«Пикник на обочине» Братьев Стругацких, краткое содержание читать ~4 мин.
«Пикник на обочине» (1972) — научно-фантастическая повесть советских писателей Аркадия и Бориса Стругацких. После выхода первого английского перевода в 1977 году произведение было номинировано на премию Джона Кэмпбелла и заняло второе место в категории «Лучший научно-фантастический роман года». Сюжет и концепции книги послужили источником вдохновения для множества адаптаций, самая известная из которых — фильм Андрея Тарковского «Сталкер» (1979).

Сценарий к фильму написали сами братья Стругацкие. Впоследствии картина получила мировое признание, а Британский институт кино включил её в список величайших фильмов всех времён. Повесть имела сложную издательскую судьбу в СССР и впервые была опубликована со значительными цензурными правками.
Концепция и сюжет
За несколько лет до начала событий на Земле произошло «Посещение» — предполагаемый визит инопланетян. Пришельцы не вступали в контакт с человечеством, но оставили после себя шесть «Зон» — аномальных территорий, разбросанных по всему миру. Название повести отражает метафору одного из персонажей: Посещение было похоже на пикник на обочине дороги, где люди (пришельцы) оставили после себя мусор — непонятные и смертельно опасные для «муравьёв» (человечества) предметы.
Зоны наполнены смертоносными ловушками и необъяснимыми явлениями: гравитационными аномалиями, «ведьминым студнем», способным растворять органику, и невидимыми «мясорубками». Внутри также остались загадочные артефакты, обладающие уникальными свойствами. Эти предметы привлекают «сталкеров» — отчаянных людей, которые нелегально проникают в Зоны, чтобы добыть артефакты и продать их на чёрном рынке.
Главный герой книги — Рэдрик Шухарт, молодой лаборант Международного института внеземных культур. Он живёт в вымышленном городе Хармонт, рядом с одной из Зон. Несмотря на официальную работу, Рэдрик является опытным сталкером с тюремным сроком в прошлом. Его деятельность — постоянный риск не только из-за опасностей Зоны, но и из-за преследования со стороны властей.
В начале повести Рэдрик сопровождает своего начальника, учёного Кирилла Панова, в Зону за редким артефактом. Во время вылазки Кирилл случайно касается «серебристой паутинки». Вскоре после возвращения он скоропостижно умирает от сердечного приступа. Потрясённый этим событием, Рэдрик увольняется из института и полностью посвящает себя нелегальному ремеслу сталкера.
Развитие истории
Спустя несколько лет Рэдрик женат на Гуте, у них есть дочь Мария, которую они ласково называют Мартышкой. Дети сталкеров часто рождаются с мутациями. Мартышка — умный и счастливый ребёнок, но её тело покрыто лёгким жёлтым мехом, а глаза необычайно большие и тёмные.
Однажды Рэдрик отправляется в Зону вместе со старым сталкером по прозвищу Стервятник Барбридж за ценным артефактом «пустышкой». Во время похода Барбридж попадает в «ведьмин студень». Рэдрик спасает его, но Стервятник лишается обеих ног. В благодарность за спасение Барбридж раскрывает Рэдрику местоположение Золотого Шара — легендарного артефакта, который, по слухам, исполняет самые сокровенные желания.
После этой вылазки Рэдрик продаёт добычу и вскоре попадает в руки властей. Его снова сажают в тюрьму. Выйдя на свободу, он узнаёт, что состояние его дочери резко ухудшилось: Мартышка практически перестала говорить и утратила человеческие черты. Это толкает Рэдрика на отчаянный шаг: он решает найти Золотой Шар, чтобы вернуть дочери прежний облик.
Путь к Шару преграждает «мясорубка» — смертельная аномалия, которая отключается, поглотив одну жизнь. Рэдрик берёт с собой в Зону Артура, сына Стервятника Барбриджа. Артур — idealistic юноша, который верит, что Зона поможет осчастливить всё человечество. Рэдрик же цинично планирует использовать его в качестве жертвы для «мясорубки».
Добравшись до места, Артур, охваченный порывом, бежит вперёд к Золотому Шару с криком: “СЧАСТЬЕ ДЛЯ ВСЕХ, ДАРОМ, И ПУСТЬ НИКТО НЕ УЙДЁТ ОБИЖЕННЫЙ!”. Невидимая сила убивает его. Оставшись один перед артефактом, Рэдрик пытается сформулировать своё желание о спасении дочери, но вместо этого, после мучительных раздумий, сбивчиво повторяет слова погибшего юноши.
Культурное влияние
Кроме фильма «Сталкер», повесть «Пикник на обочине» оказала значительное влияние на мировую культуру. Концепция Зоны, аномалий и сталкеров легла в основу популярной серии украинских видеоигр S.T.A.L.K.E.R., которая создала собственную вселенную, сохранив мрачную атмосферу и ключевые идеи первоисточника. Образ сталкера как проводника по запретным и опасным территориям прочно вошёл в массовую культуру.
- «Пикник на обочине». Евгений Зуев
- «Улитка на склоне» братьев Стругацких, краткое содержание
- «Трудно быть богом», очень краткое содержание
- Премия имени Стругацких вручена преподавателю физики Роберту Ибатуллину
- «Роб Рой» сэра Вальтера Скотта, краткое содержание
- «Винтовки для Уэти» Гарольда Кита, краткое содержание
Комментирование недоступно Почему?