«Блюз Сонни» Джеймса Болдуина, краткое содержание читать ~6 мин.
«Блюз Сонни» – короткий рассказ писателя Джеймса Болдуина, который был опубликован в литературном журнале «Partisan Review» в 1957 году. Позже рассказ был включён в сборник рассказов Болдуина 1965 года «Иду на встречу с человеком».
В рассказе описываются отношения между безымянным рассказчиком и его младшим братом Сонни. В рассказе исследуется, как опыт взросления чернокожего в условиях расизма и бедности влияет на психологию человека и его взаимоотношения.
Рассказ начинается с того, что взрослый рассказчик читает о том, как его брат Сонни был арестован полицией «за торговлю и употребление героина». Хотя он отдалился от своего младшего брата, рассказчик сразу же начинает «бояться за Сонни», который «снова стал для него реальным». Рассказчик работает учителем в Гарлеме, но ему трудно сосредоточиться на проблеме Сонни. Ученики рассказчика – школьники, которые напоминают ему Сонни, который был не «намного старше» их, когда впервые попробовал «лошадь», или героин. Чувство ужаса овладевает рассказчиком, когда он задумывается о «темноте жизни (учеников)» – ссылка на бедность и расизм.
Возле своего дома рассказчик встречает друга Сонни, который пришёл рассказать ему об аресте Сонни. Они разговаривают о Сонни, и друг говорит, что чувствует «своего рода ответственность» за арест Сонни, потому что однажды рассказал Сонни о том, как приятно получать кайф. Хотя рассказчик замечает, что «возможно» напишет Сонни, он не будет делать этого «долгое время». Рассказчик получает от Сонни письмо, в котором говорится о том, как благодарен Сонни за то, что наконец-то получил весточку от брата, и о том, что он хотел бы увидеть рассказчика, когда тот выйдет из тюрьмы. Рассказчик и Сонни наконец воссоединяются в Нью-Йорке, где живёт рассказчик; рассказчика «захлёстывают эмоции», когда он задаётся вопросом «о Сонни, о жизни, которой жил Сонни внутри».
Рассказчик забирает Сонни к себе домой, чтобы жить. Когда они едут домой, рассказчик проезжает через Гарлем, где они проезжают мимо жилых домов, похожих на те, в которых они выросли. Рассказчик описывает этот район как «ловушку», где люди становятся «окружёнными бедствием». Он отмечает, что и он, и Сонни «избежали» этой ловушки, но предполагает, что в процессе они были ранены. Дома жена рассказчика Изабель организовала ужин для Сонни. Она располагает Сонни к себе, будучи разговорчивой и приветливой.
Затем рассказчик возвращается в прошлое и вспоминает о своей семье, о детстве своём и Сонни. Их отец, папа, всегда был строг с Сонни, что, по мнению рассказчика, объясняется тем, что «(папа) очень любил Сонни и боялся за него». После смерти отца мать рассказчика, мама, говорит ему, что папа навсегда остался травмирован тем, что стал свидетелем гибели своего брата, когда на него наехала машина, полная белых мужчин. Мама просит рассказчика присматривать за Сонни, говоря ему, что он «должен дать знать (Сонни), что ты «там"».
Рассказчик уходит в армию, но возвращается на похороны мамы. Они с Сонни говорят о планах Сонни стать джазовым музыкантом, что пугает рассказчика, который считает, что это безответственный выбор. По мере того как Сонни и рассказчик ссорятся, рассказчик чувствует отчуждение от Сонни: «У меня вдруг возникло ощущение, что я его совсем не знаю». Хотя Сонни хочет уехать из Гарлема, чтобы продолжить музыкальную карьеру, рассказчик настаивает на том, чтобы он переехал к семье своей жены Изабель и закончил школу, пока рассказчик возвращается в армию. Рассказчик в конце концов убеждает Сонни жить у Изабель, напоминая ему, что у семьи Изабель есть пианино, на котором Сонни может заниматься.
В доме Изабель Сонни играет на пианино, когда у него есть свободное время. Хотя семья Изабель поначалу ценит игру Сонни на пианино, вскоре они устают от постоянного шума, поскольку одержимость Сонни делает его не столько «человеком», сколько «каким-то богом или монстром». Семья Изабель вскоре обнаруживает, что Сонни прогуливает школу, чтобы тусоваться с другими музыкантами в Гринвич-Виллидж, что приводит к конфронтации, которая заканчивается тем, что Сонни уходит из квартиры и поступает на службу в военно-морской флот.
