет ни малейшего желания жить.
Отчаявшись избавиться от страданий повседневной жизни, рассказчица начинает новый личный проект: спать как можно больше в течение следующих 12 месяцев. Она утверждает, что её мотивы не являются суицидальными – она просто предпочитает бессознательное состояние сознанию. В жизни нет ничего, что бы ей по-настоящему нравилось, а существование – это бремя. Более того, рассказчица приступает к этому проекту как к своего рода спячке – её «году отдыха и расслабления» – в предположении, что из периода отдыха она выйдет новым и усовершенствованным человеком.
Ее план просчитан. Чтобы обеспечить себе глубокий и относительно беспробудный сон, рассказчица имеет в своём распоряжении лекарства, отпускаемые по рецепту. Ещё в январе, когда вдохновение проекта только зародилось, она обратилась к психиатру, эксцентричной и недобросовестной в медицинском отношении женщине по имени доктор Таттл, которая выписала ей внушительную коллекцию препаратов – противосудорожные, антипсихотические, бензодиазепины, гипнотики и многое другое – каждый из которых обладает определённым усыпляющим эффектом.
Рассказчица несколько месяцев лгала доктору Таттлу, придумывая истории о бессоннице и диких снах, хотя на самом деле она и так спала до 12 часов в сутки и надеялась, что таблетки позволят ей спать ещё больше.
Хотя она впервые приобрела свой фармацевтический арсенал в январе, проект гибернации официально начинается в середине июня, когда рассказчицу увольняют с работы, где она регулярно дремала в кладовке во время обеденного перерыва. На протяжении первой половины гибернации рассказчицу часто навещает Рива, её лучшая подруга из колледжа, которую она считает крайне раздражающей. В отличие от рассказчицы, у Ривы нет привилегий старого капитала, и она отчаянно пытается вписаться в среду высшего класса корпоративного Манхэттена.
Рива глубоко озабочена социальным статусом и демонстрирует крайнюю озабоченность своей внешностью, которая проявляется в неупорядоченном питании и склонности к покупке поддельных дизайнерских товаров. Ее беспокоит сонливость рассказчика, вызванная наркотиками, и она часто выражает любовь к ней.
В часы бодрствования (а их немного) рассказчица использует другие способы эмоционального избегания, например, просмотр фильмов. Рассказчица смотрит фильмы часами напролёт, радуясь возможности отдохнуть от постоянного шквала забот и сожалений. В те нежелательные моменты, когда она задумывается о своём прошлом, она думает о своих родителях, которые умерли, когда она училась на первом курсе колледжа, и о том, что они никогда по-настоящему не любили её. Она также думает о своих токсичных отношениях с первым и единственным парнем, Тревором, который, как и её родители, был отстранённым и недружелюбным во время их совместной жизни. Всякий раз, когда рассказчица позволяет себе оглянуться на свою жизнь, она чувствует лишь побуждение принять ещё больше таблеток и спастись с помощью сна.
Один из снотворных препаратов, вымышленный Инфермитерол, является особенно сильным и вызывает у рассказчицы потерю сознания на несколько дней подряд. Более того, препарат имеет серьёзные психотропные побочные эффекты; очнувшись от этих отключек, она обнаруживает, что вела себя нехарактерно – например, ходила по клубам или покупала дорогое нижнее белье.
Примерно в середине года спячки рассказчица переживает период, когда ей трудно заснуть. Ее недовольство этой ситуацией доходит до предела, когда Рива, беспокоясь о благополучии своей подруги, крадёт её тайник с таблетками. Охотясь за тайником в квартире Ривы, рассказчица случайно запирается в ванной, но это вдохновляет её на новый план: Рассказчица закроется в своей квартире на следующие шесть месяцев, будет спать только с помощью Инфермитерола, и выйдет из спячки 1 июня 2001 года новой женщиной.
Для осуществления этого плана рассказчица привлекает художника Пин Си, которого она знала по работе в галерее. Она поручает ему держать её взаперти в квартире и снабжать её едой и другими необходимыми вещами, чтобы она выходила из спячки каждые три дня. В обмен на свои услуги Пинг Си получает возможность документировать спячку для художественного проекта.
Когда год отдыха и расслабления заканчивается, рассказчица с радостью обнаруживает, что её программа сна принесла желаемый результат. Она сравнивает себя с новорождённым животным, исследующим мир с надеждой и детским удивлением, готовым забыть о своём травмирующем прошлом. Ее цинизм и мизантропия, кажется, тают.
В конце романа происходит террористическая атака 11 сентября. В то утро рассказчица покупает новый видеомагнитофон, чтобы записать на него кадры новостей по телевизору. В одном из роликов она видит, как женщина, которую она считает Ривой, прыгает с Северной башни Всемирного торгового центра, где она работала. Рассказчица смотрит эти кадры даже спустя долгое время после трагедии, поражаясь красоте и храбрости Ривы.
- «Сезон моих потерь» Пэта Конроя, краткое содержание
- «Нада» Кармен Лафорет, краткое содержание
- «Моя сестра – серийная убийца» Ойинкан Брейтуэйт, краткое содержание
- «Моя жизнь как книга» Джанет Ташджиан, краткое содержание
- «Мистическая река» Денниса Лихейна, краткое содержание
- Букеровская премия вручена за неполиткорректную сатиру
Комментирование недоступно Почему?