«Рип Ван Винкль» Вашингтона Ирвинга, краткое содержание читать ~6 мин.
После неудачи в карьере адвоката Вашингтон Ирвинг (1783-1859) обратился к писательству. Дистанцируясь от британской литературы, Ирвинг стремился создать полностью американскую народную сказку для американских читателей, приправленную американской географией, нравами и фольклором.
Его первая попытка, «Рип Ван Винкль», является одним из самых ранних примеров короткого рассказа в западной литературе. Опубликованный в 1819 году в сборнике рассказов Ирвинга «The Sketch Book of Geoffrey Crayon, Gent». (в который также вошёл другой известный рассказ Ирвинга, «Легенда Сонной Лощины»), «Рип Ван Винкль» принёс Ирвингу мгновенный успех в Америке и за рубежом, повысив респектабельность американской литературы во всём мире.
Рассказ открывается эпиграфом из романа сэра Вальтера Скотта «Антиквар» 1816 года. Его автор клянётся царю норвежских богов Водину (то есть Одину) говорить только правду. Джеффри Крейон – главный герой сборника рассказов, чья фамилия является отсылкой к собранным им «наброскам» – представляет историю Рипа Ван Винкля как рассказ, найденный среди бумаг (вымышленного) покойного Дидриха Кникербоккера, историка голландской культуры в Нью-Йорке. Крейон признает, что критики ставят под сомнение точность книг Кникербокера, но утверждает, что обычные люди дорожили его историями.
Мы сразу переходим к рассказу Никербокера о Рипе Ван Винкле. Действие истории происходит в Каатскиллс (современные Катскиллс), горном массиве Аппалачей. В холмах расположена деревня, казалось бы, не тронутая временем, где живут Рип Ван Винкль, его властная жена Дама Ван Винкль и их дети.
Рип – потомок знатного голландского рода, но его мало интересует политика или военная слава. Он добродушный и простой человек, который спасается от домогательств жены тем, что выполняет поручения деревенских женщин и играет с детьми. Большой «ошибкой» Рипа является «непреодолимое отвращение ко всем видам прибыльного труда». Он уклоняется от своих обязанностей на ферме, чтобы ловить рыбу, охотиться или выполнять любую работу: «Одним словом, Рип был готов заниматься любым делом, кроме своего собственного; но что касается выполнения семейного долга и поддержания фермы в порядке, он считал это невозможным». Его ферма страдает, а дети бесчинствуют.
Иногда Рип спасается от ругани жены, посещая местную таверну под вывеской «Король Георг Третий». Там Рип и другие мужчины, например, школьный учитель Деррик Ван Баммел, проводят ленивые послеобеденные часы за сплетнями. Патриарх деревни и владелец таверны, Николас Веддер, проводит там свои заседания, покуривая трубку.
Однажды, в очередной раз изгнанный женой из города, Рип берет ружье и отправляется в лес Каатскиллс, чтобы поохотиться на белок со своим верным псом Вульфом. Он коротает время, любуясь долиной реки Гудзон и исследуя дикую горную местность, но слишком долго засиживается – вскоре он понимает, что не успеет вернуться домой до наступления темноты.
Собираясь возвращаться, он слышит, как человек зовёт его по имени. Он ищет источник голоса, но не видит ничего, кроме вороны, пролетающей над головой. Наконец, мимо него пробирается странный человек в староголландской одежде, который несёт на плечах тяжёлый бочонок. Рип, как и подобает герою, бросается ему на помощь, и двое мужчин молча несут бочонок вверх по сухому оврагу.
Они доходят до амфитеатра, где мужчины играют в кегли – старую разновидность боулинга. Каждый раз, когда шар попадает в кегли, раздаётся звук, похожий на гром. У всех мужчин длинные разноцветные бороды и странные одежды; они напоминают Рипу фигуры на старой фламандской картине. Несмотря на то, что они играют в игру, выражения их лиц суровы. Следуя примеру человека, с которым он пришёл, Рип подаёт мужчинам спиртное из бочонка. Вид напитка кажется ему неотразимым, и вскоре он сам выпивает немного. Будучи «жаждущей от природы душой», он пьёт все больше и больше, пока, наконец, не погружается в глубокий сон.
