«Случайная смерть анархиста» Дарио Фо, краткое содержание читать ~4 мин.
Пьеса итальянского драматурга Дарио Фо «Случайная смерть анархиста» основана на реальных событиях, связанных с итальянским железнодорожником и анархистом Джузеппе Пинелли, который погиб при загадочных обстоятельствах, находясь под стражей в полиции в 1969 году. С Пинелли, обвиняемого в печально известном взрыве на площади Фонтана, после его смерти были сняты все обвинения. События, приведшие к смерти Пинелли, так и не были раскрыты, и Фо намерен изобразить беллетризованную версию их последствий через действия интригана, известного только как Маньяк.
Пьеса исследует темы политической коррупции, репрессий, природы правды и иллюзии, классовой борьбы и конфликта между реформаторами и революционерами. «Случайная смерть анархиста» – самая известная и признанная пьеса Фо, которую ставили по всему миру с момента её премьеры в Милане в 1970 году. Она продолжает регулярно ставиться и сегодня, за ней последовало продолжение – «Тук-тук! Кто там? Полиция!»
В начале пьесы «Случайная смерть анархиста» инспектор Франческо Бертоццо допрашивает умного, хитрого мошенника, известного только как Маньяк. Место действия – кабинет Бертоццо на третьем этаже миланского полицейского управления. Маньяк постоянно переигрывает простодушного Бертоццо, и когда инспектор выходит из кабинета, он перехватывает телефонный звонок инспектора Писсани. Из этого звонка он узнает, что в участок приезжает судья, чтобы расследовать недавнюю смерть анархиста, находившегося под стражей в полиции.
Маньяк притворяется коллегой Бертоццо и говорит Писсани, что Бертоццо издевается над ним. Затем Маньяк выдаёт себя за судью Марко Малипьеро, чтобы унизить полицейских, ответственных за якобы случайную смерть. Взяв для маскировки пальто и шляпу Бертоццо, он пускается в погоню за инспектором, но Бертоццо останавливается, когда Писсани ударяет его за нанесённое оскорбление. Маньяк, теперь уже в облике судьи Малипьеро, находит Писсани и его помощника констебля.
Они находятся в комнате, где умер анархист, и Маньяк говорит им, что он судья. Он просит позвать суперинтенданта, который также участвовал в допросе, и требует, чтобы трое мужчин воспроизвели допрос. Они фабрикуют многие события, превращая их в фарс, где трое ведут себя так, будто это была дружеская беседа, а не напряжённый допрос.
Когда разговор заходит о падении анархиста с третьего этажа, констебль утверждает, что схватил анархиста за ботинок, чтобы удержать его от падения. Однако Маньяк отмечает, что свидетели видели, что у анархиста были оба ботинка. Хотя Писсани предполагает, что это могла быть галоша, суперинтендант приходит в ярость, и Писсани срывается, рассказывая, что суперинтендант вытолкнул анархиста из окна. Неожиданно звонит телефон, и Писсани отвечает.
Журналистка по имени Мария Фелетти хочет встретиться с ними, чтобы развеять слухи о допросе и смерти. Опасаясь, что присутствие «судьи Малиперо» сделает их мишенью, полицейские говорят Маньяку пока уйти. Это даёт Маньяку возможность снова замаскироваться, на этот раз под римского криминалиста по имени Капитан Пиччини. Фелетти представляет полицейским улики, которые могут их разоблачить, и в этот момент Маньяк снова входит, переодетый в хорошо одетую одежду, у которой якобы отсутствует рука.
«Пиччини» придумывает историю о том, как мог умереть анархист: полицейский случайно ранил его, анархист подошёл к окну подышать свежим воздухом и был случайно вытолкнут неуклюжими полицейскими. Фелетти настроен скептически, учитывая, что первоначально сообщалось о самоубийстве. Прибывает Бертоццо, который приносит с собой копию бомбы, заложенной во время нападения анархистов. Бертоццо почти узнает Маньяка, но Писсани и суперинтендант разубеждают его. Фелетти начинает разбирать недостатки историй, доказывая, что анархисты в Милане на самом деле фашисты, а не анархисты-революционеры. Бертоццо, увидев его пальто и шляпу, понимает, что Маньяк замаскирован.
Он держит других полицейских и Маньяка на мушке, приказав Фелетти надеть на них наручники. Ему удаётся разоблачить Маньяка, но Маньяк обнаруживает магнитофон, который доказывает, что полицейские лгали, и раскрывает их роль в смерти анархиста. Он срывает с себя маскировку, чтобы показать своё истинное лицо – Пауло Давидовича Гандольфо, также известного как «Прозаический сутенёр Перманентной революции». Он обнаруживает, что муляж бомбы исправен, и устанавливает его на таймер.
Фелетти пытается остановить его от убийства полицейских, называя его экстремистом и маньяком. Он говорит ей, что она может спасти их и посадить его в тюрьму, а может оставить их умирать за их преступления и присоединиться к нему в качестве сообщника. Затем он уходит, чтобы распространить запись.
Пьеса заканчивается, когда Маньяк обращается к зрителям, говоря им, что если Фелетти бросит полицейских, они умрут. Однако если она спасёт их, они возьмут её в плен, потому что она слишком много знает. Дарио Фо был итальянским драматургом, комиком, театральным режиссёром, певцом и политическим активистом. Всю жизнь выступая за левые идеи, он стал лауреатом Нобелевской премии по литературе 1997 года.
За свою почти шестидесятилетнюю карьеру он написал десятки пьес, многие из которых вызывали споры своими комментариями на социальные, политические и религиозные темы. Сегодня он наиболее известен благодаря «Случайной смерти анархиста», одной из пьес, которая была переведена на английский язык и регулярно ставится за пределами его родной Италии.
- «Конец парада» Форда Мэдокса Форда, краткое содержание
- «Эдип в Колоне» Софокла, краткое содержание
- «Царь Эдип» Софокла, краткое содержание
- «Секунду спустя» Уильяма Форстхена, краткое содержание
- «Оригиналы: Как нонконформисты двигают мир» Адам Грант, краткое содержание
- «Орландо Фуриозо» Лудовико Ариосто, краткое содержание
Комментирование недоступно Почему?