«Святая Иоанна» Джорджа Бернарда Шоу, краткое содержание читать ~5 мин.
«Святая Иоанна» – пьеса Джорджа Бернарда Шоу. В ней рассказывается беллетризованная история Жанны д’Арк, знаменитого французского военного деятеля. Впервые пьеса была поставлена в 1923 году и последовала за канонизацией Жанны Римско-католической церковью в 1920 году. Критики считают «Святую Иоанну» праздником жизни Жанны и человека, которым она была на самом деле, хотя в ней есть и трагический элемент.
Шоу был известным ирландским драматургом и политическим активистом. В 1925 году он получил Нобелевскую премию мира по литературе, и его помнят как ведущего драматурга 20-го века. Помимо литературных достижений, Шоу запомнился своими спорными и непопулярными политическими взглядами.
В этой пьесе всего шесть сцен и эпилог и она не имеет типичной трёхактной структуры. Шоу начинает с объяснения того, что, хотя Жанна исповедовала католицизм, на самом деле она была протестантской мученицей, ранней феминисткой и поборницей национализма. Главная причина презрения церкви к Жанне, по мнению Шоу, заключается в том, что она бросила вызов патриархальному обществу и идее, что Бог говорит через мужчин.
Действие «Святой Иоанны» начинается в 1429 году, во французском замке под названием Вокулер. Это холодное и солнечное утро, но Робер де Бодрикур, дворянин, не радуется ему. Он сердится, потому что у него есть ферма, а куры не несут яиц. Тем временем приезжает девушка по имени Жанна (Джоана). Она хочет стать солдатом. Роберт считает это смешным, потому что девушки не созданы для войны.
Жанна говорит Роберту, чтобы он проявил к ней уважение, потому что с ней говорит Бог. Она говорит, что должна увидеть, как Дофина Франции коронуют королём. Она планирует короновать его сама. Роберт опасается за её рассудок и велит ей исчезнуть. Проблема в том, что Жанна уже убедила друга Роберта, Пуленгея, поддержать её. Пуленгей клянётся, что помогает ей не только потому, что она ему нравится. Расстроенный, Роберт соглашается помочь. Он говорит Жанне, что Дофин (наследник престола) отдыхает где-то в секретном месте, и она никогда его не найдёт. Жанна говорит Роберту, чтобы он перестал волноваться, потому что Бог на их стороне. Когда она уходит, слуга Роберта проверяет курятник. Повсюду лежат яйца. Сцена меняется на март 1429 года.
Дофин не в духе. Он слишком много ест и пьёт, он задолжал многим дворянам. Он не хочет участвовать в войнах. Однако приезжает Жанна и говорит ему, что выбора нет. Если он не возьмёт свою корону, то останется без крова и будет унижен. С Богом на его стороне Дофин не может потерпеть неудачу. Все при дворе влюбляются в Жанну и её пыл, включая Дофина.
Жанна планирует помочь Дюнуа, наследнику Орлеана, отвоевать город у англичан. Когда французы отвоюют Орлеан, Дофин сможет получить свою коронацию. Дюнуа беспокоится о Жанне. Он считает, что до сих пор она преуспевала только благодаря удаче. Бог не с ней. Однажды удача должна закончиться.
Жанна считает, что Дюнуа безнадёжен, и она сама возьмёт Орлеан, если он не поможет ей. Жанна и Дюнуа захватывают Орлеан. Духовенство беспокоится, что это означает для Римско-католической церкви. Если народ поверит, что Бог говорит через женщину, то весь папский орден потеряет свою силу. Более того, она продвигает идею, что короли отвечают только перед Богом. Церковь не имеет власти над монархами. Естественно, Церковь не может допустить ничего подобного. Церковь правит Европой.
Национализм категорически не поощряется, потому что никто не должен иметь власть над Церковью. К несчастью для Церкви, Жанна привлекает французских националистов. Высшее духовенство сговаривается и планирует казнить её как ведьму.
Тем временем Жанна видит, как Дофин коронуется в Реймсском соборе. Теперь он официально является королём Франции Карлом VII. Хотя король Карл боготворит Жанну, возникают проблемы, когда он решает заключить мирный договор с оккупированным англичанами Парижем. Жанна хочет вернуть Париж, но король не желает дальнейшего кровопролития.
Жанна настаивает на нападении на Париж. Король предостерегает её от этого. Архиепископ видит возможность в хаосе. Он оказывает королю папскую поддержку и ругает Жанну за гордыню. Гордость – смертный грех, и она погубит Францию, если не прекратит борьбу. Жанна по-прежнему утверждает, что Бог говорит через неё и хочет, чтобы она захватила Париж. В отчаянии король соглашается на её заточение. Сейчас май 1431 года.
Церковь должна решить, казнить ли Жанну или оставить её в заточении навсегда. Жанна считает, что все они еретики, потому что, если они говорят против неё, они говорят против Бога. Церковь соглашается на её пытки. Разбитая и несчастная, Жанна говорит всем, что она все это выдумала. Бог не говорит с ней. Удовлетворённая, церковь не казнит Жанну. Она спрашивает, когда её отпустят, но они планируют держать её взаперти неопределённое время.
Теперь Жанна видит, что её уловка не сработала. Она отрекается от всего своего исповедания и просит Церковь казнить её. Церковь сжигает её на костре. Только после её смерти дворяне и священники одумываются и задаются вопросом, не говорил ли через неё Бог…
- «Пигмалион» Джорджа Бернарда Шоу, краткое содержание
- «Человек и сверхчеловек» Джорджа Бернарда Шоу, краткое содержание
- «Цезарь и Клеопатра» Джорджа Бернарда Шоу, краткое содержание
- «Тень и кость» Ли Бардуго, краткое содержание
- «Спящая красавица» Шарля Перро, краткое содержание
- «Вернуть отправителю» Джулии Альварес, краткое содержание
- «Улыбка» Райны Тельгемейер, краткое содержание
- «Осколки стекла» Гейл Джайлс, краткое содержание
Комментирование недоступно Почему?