«Педагогика угнетенных» Пауло Фрейре, краткое содержание читать ~4 мин.
В книге Паоло Фрейре «Педагогика угнетённых» разрабатывается теория образования, отвечающая потребностям бесправных и маргинализированных членов капиталистического общества. Сочетая образовательную и политическую философию, книга предлагает анализ угнетения и теорию освобождения.
Фрейре считает, что традиционное образование служит для поддержания господства сильных мира сего в обществе и тем самым сохраняет социальный, политический и экономический «статус-кво». Чтобы преодолеть угнетение, присущее эксплуататорскому обществу, образование должно быть перестроено таким образом, чтобы вдохновлять и помогать угнетённым в их борьбе за освобождение. Этот новый стиль образования сосредоточен на воспитании сознания, диалоге и сотрудничестве между учителем и учеником в попытке достичь большей гуманизации для всех.
Для Фрейре образование является политическим и направлено либо на сохранение существующего социального порядка, либо на его преобразование. Теории образования и революционного действия, которые он предлагает в «Педагогике угнетённых», адресованы радикальной аудитории, приверженной борьбе за освобождение от угнетения. Свою собственную приверженность этой борьбе Фрейре развивал в течение многих лет преподавания грамотности бразильским и чилийским крестьянам и рабочим. Его усилия по проведению образовательных и политических реформ привели к краткому тюремному заключению, после чего он был изгнан из родной Бразилии на пятнадцать лет.
«Педагогика угнетённых» начинается с предисловия, в котором Фрейре утверждает важность воспитания сознания, или «conscientização», как средства, позволяющего угнетённым признать своё угнетение и приложить усилия для его преодоления, взяв на себя полную ответственность за себя в борьбе за освобождение. Он обращается к «страху свободы», который мешает угнетённым взять на себя эту ответственность. Он также предостерегает от опасностей сектантства, которое может подорвать революционную цель, а также послужить убежищем для убеждённых консерваторов.
Борьба за освобождение – это борьба за возвращение нашей человечности. Объективируя и ослабляя угнетённых, угнетение дегуманизирует как их самих, так и их угнетателя. Обусловленные угнетением недоверием и заниженной самооценкой, угнетённые томятся, погруженные в конкретную реальность своего угнетения, тем самым развивая ложное сознание, которое является политически обездвиживающим.
Фрейре утверждает, однако, что гуманизация – это призвание человека. Мы призваны полностью развить свою человечность, и это подразумевает осуществление свободной воли в создании себя и преобразовании мира посредством нашего труда. Историческая задача угнетённых – освободить себя и своих угнетателей, став субъектами исторического процесса и преодолев социальный институт господства. Педагогика угнетённых, таким образом, направлена на преодоление ложного сознания угнетённых путём проникновения в «культуру молчания», от которой они страдают, и раскрытия структур и причин угнетения.
Фрейре нападает на традиционное образование, которое он называет «банковским» методом. В этой форме образования учитель «вкладывает» информацию в ученика, который служит пассивным вместилищем знаний. Строгая иерархия преобладает между авторитарным учителем, обладающим знаниями, и восприимчивым учеником, которого система образования считает невежественным. Отказывая ученику в творчестве и самостоятельности, этот тип образования служит для лишения прав и возможностей и индоктринации ученика в идеологии доминирующей элиты, адаптируя его к угнетающему социальному порядку.
Проблемно-постановочное образование, напротив, побуждает учащихся думать и сотрудничать с преподавателями в процессе получения знаний. Гуманистическая форма образования опирается на диалог, который требует любви, смирения, веры и надежды и приводит к взаимному доверию педагога и ученика. Эти качества позволяют проблемно-поисковому образованию быть инструментом социальных преобразований. Задача педагога – способствовать развитию критического сознания у угнетённых, концентрируясь на конкретных условиях их существования и ставя их перед учащимися как проблемы. В диалоге учитель и ученики разделяют акт создания знания, в котором каждый учит другого. Этот процесс обучения ведёт к развитию революционного праксиса угнетённых, в котором критическая рефлексия и освободительное действие сотрудничают и влияют друг на друга в освободительной борьбе.
Фрейре приводит пример того, как учителя могут проводить проблемно-поисковое обучение с группой людей. Наблюдая за населением с социологической и антропологической точек зрения, педагоги работают с людьми, чтобы определить «темы», которые отражают условия их существования – их надежды, убеждения, страхи и проблемы. Эти темы повторно представляются группе в кодифицированной форме с использованием фотографий, фильмов, аудиозаписей и других средств, чтобы стимулировать обсуждение их значения. Цель состоит в том, чтобы дать возможность группе обнаружить взаимосвязь этих тем как аспектов более широкой совокупности угнетения и осознать противоречия, лежащие в основе социальной структуры господства.
В заключение Фрейре предлагает теорию революционного действия, которая противостоит культурной тактике угнетателя, направленной на сохранение его господства. Угнетатель пытается доминировать над угнетёнными посредством завоевания, разделения, манипулирования и культурного вторжения. Революционер отвечает на эти «антидиалогические» формы действия «диалогическими» формами: сотрудничеством, объединением, организацией и культурным синтезом, которые отражают единение революционного руководства с угнетёнными в совместной борьбе за освобождение.
- «Пеер Гюнт» Генрика Ибсена, краткое содержание
- «Пик» Роланда Смита, краткое содержание
- «Люди как мы» Дэвида Брукса, краткое содержание
- «Перикл» Уильяма Шекспира, краткое содержание
- «Персеполис 2» Марджан Сатрапи, краткое содержание
- «Люди, которых мы встречаем на отдыхе» Эмили Генри, краткое содержание
- «Персидские письма» Монтескье, краткое содержание
- Краткое содержание рассказа «Гадюка» Алексея Толстого
Комментирование недоступно Почему?