«Пурпурный гибискус» Чимаманды Нгози Адичи, краткое содержание читать ~4 мин.
Лауреат премии «Наследие Херста-Райта» в 2004 году и премии писателей Содружества в 2005 году, роман Чимаманды Нгози Адичи «Пурпурный гибискус» 2003 года написан на фоне политических потрясений постколониальной Нигерии (1960-е годы), предшествовавших гражданской войне в Нигерии.
Роман разделён на четыре части. Каждый раздел представляет собой определённый момент времени и затрагивает определённый аспект духовности. Большая часть истории рассказана во флешбэках от лица 15-летней Камбили Ачике. Религиозные верования сталкиваются, а политика, социальные потрясения, традиции, романтическая любовь, истина, феминизм, образование и природа играют важную роль в тексте.
Роман начинается с кульминации – жестокой домашней сцены, ставшей результатом многих месяцев разочарований и перемен. Название первой части «Разбивая богов» подразумевает разрушенную духовность, отражённую в разбитых статуэтках мамы (Беатрис Ачике) и ярости, с которой папа (Юджин Ачике) бросает свой миссал, Божье слово, в Джаджа (Чуквука Ачике), сына, отвергающего Бога своего отца.
Взрывное действие, за которым следует тишина, не ново, но Камбили (рассказчик, сестра Джаджи) и Джаджа пережили новые, более свободные миры за пределами этого, поэтому их взгляд на эпизоды насилия изменился. Мама перенесла большие лишения от руки бескомпромиссно жестокого папы, и это будет последняя попытка папы контролировать свою семью во имя своего Бога.
Позже читатель узнает, что убийство постколониальным нигерийским правительством его партнёра и замалчивание его газеты, а также освобождающее влияние Ауни Ифеомы на детей, первая менструация Камбили и рост Джаджи за пределами мира, который папа может ему предоставить, послужили катализатором для этого жесточайшего избиения, которое папа нанесёт и за которое мама убьёт его.
Самая длинная часть книги относится к периоду до инцидента в Вербное воскресенье, когда жизнь семьи полностью контролируется религиозными догматами папы. Хотя их жизнь может показаться дисциплинированной и обыденной, вскоре обнаруживается тёмная правда: папа физически издевается над мамой и детьми за нарушение навязанных им теологических предписаний. Эта нетерпимость распространяется и на папиного отца и никогда не проходит бесследно.
Поворотным пунктом романа становится визит Камбили и Джаджи к тёте Ифеоме и её детям в Нсукку. Они попадают в широко открытый мир, который побуждает их смеяться, говорить за себя и открывать свою собственную личность в уникальном опыте взросления. Именно здесь они встречают отца Амади, священника другого типа, который становится особым другом Камбили и служит примером для подражания всем детям, как и тётя Ифеома. Тётя Ифеома играет ключевую роль, демонстрируя силу через невзгоды, сострадание и чувство радости. Эта часть романа иллюстрирует важность образования, традиций, безусловной любви и принятия.
Адичи подчёркивает многие природные элементы в Нсукке: сад Ифеомы, холм Одим, погодные явления, такие как облака, дождь и солнце, а также многочисленные растения, деревья и цветы. Пересадка Джаджой пурпурного гибискуса из сада Ифеомы в свой собственный доказывает, что он дорожит его уникальностью, красотой и силой.
Второстепенный сюжет, посвящённый внешним правительственным потрясениям, параллелен внутренним семейным конфликтам основного сюжета. Распад нигерийского правительства побуждает Папу опубликовать антивоенную риторику в газете «Стандарт», что приводит к смерти его издателя и разрушению фабрик. Тем не менее, он продолжает сторониться своего отца, Папа-Ннукву, который умирает, и жестоко наказывает маму и детей.
После Вербного воскресенья жизнь тёти Ифеомы и детей резко меняется, когда отца Амади переводят в Германию, а тётю Ифеому увольняют с работы, что приводит к переезду в Америку. Камбили и Жажа проводят время с ними до их отъезда, устраивая пикники на вершине холма Одим и совершая паломничество, чтобы увидеть явление Пресвятой Девы в Аокпе. Камбили говорит отцу, что любит его, но они оба знают, что серьёзные отношения невозможны.
В конце этой части папа внезапно умирает. Вся семья потрясена; Камбили и Жажа немедленно возвращаются домой. Мама говорит больше, чем обычно; вскрытие обнаруживает в теле папы яд, и мама признается, что отравила его чай. Это очень расстраивает Камбили, потому что у неё была особая связь с папой и их «любовные глотки» – так папа называл чаепитие с Камбили. Чтобы защитить маму, Джаджа признается в преступлении и попадает в тюрьму.
Почти три года спустя Камбили стала более лёгким и счастливым человеком, свободно смеющимся. Джаджа ожесточился и стал циничным в тюрьме. Мама стала похожа на себя прежнюю, полая и безответная, и хотя она призналась в убийстве папы, другие ей не верят.
Камбили и мама приносят Жаже в тюрьму важные новости: его скоро освободят в результате смены режима и подкупа Камбили и мамы. Пока они ждут встречи с ним, Камбили думает о письмах, которые она получила от Амаки и Обиоры в Америке, а также от отца Амади, заветного друга, но уже не любовного интереса.
Камбили превратилась в зрелую личность, надеющуюся на будущее и жаждущую испытать остаток жизни. Она, Джаджа и мама вновь побывают в Нсукке, отправятся в Америку и вернутся домой, чтобы посадить деревья и фиолетовый гибискус в почве меняющейся родины, окутанной “другим видом тишины, которая позволяет (Камбили) дышать”, и где “скоро пойдут новые дожди”. В момент катарсиса мама улыбается и наклоняется к дочери, когда очищающий дождь смывает старое, чтобы освободить место для нового.
- «Американа» Чимаманды Нгози Адичи, краткое содержание
- «Половина жёлтого солнца» Чимаманды Нгози Адичи, краткое содержание
- «Царствование дождя» Энн Мартин, краткое содержание
- «Фантазии об изнасиловании» Маргарет Этвуд, краткое содержание
- «Псевдол» Плавта, краткое содержание
- «Протагор» Платона, краткое содержание
- «Поругание Лукреции» Уильяма Шекспира, краткое содержание
- «Рамона-вредительница» Беверли Клири, краткое содержание
Комментирование недоступно Почему?