«Персеполис» Марджан Сатрапи, краткое содержание читать ~5 мин.
«Персеполис: История одного детства» Маржан Сатрапи – это графические мемуары о детстве Сатрапи в Тегеране, Иран, до и после революции 1979 года. Первоначально книга была опубликована во Франции под одобрительные отзывы критиков в четырёх томах в 2000-2003 годах, а затем переведена на другие языки.
Названная «Нью-Йорк Таймс» примечательной книгой, а также «Лучшим комиксом года» журнала «Тайм», книга стала бестселлером «Сан-Франциско Кроникл» и «Лос-Анджелес Таймс». Характеризуясь ярко выраженным черно-белым визуальным стилем Сатрапи и причудливыми, округлыми рисунками, изображающими бурные события до и после революции, «Персеполис» и «Персеполис 2» были также превращены в анимационный фильм, получивший признание критиков в 2007 году. Название книги отсылает к древнему персидскому городу Персеполис.
«Персеполис» – это автобиография, а также «билдунгсроман» или повесть о взрослении. Сатрапи начинает свой рассказ с введения, включающего краткую историческую справку об Иране и событиях, приведших к революции. Иран как нация и культурная единица сохраняется, несмотря на столетия внешнего влияния и вторжения, что делает книгу Сатрапи средством помочь сохранить иранскую культуру такой, какой она её знает, несмотря на деспотичный фундаменталистский режим.
История начинается в Тегеране в 1980 году, через год после революции, когда Сатрапи и её сверстниц заставляют носить чадру. Ее совместная двуязычная школа закрылась и открылась вновь, потому что её изначально считали символом капитализма. Она и её семья дезориентированы быстрыми изменениями и ростом исламского экстремизма в Иране и пытаются приспособиться.
Сатрапи рассказывает, что в возрасте шести лет она считала себя пророком, но перестала верить в это, когда началась революция. Она увлекается иконами социалистической революции, такими как Че Гевара и Карл Маркс, и хочет присоединиться к своим родителям, которые ежедневно ходят на демонстрации. Когда Сатрапи подслушивает, что в кинотеатре убивают 400 мирных жителей, она умоляет родителей разрешить ей присоединиться к протестам, но они говорят ей, что это слишком опасно.
Родители Сатрапи – образованные и прогрессивные люди, и они рассказывают ей, что её дед когда-то был иранским принцем. Шах назначил её деда премьер-министром, но в итоге посадил его в тюрьму и подверг пыткам. Когда она узнает, что её деда держали в «водяной камере» по несколько часов в день, она мокнет в ванне столько, сколько может, чтобы лучше понять его участь. Эти семейные истории завораживают Сатрапи, и она становится одержимой желанием задавать вопросы о героях своей семьи.
Отчаянно желая лучше понять, что происходит в её стране и за что выступают её родители, Сатрапи погружается в книги. Несмотря на разницу в социальном классе, Сатрапи дружит со своей служанкой Мехри и помогает ей писать любовные письма соседскому мальчику в обмен на день участия в протестах. Но позже вечером они узнают, что эти протесты закончились резнёй.
По мере эскалации насилия и напряжённости происходят все новые и новые расправы, но при этом освобождаются и политические заключённые. Сатрапи встречает друзей своих родителей, которые были заключены в тюрьму и подвергались пыткам, а также своего дядю Ануша, и все они делятся с ней историями сопротивления. Дядя Ануш рассказывает ей о времени, проведённом в Москве, где он защитил докторскую диссертацию. Затем он внезапно исчезает. Сатрапи узнает, что его посадили в тюрьму за шпионаж. Она навещает его в тюрьме; вскоре после этого его казнят, что становится трагедией, разбивающей сердце Сатрапи.
Семья проводит отпуск в Европе, но перед самым возвращением домой начинается ирано-иракская война. Фундаменталистский режим подавляет «западные» идеи, закрывая школы и университеты, а также заставляя женщин носить чадру. Сатрапи и её семья становятся все более тревожными, что усугубляется, когда на её мать совершается нападение. Дом друга семьи разрушен в результате взрыва, и пока они живут у Сатрапи и её родителей, они слышат, как другие иранцы сплетничают о «беженцах». Мать Сатрапи в отчаянии от того, что иранцы воюют против своих сограждан и смотрят на них свысока.
Несмотря на то, что ей велено не привлекать к себе внимания и не высовываться, Сатрапи и все окружающие находят моменты веселья и радости, играя запрещённую музыку, изготавливая и употребляя запрещённый алкоголь. Но по мере продолжения войны Сатрапи все больше разочаровывается и бунтует. Ее дядя Тахер, здоровье которого ухудшается, не может получить адекватную медицинскую помощь в Иране; отец Сатрапи пытается достать ему нелегальный паспорт, но на человека, который подделает для них паспорт, устраивают облаву, и Тахер умирает.
Через год после смерти Тахера Иран вновь открывает свои границы. Родители Сатрапи уезжают за границу и привозят ей запрещённую западную одежду и музыку, из-за чего у неё начинаются проблемы с законом, и в результате она близко сталкивается со стражами революции. Тегеран становится целью иракских бомбардировок, а дом соседки Сатрапи разрушается, в результате чего погибает жившая там девочка, близкая по возрасту к Сатрапи.
В ужасе от того, что случится с их дочерью, родители Сатрапи отправляют её во французскую школу в Австрии, чтобы обезопасить её. Они говорят ей, что скоро поедут с ней за границу, но она знает, что они ей лгут. Когда они подвозят её в аэропорт, она в последний раз оборачивается, чтобы попрощаться, но обнаруживает, что её мать упала в обморок от разрыва сердца.
Комментирование недоступно Почему?