Рип просыпается необычайно скованным и болезненным. Странные люди исчезли, как и Вульф, а пистолет Рипа по-прежнему лежит рядом с ним, но он заржавел и сломан. Он подозревает, что люди разыграли его, но когда он возвращается в амфитеатр, то обнаруживает непроницаемую каменную стену, как будто её там никогда и не было. Пробираясь обратно по проложенному пути, он обнаруживает, что по сухому руслу, по которому он поднимался всего день назад, течёт река.
Потревоженный, Рип начинает спуск вниз. В деревне все странно одеты. Рип никого не узнает. Жители деревни, похоже, тоже шокированы его появлением – при виде его они поглаживают подбородки, а когда Рип повторяет этот жест, он понимает, что его борода выросла на целый фут. Самое неприятное, что он обнаруживает свой дом пустым и запущенным, хотя Дама Ван Винкль всегда содержала его в порядке. Даже Волк, теперь уже старый и злой, рычит на него.
Тихая маленькая голландская гостиница тоже преобразилась. Теперь он называется «Юнион-отель», и вместо тирана-короля Георга на нём красуется портрет генерала Джорджа Вашингтона. Люди суетятся и спорят о политике – сцена совсем не похожа на те ленивые полдники, которые помнит Рип. Его друзей Веддера и Ван Баммела нигде нет.
Таверные политики все больше подозревают Рипа, интересуясь, «за какую сторону он голосовал». Когда растерявшийся Рип клянётся в верности королю, они обвиняют его в том, что он британский шпион, и допрашивают его о том, кого он знает в деревне. Когда Рип называет имена своих друзей, он узнает, что все они погибли на войне или покинули деревню в поисках лучших возможностей. Когда он заявляет, что он Рип Ван Винкль, жители деревни отвечают, что Рип Ван Винкль находится вон там, и Рип видит молодого человека, очень похожего на него, который бездельничает так же, как и он. Рип начинает сомневаться в своей личности и даже в своём рассудке.
В толпе Рип замечает симпатичную женщину с ребёнком. Он завязывает с ней разговор и узнает, что это его дочь, Джудит Гарденьер. Она рассказывает ему, что его жена Дама Ван Винкль умерла совсем недавно. Старушка наконец узнает в Рипе Рипа Ван Винкля, человека, который исчез 20 лет назад; это подтверждает и самый старый человек в деревне, Питер Вандердонк. Питер рассказывает, что каждые 20 лет Хендрик Хадсон, который первым открыл эту местность, возвращается в Каатскиллс. Это, должно быть, тот человек, с которым столкнулся Рип. Удовлетворённая, толпа расходится, чтобы заняться «более важными заботами выборов».
Став стариком, Рип волен быть таким ленивым, каким захочет. Он живёт со своей дочерью и её мужем и становится деревенским сплетником и рассказчиком.
Ирвинг завершает рассказ примечанием Крейона о том, что история Рипа, вероятно, произошла от германской народной сказки о козопасе Петере Клаусе и спящем императоре гор Киффхаузер Фридрихе Барбароссе. Но последнее слово остаётся за Никербокером, который снова настаивает на правдивости истории Рипа и даже утверждает, что сам встречался с этим человеком.
Некоторые версии «Рипа Ван Винкля» включают постскриптум из бумаг Никербокера, в котором подробно описываются другие мифические события в Кэтскиллз, в том числе призрак местной женщины, управляющей погодой, и Маниту, или злой дух, который ведёт индейских охотников в погоню за дикими гусями.
- «Правила виноделов» Джона Ирвинга, краткое содержание
- «Легенда о Сонной Лощине» Вашингтона Ирвинга, краткое содержание
- «Дьявол и Том Уокер» Вашингтона Ирвинга, краткое содержание
- Посвящение Ирвингу Берлину. 12+
- «Безопасное убежище» Николаса Спаркса, краткое содержание
- «Увы, Вавилон» Пэта Фрэнка, краткое содержание
- «Дорога в Хлифу» Мишель Марино, краткое содержание
- «Правила» Синтии Лорд, краткое содержание
Комментирование недоступно Почему?