«Человек-слон» Бернарда Померанса, краткое содержание читать ~8 мин.
Одноактная пьеса американского драматурга Бернарда Померанса «The Elephant Man» была впервые поставлена в Лондоне в театре Хэмпстед в 1977 году. В 1979 году пьеса была привезена в Нью-Йорк и шла на Бродвее, а через три месяца была поставлена на Бродвее, где успешно шла в течение двух лет. После дебюта на Бродвее пьеса получила множество наград, включая премию Нью-Йоркского кружка драматических критиков за лучшую пьесу, премию Drama Desk за выдающуюся новую пьесу и премию «Тони» за лучшую пьесу. Популярная экранизация (1980), снятая Дэвидом Линчем, с Джоном Хертом (Меррик), Энтони Хопкинсом (Тревес) и Энн Бэнкрофт (миссис Кендал), получила несколько премий Британской и Американской академий. Пьеса также была адаптирована для телевидения (1982) и радио (1988), и имела два заметных бродвейских возрождения. В возрождении 2002 года снялись Билли Крудап (Меррик), Руперт Грейвс (Тревес) и Кейт Бёртон (миссис Кендал), а в возрождении 2014 года – Брэдли Купер (Меррик), Патриция Кларксон (миссис Кендал) и Алессандро Нивола (Тревес).
Пьеса основана на реальной истории Джозефа Меррика (в пьесе он переименован в Джона, если не считать кивка на настоящее имя Меррика в последней сцене), взятой из подробностей, записанных в книге Фредерика Тревеса «Человек-слон и другие воспоминания» (1923).
Состояние Меррика начало проявляться, когда ему было пять лет, начиная с участков грубой, серой, похожей на слоновью кожи, которые, по мнению его семьи, были вызваны испугом его матери от встречи с цирковым слоном во время её беременности. По мере взросления его состояние значительно прогрессировало, перерастая в обширную болезнь, включающую видимые опухоли по всему телу. Кроме того, в детстве он получил травму бедра в результате несчастного случая, что привело к инфекции и постоянной инвалидности.
Вопреки повествованию в пьесе, у Меррика было относительно обычное детство, он посещал школу и жил с родителями и братьями и сёстрами. Но когда Меррику было 11 лет, его мать умерла. Его домашняя жизнь изменилась, когда отец и новая мачеха начали жестоко обращаться с ним.
В 13 лет Меррик бросил школу, чтобы найти работу, но усиливающаяся слабость, вызванная его болезнью, повлияла на его способность работать. Его речь становилось трудно понять, и люди часто пугались его. В 15 лет он сбежал из дома, где его все чаще оскорбляли, и некоторое время жил у дяди, а в 17 лет попал в работный дом. Жизнь в рабочем доме была жалкой, но у Меррика не было выбора.
В 1884 году, в возрасте 22 лет, Меррик решил, что его внешность может стать его билетом из работного дома. Вместе с бизнесменом Сэмом Торром он создал выставку «Человек-слон», рекламируемую как получеловек, полуслон, напротив Лондонской больницы. Он вызвал большой интерес со стороны медицинского и научного сообщества, включая доктора Фредерика Тревеса. Меррик позволил осмотреть себя один раз, но воспротивился повторному осмотру, потому что этот опыт заставил его почувствовать себя «животным на рынке скота». Но после того, как Меррик был ограблен и брошен своим менеджером в Бельгии, он позволил доктору Тревесу спасти его от разъярённой толпы на вокзале и доставить в больницу. Не имея больше возможности заботиться о себе, Меррик оставался там до самой смерти в возрасте 27 лет.
Жизнь Меррика в викторианской Англии была бесконечной выставкой в обществе, которое стремилось посетить «шоу уродов» и не чувствовало укоров невежливости или жестокости за то, что они смотрят на людей с ограниченными возможностями. Даже после его смерти гипсовые слепки его тела вместе со скелетом были выставлены в больнице. Фильм «Человек-слон» рассказывает о человечности Меррика и его стремлении определить себя как человека в обществе после того, как он провёл большую часть своей жизни в качестве изгоя.
Состояние здоровья Джозефа Меррика оставалось загадкой на протяжении всей его жизни, хотя его выставочный псевдоним часто вводил некоторых в заблуждение, полагая, что его заболевание было слономанией. Но исследователи после его смерти считают, что у Меррика был синдром Протея, крайне редкое и заметно бросающееся в глаза заболевание. Но, несмотря на яркие физические описания Меррика в пьесе, Померанс уточняет, что актёр, играющий роль, не должен пытаться имитировать искажённую речь Меррика или использовать грим и протезы для создания натуралистичного представления его состояния, которое Померанс считает отвлекающим и контрпродуктивным. Этот выбор – один из многих элементов пьесы, указывающих на влияние драматурга и театрального художника Бертольта Брехта.
