«Иисус и лишённые наследства» Говарда Турмана, краткое содержание читать ~3 мин.
Книга «Иисус и лишённые наследства» была написана Говардом Турманом и опубликована в 1949 году. Турман выступал по теме книги в различных университетах и на христианских конференциях на протяжении 1930-х и 1940-х годов. Основой для книги «Иисус и лишённые наследства» послужил цикл лекций, прочитанных им в 1948 году в Мемориале Мэри Л. Смит в колледже Самуэля Хьюстона в Остине, штат Техас.
Говард Турман был заметным религиозным деятелем во время движений за социальную справедливость начала 20 века, а также педагогом, философом и писателем. Он был известен как наставник Мартина Лютера Кинга-младшего, а Кинг цитировал книгу «Иисус и лишённые наследства» как текст, оказавший глубокое влияние на его работу.
В пяти главах – «Иисус, интерпретация», «Страх», «Обман», «Ненависть» и «Любовь» – Говард Турман излагает типологию проблем и явлений (указанных в названиях глав), определяющих жизнь угнетённых групп населения, которых он называет «лишёнными наследства». Он приводит доводы в пользу христианства как авторитетной и полезной идеологии перед лицом угнетения и аргументирует интерпретацию морального учения Иисуса как политически актуального и сосредоточенного на «этике любви».
В первой главе, «Иисус-интерпретация», Турман признает неудачи современной христианской церкви в решении проблем обездоленных, особенно афроамериканцев. Он предлагает, используя ряд личных, библейских и исторических примеров, защиту Иисуса как защитника бедных. Иисус был евреем, жившим на оккупированной римлянами территории, и прекрасно понимал масштабы римского угнетения. Он учил милосердию, любви и прощению и проповедовал веру в Бога над государством. Турман противопоставляет радикальное послание Иисуса и сдержанные слова апостола Павла, чей статус римского гражданина позволял ему более благосклонно относиться к власти.
Страх – постоянный психологический симптом среди лишённых наследства. Он является продуктом насилия и нависшей угрозы насилия со стороны угнетателя и наносит значительный удар по психике как отдельного человека, так и всего общества. Страх овеществляется и передаётся детям, лишая их детской невинности и создавая цикл вреда и тревоги. Турман утверждает, что христианская вера в то, что люди являются детьми Бога, может укрепить чувство собственного достоинства и выступить в качестве оплота против страха. Вера может преодолеть страх, и поэтому она является особенно полезным инструментом для лишённых наследства.
В главе об обмане Турман объясняет, как слабые научились обманывать сильных, чтобы выжить. Он рассматривает моральные элементы этого явления и придаёт значение тому факту, что обман часто кажется единственным выходом, когда «выбор, казалось бы, – гетто или самоубийство». Однако Турман утверждает, что обман в конечном итоге разъедает душу, а искренность как радикально лучше соответствует Божьим желаниям, так и более вероятна для достижения социального равенства в долгосрочной перспективе.
Ненависть, по мнению Турмана, возникает в ситуациях, «когда есть контакт без общения». Сильные ненавидят и поэтому преследуют слабых, а слабые ненавидят сильных за их несправедливые действия. И снова Турман понимает притягательность ненависти. Кажется, что она служит генеративной силой для лишённых наследства и позволяет обрести отсутствующее в иных случаях чувство решимости.
Ненависть, однако, не делает различий и в конечном итоге уничтожает все стороны. Поэтому Турман выступает за практику, применение и конечную победу любви над ненавистью. Он представляет жизнь и учение Иисуса как пример любви и прощения врага. Любовь требует ситуаций, в которых можно признать взаимную человечность и отбросить социальный контекст. Турман осуждает сегрегацию из-за присущего ей неравенства, но также и потому, что она исключает такие очеловечивающие ситуации. В заключение
Турман призывает к дисциплинированной практике любви и прощения со стороны лишённых наследства, потому что это приведёт к спасению в глазах Бога и предлагает долгосрочную жизнеспособность в качестве стратегии освобождения.
Комментирование недоступно Почему?