«Новая Атлантида» Фрэнсиса Бэкона, кратко читать ~4 мин.
«Новая Атлантида» – это незаконченный роман английского философа Фрэнсиса Бэкона, опубликованный посмертно в 1626 году. В нём подробно описываются обычаи и культура утопического островного общества под названием Бенсалем, в центре которого находится научное и исследовательское учреждение под названием «Дом Саломона».
В произведении выражены многие научные, философские, политические и религиозные идеи Бэкона, хотя его незаконченный статус сделал его предметом интенсивных научных дебатов о смысле и темах романа. Считается, что вымышленный Бэконом дом Саломона оказал влияние на основателей Королевского общества Соединённого Королевства, старейшего национального научного учреждения в мире.
Рассказчик книги принадлежит к команде испанского торгового судна, плывущего из Перу в Китай через Тихий океан. После пяти месяцев сильных восточных ветров корабль сбивается с курса, оставляя команду на мели с иссякающими запасами продовольствия. После молитвы об избавлении, обращённой к Богу, рассказчик видит вдалеке остров, которого нет ни на одной карте.
Когда корабль приближается к острову, рассказчик видит портовый город, такой же оживлённый, как и любой другой в Европе. Город посылает делегацию из восьми человек на маленькой лодке, чтобы перехватить корабль и предостеречь его от высадки. Делегаты острова говорят на иврите, греческом, латыни и испанском языках. Они также передают рассказчику свиток, в котором на каждом языке объясняется, что корабль может оставаться у берега 16 дней, в течение которых жители острова обеспечат его едой, ремонтом и, если понадобится, медицинской помощью. Заметив, что на свитке напечатано изображение херувима и креста, рассказчик с облегчением понимает, что жители острова, похоже, христиане.
Через три часа к кораблю подплывает преподобный. Убедившись, что члены команды не язычники и не пираты, он разрешает им высадиться на берег и остаться на 40 дней в жилище под названием «Дом чужестранцев». Через три дня, в течение которых все нужды экипажа удовлетворяются, людей навещает управляющий Домом чужестранцев, священник, который отвечает на вопросы об истории Бенсалема, так назывался остров.
На вопрос о том, как христианство достигло острова, губернатор рассказывает, что через 20 лет после Вознесения Иисуса Христа у берегов Бенсалема появился гигантский столб света. Все лодочники, которые пытались приблизиться к столбу, были заблокированы невидимым барьером. Единственным человеком, который смог приблизиться к свету, был представитель Дома Саломона, академического учреждения в Бенсалеме, занимающегося накоплением знаний и исследованием тайн мира природы. Когда представитель приблизился, колонна рассеялась, оставив после себя ковчег, содержащий Новый и Ветхий Заветы и письмо апостола Варфоломея.
Позже, когда губернатора спрашивают, почему жители Бенсалема предпочитают хранить своё существование в тайне от остального мира, он объясняет, что в далёком прошлом морское мастерство человечества намного превосходило мореходство современных навигаторов XVII века. Бенсалем торговал с множеством других земель и цивилизаций, включая мифическую Атлантиду Платона, которая, по словам священника, находилась на североамериканском континенте.
После того как Атлантида вторглась в Бенсалем, Бог уничтожил цивилизацию атлантов потопом (среди выживших были предки коренных народов Америки). Потеряв своего главного торгового партнёра, бенсалемцы и их король Соламона решили держать свою цивилизацию отрезанной от остального мира, решив, что остров может быть “тысячей способов изменён к худшему, но почти ни одним к лучшему”, если о его существовании станет известно. Единственные бенсалемцы, которым разрешено покидать остров, – это представители Дома Саломона, которые регулярно проводят разведку, чтобы следить за развитием событий в остальном мире.
В дальнейшем рассказчику и его команде разрешено оставаться на острове неограниченное время, при условии, что они не будут выходить за пределы городских стен более чем на полторы мили. Однажды рассказчик становится свидетелем Праздника семьи – сложного ритуала, во время которого чествуют любого мужчину, имеющего не менее 30 живых сыновей, дочерей и внуков. Ориентация острова на патриархов и семейный порядок получает дальнейшее развитие в разговоре рассказчика с еврейским торговцем по имени Джоабин, который говорит: “Нет под небесами столь целомудренного народа, как этот Бенсалем”.
Наконец, рассказчику разрешают аудиенцию у отца Дома Саломона, который объясняет цель и достижения учреждения. По словам отца, его миссия заключается в изучении “знаний о причинах и тайных движениях вещей, а также в расширении границ человеческой империи для осуществления всего возможного”. Далее Отец описывает научные достижения, впервые появившиеся в Доме Саломона и не известные остальному миру, в таких областях, как сельское хозяйство, оптика, энергетика и медицина. В заключение он даёт рассказчику разрешение опубликовать мудрость и результаты исследований Дома Саломона на благо других стран и цивилизаций.
- «Новая Атлантида» Фрэнсиса Бэкона, краткое содержание
- «Новый Органон» Фрэнсиса Бэкона, краткое содержание
- 5 картин Френсиса Бэкона украдены в Мадриде
- Картина Фрэнсиса Бэкона продана за рекордную цену
- Триптих Бэкона продан на аукционе Sotheby’s за 21,5 миллиона долларов США
- Автопортрет Бэкона с телом Люсьена Фрейда выставляется на Christie’s
- Выставка «Фрэнсис Бэкон, Люсьен Фрейд и Лондонская школа»
- Образовательная программа к выставке «Фрэнсис Бэкон, Люсьен Фрейд и Лондонская школа»
Комментирование недоступно Почему?