«О душе» Аристотеля, краткое содержание читать ~3 мин.
Аристотель (384-322 гг. до н.э.) был важным древнегреческим философом, чьи работы охватывали политику, этику и метафизику. Название его трактата «О душе» (иногда известное под латинским названием «De Anima») говорит о том, что это фундаментальная работа о процессе понимания человека.
Для Аристотеля «душа» обозначает жизненный принцип растений, животных и людей и, таким образом, является скорее биологическим и психологическим, чем духовным понятием. Некоторые учёные считают, что «О душе» была важным компонентом учения Аристотеля о биологии в его учебном заведении, Ликее, в то время как другие относят эту работу к более позднему периоду его жизни. Аристотель был известен тем, что часто пересматривал свои работы, и эта книга, вероятно, многократно пересматривалась перед публикацией.
Книга «О душе» состоит из трёх книг, которые подразделяются на главы. Книга 1 начинается с утверждения Аристотеля о важности этой темы. Он утверждает, что понимание природы души имеет решающее значение для постижения принципов, управляющих всей жизнью. Хотя он признаёт, что эта тема сложна для полного понимания, он утверждает, что её важность делает её достойной изучения.
Основная часть первой книги состоит из попыток Аристотеля определить точные свойства души на основе работ более ранних философов. Аристотель убеждается, что все они согласны с тем, что душа соединена с телом и в этом смысле оживляет тело, то есть даёт ему жизнь, способствуя движению. В отличие от предыдущих философов, Аристотель не считает, что душа занимает физическое пространство внутри тела.
С самого начала трактата «О душе» Аристотель даёт понять, что не считает душу материальной вещью. К концу первой книги Аристотель оспаривает идею о том, что душа – это сумма частей тела, соответствующих элементам огня, воды и воздуха. Вместо этого он утверждает, что душа едина в своей сущности.
Признав существование предыдущих теорий о природе души, Аристотель излагает свои собственные взгляды во второй книге. Он утверждает, что душа является источником всякого движения и сущностью всей жизни на земле. Он рассматривает жизнь с точки зрения роста, утверждая, что душа побуждает все живые существа питаться и размножаться. Он утверждает, что все живые существа, как растения, так и животные, обладают питательной душой и одушевлены ею.
Аристотель отличает животную жизнь от растительной в силу обладания чувством. Все животные обладают чувством, утверждает Аристотель, – способностью, которой лишены растительные организмы. Объекты в природе познаются животными с помощью хотя бы одного из органов чувств. Аристотель анализирует органы чувств и то, как каждый из них позволяет животному воспринимать окружающий мир. Он обнаруживает, что каждое чувство включает в себя получение информации о форме объекта и что каждое чувство коренится в определённом органе. Благодаря использованию этих чувств в сочетании с ощущениями удовольствия и боли Аристотель утверждает, что все животные испытывают желание и даже обладают способностями памяти и воображения.
Книга 3 продолжает обсуждение восприятия чувств и сосредотачивается на рациональной душе, душе, которая существует только у человека. Чтобы правильно понять рациональную душу, Аристотель проводит различие между восприятием и мышлением, утверждая, что в то время как все животные используют свои органы чувств для восприятия окружающего мира, только люди используют суждение для производства рациональной мысли. Аристотель анализирует этот тип мышления как процесс, включающий «потенциальное знание» и «актуальное знание».
Все люди обладают потенциальной возможностью познания, но эта потенциальная возможность должна быть активирована определённым процессом в человеческой душе, когда она воспринимает объект чувства или мысли.
Таким образом, только у людей движение инициируется разумом, а не аппетитами и желаниями. Человеческая душа – это совокупность трёх типов душ: питательной души, общей для растений и животных; разумной (относящейся к органам чувств) души, общей для всех животных; и рациональной души, которой обладает только человек.
- Пушкинский театральный фестиваль открылся спектаклем Игоря Яцко «Рыбак и его душа»
- «Никомахова этика» Аристотеля, краткое содержание
- «Поэтика» Аристотеля, краткое содержание
- «Спасибо за спор: чему Аристотель, Линкольн и Гомер Симпсон могут научить нас об искусстве убеждения» Джея Хайнрихса, краткое содержание
- «О природе вещей» Лукреция, краткое содержание
- «Однажды на реке» Дианы Сеттерфилд, краткое содержание
Комментирование недоступно Почему?