«Размышления о полевой работе в Марокко» Пола Рабиноу, краткое содержание читать ~4 мин.
Книга «Размышления о полевой работе в Марокко» – это рассказ о первой полевой исследовательской поездке антрополога Пола Рабиноу во время учёбы в аспирантуре. Книга, опубликованная в 1977 году на основе заметок, собранных в горах Среднего Атласа в конце 1960-х годов, представляет собой частично повествование, частично дневник путешествия, частично этнографию и частично философский анализ антропологии как дисциплины.
Рабинов продолжил долгую карьеру профессора антропологии и философии и писателя; эта книга стала первым примером аналитической академической работы, которой он прославился. Книга «Размышления о полевой работе в Марокко» появилась в то время, когда полевая работа как практика не рассматривалась в современных критических рамках, несмотря на то, что она была важнейшим аспектом антропологических исследований с момента зарождения этой дисциплины. Книга поставила под сомнение многие давние правила, касающиеся процесса полевой работы, и идеи Рабиноу были спорными на момент публикации. Хотя с тех пор его философия получила широкое признание в антропологических кругах, вопросы, поднятые в книге, до сих пор являются основным источником дебатов.
Рабиноу строит «Размышления о полевой работе в Марокко» как хронологическую историю, начиная с его отъезда из Чикаго в июне 1968 года и до конца его двухлетнего пребывания в Марокко. Сначала он переезжает в небольшой город Сефру, где встречает своих первых знакомых, в основном людей, рекомендованных его советником по аспирантуре. В городе он начинает ориентироваться в марокканской культуре и языке и завязывать дружеские отношения, которые помогут ему в его «настоящей» полевой работе.
Научная цель полевой работы Рабинова сначала не до конца определена, но в целом он хочет изучить, как древние местные религиозные практики влияют на общество в отдалённых деревнях Среднего Атласа. В итоге он выбирает город Сиди Лахсен Люсси. Здесь находится давняя религиозная святыня и активная оливковая промышленность, поэтому Рабинов считает, что здесь можно найти интересные антропологические факты. Это также родной город его первого главного информатора Али, так что у него есть зацепка, которая поможет получить разрешение на исследование.
Примерно в середине книги Рабинову разрешают войти в деревню. Однако фракция жителей Сиди Лахсен Люсси изначально противится его приезду, и он входит в деревню с чувством тревоги. В конце концов, его принимают, или, по крайней мере, его новизна проходит, и он заводит полезных местных информаторов и получает информацию, которая станет основой для его докторской этнографии под названием «Символическое господство: Культурная форма и исторические изменения в Марокко».
С помощью множества местных жителей в Сефру и Сиди Лахсен Люсси Рабинов изучает общественную динамику Марокко и осознает, насколько она отличается от академической культуры Чикаго даже на самых базовых уровнях. Несмотря на то, что его арабский язык улучшается, во многих ситуациях он чувствует себя неловко. Хотя он уехал в Марокко с интеллектуальным осознанием своей чуждости как западного учёного в неоколониальной мусульманской стране, он начинает понимать, насколько сильно этот статус аутсайдера влияет на его работу.
Марокканские местные жители интерпретируют даже повседневные события совсем не так, как он, заставляя его усомниться в том, что его наблюдения можно рассматривать как антропологические «факты». Кроме того, каждый из его информантов имеет различные мотивы для оказания ему помощи, и даже самая лучшая информация по своей сути субъективна и должна пройти через сложный культурный перевод, чтобы быть переданной точно. Поэтому он утверждает, что информация, собранная в ходе полевых работ, не может быть истинно объективными данными, а значит, антропология не может стать наукой, управляемой данными, и этот недостаток он считает потенциальным крахом данной области.
Рабиноу излагает свою философскую позицию через серию историй, в основном рассказывающих о взаимодействии с информантами. Каждая история освещает одну или несколько основных тем книги, таких как неравенство, присущее отношениям между антропологом и информантом, неизбежность Инаковости, влияние французского колониализма и его последствий на территории, которые он посещает, и работу, которую он может выполнять. Среди второстепенных тем – место женщины в марокканском обществе; Рабинов не решается обратиться к информантам женского пола, опасаясь нарушить гендерные табу, но исследует роль секс-бизнеса в Сефру и пытается узнать о жизни родственниц своих друзей.
Книга «Размышления о полевой работе в Марокко» была переиздана в 2007 году, что привело к возобновлению интереса к ней и пересмотру наследия Рабиноу как антрополога.
- «Котики в Манеже» - современные художники рассказали о жителях кошачьего мира
- «Дом и мир» Рабиндраната Тагора, краткое содержание
- «Ведьма Аката» Ннеди Окорафор, краткое содержание
- «Размышления о революции во Франции» Эдмунда Бёрка, краткое содержание
- «Красный Марс» Кима Стэнли Робинсона, краткое содержание
- «Красная королева» Виктории Авеярд, краткое содержание
Комментирование недоступно Почему?