«Письма молодому поэту» Райнера Марии Рильке, краткое содержание читать ~8 мин.
«Письма молодому поэту» – это сборник из 10 писем, написанных австрийским поэтом Райнером Марией Рильке Францу Ксаверу Каппусу с февраля 1903 по декабрь 1908 года.
В предисловии к книге Каппус рассказывает о том, как он начал переписку с Рильке. В то время Каппус был 19-летним студентом австрийского военного училища. Хотя Каппус собирался стать военным офицером, он мечтал стать поэтом. Узнав, что Рильке, которому тогда было 27 лет и который уже был известен как поэт, тоже учился в военной школе, Каппус начал переписку с Рильке, которая продолжалась несколько лет. Каппус сохранил 10 писем и опубликовал сборник в 1929 году, через несколько лет после смерти Рильке, так как считал, что письма дают представление о мировоззрении Рильке.
В первом письме Каппуса к Рильке он отправил Рильке примеры своих стихов, надеясь, что Рильке даст отзыв на стихи и посоветует Каппусу, стоит ли ему продолжать карьеру поэта. Ответ Рильке начинается с того, что «критическое намерение слишком далеко от меня», и что он чувствует, что критическое обсуждение поэзии в конечном итоге невозможно. По мнению Рильке, опыт художественных произведений, таких как стихи, в конечном итоге невыразим, поскольку они являются «таинственными существованиями, жизнь которых, в то время как наша проходит, продолжается».
Хотя Рильке всё ещё предлагает Каппусу некоторые первоначальные суждения о его поэзии, он советует Каппусу перестать искать внешнего подтверждения своей поэзии, вместо этого заглянуть внутрь себя и спросить себя, чувствует ли он сильное желание писать. В конце письма Рильке советует Каппусу сосредоточиться на изучении своей повседневной жизни и опыта, особенно детства, в качестве материала для своих стихов, и что он узнает, предназначен ли он быть поэтом, после «этого погружения в себя и внутреннего одиночества».
Во втором письме Рильке даёт Каппусу ещё несколько советов по развитию его как поэта. Рильке говорит Каппусу, что хотя ирония иногда может быть мощным поэтическим инструментом, он не должен позволять себе «быть управляемым ею». Вместо этого Рильке советует Каппусу «искать глубину вещей» и использовать иронию только в том случае, если она действительно исходит из его внутренней души.
В третьем письме Рильке продолжает утверждать, что любое критическое обсуждение поэзии в конечном счёте бессмысленно, и советует Каппусу не обращаться к литературной критике. Вместо этого Рильке отмечает, что «произведения искусства – это бесконечное одиночество, в котором нет ничего столь недостижимого, как в критике». Поэтому молодой поэт должен полностью обратиться внутрь себя, чтобы достичь своего творческого развития, «позволяя каждому впечатлению и каждому зародышу чувства прийти к завершению полностью в самом себе».
Поэты не могут торопить своё творческое развитие, но вместо этого должны терпеливо позволить своему внутреннему миру медленно развиваться, пока он не достигнет «новой ясности», позволяя поэту создавать великие произведения искусства.
В четвёртом письме Рильке к Каппусу акценты начинают смещаться: Продолжая консультировать Каппуса по вопросам его поэтического развития, Рильке также начинает консультировать Каппуса по более важным вопросам, касающимся жизни в целом. Вместо того чтобы предлагать ответы на вопросы Каппуса, Рильке советует Каппусу принять тот факт, что он молод и находится только в начале своего развития: «Полюбите «сами вопросы», как запертые комнаты и как книги, написанные на очень чужом языке». По мнению Рильке, результатом этого будет то, что Каппус вырастет в личность и отношение к жизни, исходя из собственных желаний и убеждений, а не под «влиянием условностей и обычаев».
Рильке также рассуждает о любви и сексе, утверждая, что «физическое удовольствие» так же важно для художественного творчества, как и любой другой опыт. В ответ на кажущееся беспокойство Каппуса по поводу отсутствия любви Рильке советует Каппусу принять своё одиночество сейчас, а также свои отношения с семьёй и старшими, чтобы подготовиться к будущей любви, «которая хранится для тебя, как наследство».
Пятое письмо кратко описывает нынешнюю жизнь Рильке в Риме, куда он недавно переехал, а затем обещает более длинное письмо Каппусу. В более длинном шестом письме Рильке затрагивает ряд тем, от одиночества, работы и религии. Рильке начинает с того, что предлагает утешение Каппусу, который, очевидно, в предыдущем письме выразил трудности, связанные с чувством одиночества. Рильке признает, что одиночество часто «нелегко переносить». Однако он утверждает, что такие трудности необходимы для роста, и говорит Каппусу, что он должен попытаться «быть одиноким, как был одиноким в детстве». Это детское одиночество позволяет человеку увидеть незнакомый мир и исследовать свои внутренние глубины, что позволит ему открыть для себя чисто уникальный и индивидуальный способ жизни.
