«О возвышенном» Лонгина, краткое содержание читать ~3 мин.
«О возвышенном» – это трактат по эстетике и литературной критике, изначально написанный на греческом языке между первым и третьим веками нашей эры. Автор окончательно не известен, но обычно текст приписывают Лонгину.
Лонгин рассматривает идею величия в прозе и поэзии, а также то, как писатели могут достичь этого качества в своём творчестве. Величие, которое он называет возвышенным, – это качество настолько мощное и глубокое, что оно ошеломляет читателя и приводит его в движение, или «выводит его из себя». Лонгин предлагает пять источников, которые могут привести к великому письму: великие мысли, сильные эмоции, благородная дикция, эффективная расстановка слов и фигуры речи. В качестве аргумента Лонгин анализирует примеры как сильного, так и слабого письма из произведений, написанных за предыдущую тысячу лет. Среди многих цитируемых им авторов – Гомер, Платон, Сафо, Аристофан, Демосфен, Цицерон, а также Книга Бытия из еврейской Библии.
Лонгин описывает величие писателя как сочетание врождённого гения и приобретённого мастерства. Великий писатель также должен обладать моральными качествами и демонстрировать их. Одна из теорий о Лонгине гласит, что он мог избегать публикации собственных сочинений, чтобы сохранить свою скромность и нравственное совершенство, и это решение может объяснить неопределённое авторство «О возвышенном».
Книга «О возвышенном» написана в эпистолярной форме (в виде письма), адресованного Постумию Терентиану, культурному римскому другу автора. Лонгин строит своё письмо как ответ на трактат Цецилия Калактского, сицилийского ритора I века. Существует ряд лакун, или пробелов, где части текста были утрачены с течением времени. В некоторых местах эти пробелы ставят под угрозу нашу способность понять точную мысль, которую высказывает Лонгин. Возможно, что «О возвышенном» было частью более крупного произведения о письме, которое теперь утрачено. Учёные считают, что около трети оригинальной работы отсутствует.
Текст «О возвышенном» был скопирован в средневековую рукопись в X веке и приписан «Дионисию или Лонгину». В эпоху Возрождения трактат был напечатан на машинке, что позволило напечатать множество копий и сделать его доступным для чтения широкой публике. После этой вехи работа привлекала все больше внимания с каждым веком. Он стал особенно влиятельным в эпоху романтизма и вдохновил ряд подражаний, таких как работа Эдмунда Бёрка «Философское исследование наших представлений о возвышенном и прекрасном», написанная в 1757 году. Короткий трактат Лонгина повлиял на многие представления об эстетике и писательском искусстве в западной культуре и продолжает вызывать интерес и сегодня.
Лонгин пишет своему другу Постумию Терентиану о принципах великого письма. Самый главный принцип великого писательства заключается в том, что оно «выводит читателя из себя», поражая его силой и эмоциями. Великие писатели должны обладать как природным талантом, так и дисциплинированной подготовкой. Они должны грамотно использовать фигуры речи и риторические приёмы, тщательно и артистично расставлять слова, избегая стилистических излишеств и ложных эмоций. Они должны выражать искреннюю страсть и, тем самым, вызывать те же эмоции у своих читателей.
Литературные правила придают нашему письму структуру и эстетическую красоту. Но хотя правила важны, великий гений может нарушить их, чтобы достичь высшей цели или выразить особенно сильную эмоцию. Подражание великим литературным гениям прошлого, таким как Гомер или Демосфен, – это верный способ для писателя достичь величия.
Прежде всего, великий писатель должен обладать нравственным «высоким умом», который будет сиять и побуждать читателей быть нравственно хорошими. Великий писатель также зависит от социальных рамок, в которых живёт человек. Свобода необходима обществу для развития литературного величия, потому что без неё мы становимся рабами своих страстей и теряем всякое чувство ценности.
Комментирование недоступно Почему?