«Экклезиаст» Аристофана, краткое содержание читать ~5 мин.
Комедия «Экклезиаст», написана в 391 году до нашей эры классическим греческим драматургом Аристофаном. Пьеса представляет собой гипотетический захват власти, в ходе которого женщины Афин свергают своих лидеров и проводят коммунистическую реформу, запрещая частное богатство и требуя равенства полов, стариков и тех, кто считается непривлекательным. В «Экклезиасте» используется сексуальный юмор и абсурдная логика для критики афинского правительства времён Аристофана.
Пьеса начинается с того, что афинская женщина по имени Праксагора выходит из дома на улицу перед самым рассветом. Одетая в бороду и мужскую одежду, она опирается на трость и держит в руках зажжённый фонарь. На сцену в процессии выходит хор афинских женщин, одетых аналогичным образом. Чтобы выглядеть более мужественными, женщины загорели и перестали брить волосы на теле. Праксагора укоряет одну из участниц хора за то, что она принесла корзину с пряжей, утверждая, что это испортит их прикрытие.
Пока напряжение нарастает, женщины тренируются выступать перед афинским собранием как мужчины, совершая ошибки, например, клянутся богами-женщинами Персефоной и Деметрой, а не мужчинами, такими как Аполлон. Они также жалуются на неудобную одежду и жажду.
Праксагора решает, что только она может выступать перед собранием как мужчина. Она готовит речь, в которой порицает коррумпированность афинских лидеров, заявляя, что они эгоистичны и антинациональны, поскольку используют свою власть для развязывания войн и роскошного обогащения. Она требует, чтобы мужчины-руководители передали контроль над правительством женщинам, которые доказали, что являются хозяевами в домашнем хозяйстве. Она утверждает, что женщины также превосходят мужчин по своей сути: они более трудолюбивы, более преданы стабильности и традициям и менее склонны к бесполезным занятиям. Она заключает, что правительство, возглавляемое женщинами, не только лучше защитит солдат, но и позаботится об их насущных потребностях, таких как достаточное питание и зарплата. Хор впечатлён Прексагорой и планирует, как выдать себя за законных членов партии избирателей во время собрания на рассвете.
Они отправляются на собрание, чтобы получить бесплатную еду и зарплату. Блеприрус, муж Праксагоры, выходит из дома в пижаме и тапочках Праксагоры. Старик, он страдает запорами и не может найти в темноте собственную одежду. Он сидит на корточках на улице, пытаясь облегчиться, когда появляется сосед, и оба понимают, что их жены ушли с их одеждой.
Мужчина по имени Хремес возвращается с собрания и встречает их. Он объясняет, что вернулся домой голодным и неоплаченным из-за необычного количества бледных сапожников, под которыми он подразумевает переодетых женщин. Он вспоминает собрание, где Праксагора произнесла убедительную речь, в которой утверждала, что женщины лучше скрывают секреты, возвращают одолженные вещи, сдерживают себя от того, чтобы подать в суд или подслушать людей, или попытаться свергнуть афинскую демократию. Блепир соглашается со всеми этими пунктами.
Мужчины соглашаются, что спать приятно, но сетуют, что теперь им придётся заниматься сексом, чтобы получить завтрак. Хор снова выходит на улицу. Все ещё переодетые, они пытаются незаметно вернуться с собрания и заменить одежду своих мужей. Блепир решил, что Праксагора ушла, чтобы изменить ему, но застаёт её за заменой его плаща. Она говорит, что помогала роженице и ей нужен был дополнительный слой для тепла. Блепир рассказывает ей об утреннем голосовании на собрании, и она притворно удивляется, но затем утверждает, что это мудрое решение.
Затем Праксагора рассказывает о множестве новых законов, которые вводятся в Афинах. Среди них – запрет на частное богатство, равная оплата труда для обоих полов и минимально необходимый уровень жизни. Она также утверждает, что люди больше не будут нуждаться в личном богатстве благодаря общему фонду, и что мужчины и женщины теперь могут заниматься сексом с кем хотят, при условии, что сначала они будут ухаживать за самыми уродливыми членами общества. Дети будут воспитываться в общине и никогда не будут знать своих отцов. Она перечисляет ещё несколько квазикоммунистических законов из решения собрания, некоторые из которых противоречат, казалось бы, альтруистическим настроениям, например, запрет рабам спать со свободными мужчинами.
В следующей сцене сосед Блепируса складывает своё имущество перед домом, чтобы отдать его в общий фонд.Входит персонаж по имени Эгоист и укоряет его за то, что он подчинился новым законам. Он считает, что указ не пройдёт, и заявляет, что подчинится ему только в том случае, если все остальные сделают это первыми. Входит Городской Вестник и объявляет о пышном празднике для города. Эгоист намерен пойти на него, но его сосед утверждает, что он не имеет права участвовать в празднике, так как отказался пожертвовать в общий фонд, из которого финансируется мероприятие.
В следующей сцене молодая женщина, ожидающая прихода своего возлюбленного Эпигена, сталкивается со старухой, которая ищет себе пару. Они начинают оскорблять друг друга и удаляются в свои дома, как раз когда Эпиген входит, жалуясь на предписания новых законов о сексе. Он и молодая женщина заявляют о своём желании друг друга, но старуха прерывает их, ссылаясь на закон, согласно которому приоритет отдаётся сексу с пожилыми людьми.
Пока они ссорятся, входят ещё две старухи и уводят Эпигена, несмотря на его протесты.В финальной сцене опьяневшая служанка входит в дом, бредя о новой правовой системе. По просьбе Праксагоры она разыскивает Блепируса, чтобы пригласить его на ужин. Блепир переходит к двум девушкам. Все идут на пир, и хор поёт хвалу.
Сатирически изображая нелогичные патриархальные силы, управляющие афинским обществом, «Экклезиасы» представляют альтернативное правительство, возглавляемое женщинами, и некоторые улучшения, которые могли бы произойти в результате этого. Тем не менее, система остаётся хаотичной и в конечном итоге не дотягивает до утопии.
Пьеса Аристофана доказывает, что борьба за власть возникает и преобладает в любом обществе, несмотря на то, насколько идеалистичным оно пытается быть. Тем не менее, пьеса в конечном итоге выступает за законы, написанные с учётом равных прав для всех в качестве основной цели, предполагая, что они будут способствовать прогрессу в достижении социального равенства и счастья граждан…
- «Облака» Аристофана, краткое содержание
- «Ахарняне» Аристофана, краткое содержание
- Столичный Театр сатиры готовит к юбилею обозрение «Грустно, но смешно»
- Чехов и Аристофан в спектакле «Небесные странники» на сцене театра «Ленком»
- «Убийства в кукольном доме» Бетти Рен Райт, краткое содержание
- «Канувшие и спасённые» Примо Леви, краткое содержание
- «Сухая трава августа» Анны Джин Мэйхью, краткое содержание
- «Змей в Эссексе» Сары Перри, краткое содержание
Комментирование недоступно Почему?