«Письмо великой княгине Кристине» Галилео Галилея, краткое содержание читать ~6 мин.
Учёный Галилео Галилей (1564-1642) написал своё «Письмо великой княгине Кристине» в 1615 году. В нём он объясняет взаимосвязь между двумя пониманиями Вселенной – научным и религиозным – и утверждает, что они совместимы. Галилей утверждает, что наука имеет дело с миром, как мы его наблюдаем, а религия – со священными текстами.
Письмо сохранилось до наших дней как пример того, как можно объединить мировоззрения, которые кажутся несовместимыми. Оно также является важным документом в истории науки. Наблюдения Галилея за Солнцем, Луной и планетами стали основой для развития современной астрономии и после его смерти привели к широкому признанию мнения о том, что Земля вращается вокруг Солнца.
В письме Галилея основное внимание уделяется двум конкурирующим моделям планетарной системы. Птолемеевская модель, названная в честь александрийского математика Птолемея (родился около 100 года н.э.), помещает Землю в центр, а другие небесные тела вращаются вокруг неё. Модель Коперника, названная в честь польского астронома Николая Коперника (1473-1543), помещает Солнце в центр планетарной системы. (Ее называют гелиоцентрической моделью, от древнегреческого слова «гелиос», обозначающего Солнце).
Во время написания Галилеем книги католическая церковь принимала птолемеевскую модель. Астрономические наблюдения Галилея убедили его в правильности модели Коперника. Пропагандировать взгляды, бросающие вызов авторитету церкви, было опасно. В своём письме Галилей пытается защитить свою теорию и одновременно защититься от церкви. В последнем он не преуспел. Инквизиция судила и осудила его за ересь в 1633 году, и остаток жизни он провёл под домашним арестом.
Галилей начинает с осуждения своих критиков, утверждая, что им важнее казаться правильными, чем искать истину. Он не согласен с тем, как его критики используют Библию для обоснования своих утверждений. Они используют библейские аргументы в тех областях, где они не применимы: физические доказательства и факты. Они также неправильно интерпретируют библейские отрывки, прежде всего, воспринимая их буквально, когда они содержат слои метафор. Галилей возвращается к этим идеям на протяжении всего письма.
Галилей также чётко излагает свою позицию во вступительном разделе. Он утверждает, что Солнце находится в центре планетарной системы и что все планеты, включая Землю, вращаются вокруг него. Хотя Галилей упоминает и о других своих открытиях, он сосредоточивается на устройстве Солнечной системы, поскольку именно этот аргумент вызывает сомнения у критиков.
Следующая группа параграфов утверждает, что безответственно толковать Библию буквально. Первая причина заключается в том, что Библия использует метафоры и аллюзии. Галилей говорит, что буквальное прочтение может привести к тому, что люди уловят неправильные и даже еретические смыслы. Он пишет, что при буквальном прочтении “необходимо было бы приписать Богу ноги, руки и глаза, а также телесные и человеческие привязанности, такие как гнев, раскаяние, ненависть, а иногда даже забвение прошлого и незнание грядущего”. Галилей утверждает, что такого рода описания делают Библию доступной для всех людей, даже необразованных. Но их нельзя воспринимать буквально.
Затем Галилей объясняет, что авторитетом в отношении природных явлений должны быть наблюдения и эксперименты, а не Библия. Он старается уточнить, что Библия является высшим авторитетом. Однако, поскольку Библия выражает идеи с помощью метафоры, мы можем использовать наблюдение, чтобы прояснить, что Библия имеет в виду. Библия избегает объяснять своим читателям природу физических явлений.
Галилей ссылается на многих учёных в поддержку своей точки зрения, в первую очередь на святого Августина. Августин говорит, что отвечать на вопросы о форме Вселенной или о том, как она движется, не входит в сферу его компетенции: занятие вопросами о физической природе Вселенной “не согласуется ни с моим досугом, ни с обязанностью тех, кого я хочу наставлять в существенных вопросах, непосредственно способствующих их спасению и благу святой Церкви”. Вопросы Писания и научные вопросы разделены. Галилей цитирует кардинала Барония: “Намерение Святого Духа состоит в том, чтобы научить нас, как попасть на небо, а не как попасть на небо”.
Следующий раздел возвращается к недоброжелателям Галилея. Он фокусируется на различиях между метафорическим и физическим описанием Вселенной, а также между наблюдением и спором. Недоброжелатели Галилея ссылаются на Библию, чтобы опровергнуть его выводы, но он считает, что ссылаться на Библию, как на буквальный текст, безответственно. Он утверждает, что теология является «королевой» (т.е. самой высшей областью изучения) из-за того, о чем она (Слово Божье), а не потому, что она имеет власть над всеми остальными предметами.
Предполагается, что богословы должны обсуждать, что означает Священное Писание. Когда они обращаются к физическим явлениям, они неизбежно приходят к ложным выводам, которые просто подтверждают то, во что они хотят верить.
В следующем разделе обсуждается Библия. Недоброжелатели Галилея утверждают, что поскольку Библия постоянно говорит об одном и том же, то эти вещи должны быть буквально истинными. Галилей атакует это утверждение с нескольких сторон. Сначала он утверждает, что в тех случаях, когда научные данные свидетельствуют о чем-то отличном от того, что говорит Библия, мы обязаны “выяснить истинный смысл Священного Писания в тех отрывках, которые на первый взгляд могут утверждать иное”. Затем он утверждает, что Библия излагает свои идеи таким образом, чтобы каждый человек мог их принять, что означает создание метафор, которые легко понять, даже если они не являются буквальной правдой.
Следующий раздел посвящён людям, которые не понимают аргументацию Галилея и приходят к ошибочным выводам. Галилей не одобряет людей, которые искажают библейские отрывки, чтобы подогнать их под свои аргументы, особенно когда эти аргументы неверны и основаны на неправильном понимании. Он считает, что люди должны позволить доказательствам диктовать то, что они думают, вместо того, чтобы заставлять Библию поддерживать то мнение, которое у них есть.
Часто, говорит Галилей, это вопрос самолюбия: Люди не хотят признавать свою неправоту. Галилей также разъясняет тему, занимающую центральное место в «Письме»: Мы не должны использовать библейские доказательства для понимания Вселенной так же, как мы используем физические доказательства. Физические доказательства приводят к истинам, которые мы можем доказать, а поскольку Библия обязательно истинна (в мировоззрении Галилея), Библия не может противоречить ему. Если мы не видим в Библии научной истины, то это потому, что у нас недостаточное понимание Писания.
Последний раздел письма Галилей посвящает анализу отрывка из Книги Иисуса Навина. Иисус Навин просит Бога заставить солнце остановиться, чтобы дать еврейскому народу больше времени для победы в битве. Галилей хочет показать, что чудо Иисуса Навина согласуется с гелиоцентрическим представлением о Солнечной системе. Галилей объясняет, что Птолемеева система делает чудо Иисуса Навина невозможным. Однако если мы используем систему Коперника, то “у нас есть буквальный, открытый и лёгкий смысл другого утверждения, которое мы читаем в этом же чуде, что солнце стояло неподвижно посреди небес, то есть в центре, где оно и находится”.
В заключение Галилей говорит, что многие богословы будут толковать Библию в соответствии с тем мнением, которого они придерживаются.
Комментирование недоступно Почему?