Затем Рильке обсуждает карьерные тревоги Каппуса. Хотя Рильке признает, что военная работа Каппуса «тяжела и полна противоречий с самим собой», он также говорит Каппусу, что все профессии будут похожи друг на друга, «полны требований, полны вражды против личности». В конце письма Рильке рассуждает о Боге, утверждая, что людям, возможно, ещё только предстоит испытать Бога: «Почему вы не думаете о (Боге) как о грядущем, неизбежном от вечности, будущем, конечном плоде дерева, листьями которого мы являемся?».
В седьмом письме Рильке развивает свои предыдущие рассуждения об одиночестве и любви. Хотя Каппус продолжает бороться с одиночеством, Рильке говорит Каппусу, что одиночество – важный опыт для Каппуса именно из-за его трудности. Хотя Каппус может захотеть покинуть своё одиночество и испытать любовь, Рильке говорит Каппусу, что любить другого человека «возможно, самая трудная из всех наших задач». Молодые люди часто пытаются испытать любовь в слишком раннем возрасте, до того, как они полностью станут способны по-настоящему любить другого. Вместо того чтобы испытать подлинную любовь, многие молодые люди «бросаются друг на друга», чтобы избежать трудностей одиночества. В результате они ищут «спасения в одной из многочисленных условностей, которые в большом количестве расставлены как общественные убежища на этой опаснейшей дороге», например, в браке. Рильке утверждает, что вместо этого нужно подходить к любви с полным пониманием её трудностей, найти свой собственный способ любить, а не полагаться на общественные представления о том, как должна работать любовь.
В восьмом письме Рильке подробно обсуждает важность печали. По аналогии с его замечаниями об одиночестве, печаль – это ужасная, но необходимая трудность в жизни. Нужно терпеть и позволять себе испытывать печаль, а не подавлять негативную эмоцию и носить её в себе. Он пишет: «(О)наши печали – это моменты напряжения, которые мы находим парализующими, потому что мы больше не слышим, как живут наши удивлённые чувства». Таким образом, грусть – это первоначальная реакция человека на новое знание или новый опыт, способный полностью изменить его мировоззрение.
Большинство людей реагируют на этот опыт трансформации отступлением, стремясь скорее избежать его, чем извлечь из него уроки. Вместо этого необходимо «держаться за трудное, (чтобы) потом то, что сейчас кажется нам самым чуждым, стало тем, чему мы больше всего доверяем и находим самым верным». Рильке описывает печаль как подобие болезни, которую человек должен пережить, чтобы исцелиться и обновиться. В конце письма Каппусу советуют не задумываться о своих печалях, трудностях и ошибках, а принять их как часть общего роста личности.
Девятое письмо короткое, в нём Рильке даёт Каппусу более общие советы в ответ на его вопросы. Рильке говорит Каппусу, что он должен перестать так много сомневаться, а вместо этого «найти в себе достаточно терпения, чтобы выдержать, и достаточно простоты, чтобы поверить». Вместо этого нужно верить, что все в жизни происходит правильно и неуклонно ведёт к истинному исполнению, независимо от того, радостны эти события или болезненны. Рильке также говорит о том, что сомнение, в определённом отношении, может быть важным инструментом для изучения мира. Однако сомнение может стать и властным, настаивая на уродливости всего на свете и всегда стремясь «испортить что-то для тебя».
Десятое и последнее письмо датировано декабрём 1908 года – примерно через четыре года после последнего письма Каппусу. Рильке указывает, что отвечает на письмо, которое ему прислал Каппус и в котором Рильке сообщал о жизни Каппуса за годы, прошедшие с момента их последней переписки. Рильке говорит Каппусу, что часто думал о нем, и сообщает, что надеется, что тот «уверенно и терпеливо позволяет этому возвышенному одиночеству работать над тобой», повторяя его совет из предыдущих писем. В заключение Рильке говорит Каппусу, что искусство – «это всего лишь способ жить», и что его жизнь военного офицера может подготовить его к будущей карьере художника так же хорошо, как и любая другая карьера.
- «Письма из Рифки» Карен Гессе, краткое содержание
- «Письма молодому учителю» Джонатана Козола, краткое содержание
- «Либерти» Кейтлин Гринидж, краткое содержание
- «Письмо моей дочери» Майи Анжелоу, краткое содержание
- «Покер лжецов» Майкла Льюиса, краткое содержание
- «Уроки химии» Бонни Гармус, краткое содержание
- «Секреты лидерства Аттилы Гунна» Уэсса Робертса, краткое содержание
- Краткое содержание рассказа «Гадюка» Алексея Толстого
Комментирование недоступно Почему?