После окончания Второй мировой войны рассказчик изредка встречается с Сонни в Нью-Йорке, но они продолжают все больше отдаляться друг от друга. В конце концов, когда рассказчик приходит к Сонни в его квартиру, происходит ссора, и Сонни обращается со своими друзьями «так, как будто они были его семьёй (а рассказчик таковым не являлся)».
Затем рассказчик обсуждает, когда Сонни был в тюрьме. Хотя Сонни был арестован весной, рассказчик пишет ему только спустя несколько месяцев. Осенью дочь рассказчика Изабель внезапно умирает от полиомиелита после того, как заболела тем, что, по мнению рассказчика и Изабель, «было просто простудой». Убитый горем, рассказчик наконец-то чувствует себя в состоянии написать Сонни: «Моя беда сделала его настоящим».
Затем повествование возвращается в настоящее, чтобы рассказать об отношениях братьев после выхода Сонни из тюрьмы. Хотя Сонни и рассказчик ладят, рассказчик чувствует себя обязанным обыскать комнату Сонни в поисках наркотиков. Когда рассказчик пытается «набраться смелости», он выглядывает из окна гостиной и замирает, увидев группу, проводящую «старомодное собрание возрождения» (37-38). Группа стоит на тротуаре перед рестораном и поёт религиозную песню с таким сильным чувством, что рассказчик становится очарованным. Он замечает, что «музыка, казалось, успокаивала яд из (слушателей)». Вскоре рассказчик замечает, что Сонни тоже наблюдает за танцующими на улице женщинами, и между ними завязывается разговор.
Сонни сообщает рассказчику, что собирается играть на фортепиано в джаз-клубе в Гринвич-Виллидж; он приглашает рассказчика посетить это мероприятие. Затем они обсуждают только что услышанную музыку, при этом Сонни отмечает, что женский голос «на минуту напомнил ему о том, что иногда чувствует героин». Для Сонни это означает чувствовать себя «под контролем», что он часто должен был чувствовать, чтобы играть музыку. Рассказчик отвечает резким и осуждающим тоном, утверждая, что большинство людей просто переносят свои страдания, а не используют наркотики, чтобы справиться с ними. Однако Сонни утверждает, что каждый человек по-своему справляется со страданиями, и намекает, что рассказчик придерживается закрытых взглядов. Тогда рассказчик понимает, что должен выслушать и попытаться сопереживать Сонни, а не выносить суждения. Затем Сонни признается брату, рассказывая о глубинах своей наркотической зависимости: «Я был тем, кого не признавал, не знал, что могу быть».
Рассказ завершается тем, что рассказчик посещает выступление Сонни в джаз-клубе. Рассказчик знакомится с коллегами-музыкантами Сонни, которые относятся к нему с уважением и восхищением. Среди них Креол, который говорит рассказчику: «В твоей семье есть настоящий музыкант». Рассказчик понимает, что он находится «в мире Сонни. Или, скорее, в его королевстве». Он садится за стол и наблюдает за происходящим представлением.
Когда Сонни садится за пианино, толпа разражается аплодисментами. Группа начинает играть, и рассказчик описывает, что Сонни и Креол, играя вместе, словно ведут «диалог». Затем Сонни исполняет соло на фортепиано, и рассказчик описывает, что Сонни «наполняет воздух жизнью, своей жизнью». Несмотря на то, что суровый мир ждёт снаружи, музыка Сонни позволяет рассказчику ненадолго забыть о нём и почувствовать себя свободным, и он начинает плакать.
- «Если Бил-стрит могла бы заговорить» Джеймса Болдуина, краткое содержание
- «Записки родного сына» Джеймса Болдуина, краткое содержание
- «В следующий раз – пожар» Джеймса Болдуина, краткое содержание
- «Иду на встречу с человеком» Джеймса Болдуина, краткое содержание
- «Комната Джованни» Джеймса Болдуина, краткое содержание
- Алек Болдуин обвиняет арт-дилера в мошенничестве
- «Святые у реки» Рона Рэша, краткое содержание
- «Его превосходительство: Джордж Вашингтон» Джозефа Эллиса, краткое содержание
Комментирование недоступно Почему?