«Пеер Гюнт» Генрика Ибсена, краткое содержание читать ~5 мин.
Генрик Ибсен написал пьесу «Пер Гюнт» летом 1867 года во время путешествия по Италии. Одна из самых ранних пьес Ибсена, она основана на сказке «Пер Гюнт» и отражает влияние только что опубликованных «Норвежских народных сказок» Петера Кристена Асбьёрнсена, а также элементы его собственной семьи и биографии.
Ибсен со временем стал известен как отец реализма благодаря своим более известным произведениям, таким как «Кукольный дом» (1879) и «Хедда Габлер» (1891). Однако в «Пэре Гюнте» элементы фантазии и мифа смешиваются в прото-экзистенциалистский рассказ о поисках человеком самого себя в стиле, который полностью отличается от его более поздних пьес. Ибсен вырос в относительно бедной семье. Он забеременел от горничной, которая материально поддерживала ребёнка, но не принимала участия в его жизни. Он провалил вступительный экзамен, чтобы поступить в университет и стать врачом, и вместо этого написал свою первую пьесу, когда ему было двадцать лет. В возрасте двадцати двух лет Ибсен навсегда оставил своих родителей, став одной из самых влиятельных фигур как в развитии норвежской драматургии, так и в развитии западного театра.
В «Пэре Гюнте» рассказывается история вспыльчивого двадцатилетнего парня с необузданным воображением. Пеер – посмешище в своём родном городке Хагстаде, досада матери и навязчивый лжец, рассказывающий причудливые истории, подозрительно напоминающие норвежский фольклор. Его изгоняют из деревни после того, как он импульсивно сбегает с молодой невестой по имени Ингрид в день её свадьбы. В деревне считают, что он похитил Ингрид.
Пеер выдаёт себя за принца, чтобы соблазнить принцессу троллей в надежде осуществить свою фантазию о собственном королевстве. Когда его разоблачают как мошенника, король троллей приказывает сбросить его со скалы. Пеер спасается, когда Хельга, младшая сестра Сольвейг, звонит в церковные колокола и нечаянно отпугивает троллей. У Пера появляется возможность поселиться в лесу с Сольвейг, которую он любит.
Вскоре Пеер сталкивается с принцессой троллей и их несчастным ребёнком. Пеер решает «обойти» своё затруднительное положение и покидает лес, а также терпеливую Сольвейг, за которой он клянётся вернуться. Он возвращается в город и обнаруживает, что его мать, Эсе, умирает. Она прощает ему все его плохие поступки, такие как побег с Ингрид и борьба с кузнецом Аслаком, после чего предлагает ему все, что у неё есть, а затем умирает. Пеер уезжает до того, как останки его матери были преданы земле, и отправляется в путешествие, чтобы найти себя и своё состояние.
Пеер, теперь уже средних лет и живущий в Марокко, стал «гражданином мира», с высокой целью однажды стать императором мира. Он повторяет, что, заботясь только о себе и никогда не вступая в брак, он сможет достичь того, к чему стремится. Во время своих путешествий он сколачивает небольшое состояние благодаря экспорту товаров, но на берегу его грабят и оставляют ни с чем. Он видит, как взрывается его яхта, узурпированная мнимыми друзьями, и благодарит Бога.
Решив основать своё будущее королевство там, в Марокко, он подвергается ограблению со стороны женщины по имени Анитра и даёт обет отказаться от стремления к богатству, а также от преследования женщин. Сольвейг, тоже средних лет, по-прежнему живёт в лесной хижине, ожидая возвращения Пера. Пеер же решил стать странствующим учёным-историком. В Египте Пеер разгадывает загадку Сфинкса и случайно становится «императором» сумасшедшего дома. После того как двое из его «подданных» покончили с собой, Пеер устраняет себя как «императора самого себя».
Теперь, будучи уже стариком, Пеер находится на корабле у норвежского побережья. Он отказывается давать чаевые команде, утверждая, что его никто не ждёт и поэтому он не будет платить за чужих детей. Корабль проплывает мимо затонувшего судна, и хотя они не могут оказать им помощь, Пеер хочет помочь. И тут он встречает незнакомца, который оказывается ему знакомым. Этот незнакомец, называющий себя «другом», уговаривает Пира найти его труп. Вскоре после этого корабль разбивается о скалы.
Корабельный повар просит Пира спасти его, так как у повара есть дети. Пир замечает, что у него самого ещё нет детей, и повар тонет в воде. Незнакомец возвращается и снова просит Пира принести его труп. Выбравшись на сушу, Пеер решает вернуться в Хагстад. В родном городе он встречает Аслака, оплакивающего свою жену Ингрид, и Мадса Моена, бывшего жениха Ингрид, но никто не узнает Пера. Пеер участвует в аукционе по продаже имущества, предлагая воображаемые вещи. Услышав своё имя, он спрашивает, кто такой Пеер Гюнт. Горожане замечают, что умерший Пеер Гюнт был «безнадёжным случаем. Прядильщик». Когда Пеер находит в лесу свою старую хижину и слышит пение Сольвейг, он понимает, что там находится место, где всегда была его империя.
На протяжении всех своих злоключений Пеер поднимает вопросы о природе самого себя. Театровед Клаус ван ден Берг сформулировал суть пьесы в виде вопроса: “Если ты лжёшь, то настоящий ли ты?” Хотя оригинальный датский текст был написан в стихах, издание серии NHB Drama Classics, вышедшее в 2010 году, переводит пьесу в прозу с элементами поэзии. Эта версия была переведена и представлена шотландским писателем и педагогом Кеннетом Маклишем.
Ибсен написал пьесу как драму в шкафу, и оригинальную версию было практически невозможно поставить. Через десять лет после написания пьеса была переработана для постановки. Но даже после пересмотра фантастические элементы, течение времени в тексте и кинематографический набор декораций представляли серьёзные трудности. В пьесе постоянно меняются стили, смешиваются реализм и фантазия, сон и реальность, символизм и буквализм. С момента создания пьеса была возрождена в нескольких крупных постановках, с различными интерпретациями текста Ибсена, которые отражают вневременность и родственность долгого и извилистого пути Пера.
Комментирование недоступно Почему?