Доктор Фредерик Тревес поступает на работу в Лондонскую больницу в качестве хирурга и преподавателя анатомии, и его приветствует администратор больницы Карр Гомм. Недалеко от больницы Тревес находит выставку «шоу уродов», которой руководит человек по имени Росс и в которой участвует Джон Меррик, названный Человеком-слоном. Очарованный, Тревес хочет взять Меррика в больницу для осмотра и платит Россу за эту привилегию. После презентации, подробно описывающей состояние Меррика, один из посетителей считает выставку непристойной и вызывает полицию. Росса и Меррика избивают и прогоняют из города, поэтому они бегут на ярмарку в Бельгию, где проходит «шоу уродов», где они находят трёх микроцефальных женщин («Пинхеды»).
Росс надеется продолжить выставку «Человека-слона». Но полиция проявляет дискриминацию по отношению к Меррику и не разрешает ему выступать, избивая его, так как считает, что ему лучше умереть. Росс решает расстаться с Мерриком, украв его сбережения и не оставив ему ничего, кроме денег на поезд до Англии. В Лондоне полицейский и кондуктор защищают Меррика от разъярённой толпы. Они не могут понять его речь, но находят визитную карточку Тревеса. Тревес приезжает и забирает Меррика в лондонскую больницу.
Тревес пытается нанять медсестру в качестве сиделки для Меррика, но кандидаты убегают при виде Меррика. Приезжает епископ Уолшем Хау из церкви и с приятным удивлением обнаруживает, что Меррик получил некоторое религиозное образование. Епископ надеется на его духовное воспитание.
Входит Гомм и объявляет, что письмо, которое они напечатали в газете о Меррике, вызвало прилив пожертвований – их хватит, чтобы содержать Меррика до конца его жизни. Тревес подчёркивает, что Меррик будет жить максимально типичной жизнью и будет окружён людьми, которые будут относиться к нему гуманно. Два сотрудника больницы пойманы за подглядыванием, и Гомм увольняет их, хотя Меррик беспокоится об одном из мужчин, который сказал, что работа ему нужна, чтобы заботиться о своей семье.
Тревес приглашает миссис Кендал навестить Меррика, потому что Меррику нужна возможность общаться с женщинами, а миссис Кендал, будучи актрисой, умеет маскировать свои эмоции. Меррик делает наброски церкви Святого Филиппа, и после приятной беседы она пожимает ему руку, а он плачет, так как никогда раньше не пожимал руку женщине. Меррик и миссис Кендал становятся друзьями, и она приводит других членов высшего общества, чтобы познакомиться с ним. Меррик начинает строить модель церкви. Каждый из его новых друзей смотрит на Меррика и видит в нём себя. Но Тревес обнаруживает, что состояние Меррика ухудшается.
Меррик говорит миссис Кендал, что хочет завести любовницу, как другие мужчины. Хотя миссис Кендал соглашается, что он вряд ли найдёт желающую женщину, она раздевается, чтобы он мог впервые увидеть обнажённую женщину. Но Тревес застаёт их и, потрясённый, заставляет её уйти. Росс приходит навестить Меррика, умоляя его вернуться к своему «фрик-акту», на этот раз взимая плату с элитных гостей, посещающих Меррика, за их время. Меррик, начинающий чувствовать себя мужчиной, отказывается.
Меррик рассказывает Тревесу о нелогичной морали, которая заставила его расстроиться из-за раздевания миссис Кендал, и Тревес соглашается пригласить её обратно. Но самому себе Тревес признается, что не хочет, чтобы она вернулась и увидела смерть Меррика. Тревесу снится сон, в котором он – экспонат, Меррик – врач, показывающий его, а Гомм – его менеджер. Сообщив Гомму, что Меррик умирает, Тревес выражает недовольство тем, что чем больше Меррик чувствует себя комфортно в обществе, тем больше меняется его тело.
Тревес возмущает епископа Хау, утверждая, что у Меррика нет веры – он лишь подражает епископу, чтобы сделать его счастливым. Затем Тревес выходит из себя, и епископ утешает его. Меррик заканчивает свою церковную модель и ложится в постель. Размер его головы требует, чтобы во время сна он оставался в сидячем положении. Но Меррик воображает, что видит трёх микроцефальных женщин из Бельгии. Они растягивают его на кровати, и он умирает от удушья. Гомм пишет письмо в газету о покровителях Меррика и читает его Тревесу. Гомм просит высказаться, но Тревес слишком расстроен, чтобы сформулировать свои мысли, и уходит. Гомм дочитывает письмо, и Тревес возвращается, решив что-то добавить. Но Гомм сообщает ему, что уже слишком поздно.
- «Необыкновенная жизнь Сэма Хелла» Роберта Дугони, краткое содержание
- «Королева фей» Эдмунда Спенсера, краткое содержание
- «Изгнанники» Кристины Бейкер Клайн, краткое содержание
- «Око мира» Роберта Джордана, краткое содержание
- «Экзорцист» Уильяма Питера Блэтти, краткое содержание
- «Конец романа» Грэма Грина, краткое содержание
- «Бесконечная степь» Эстер Хаутциг, краткое содержание
- Краткое содержание рассказа «Гадюка» Алексея Толстого
Комментирование недоступно Почему?