«Институт» Стивена Кинга, краткое содержание читать ~6 мин.
Роман «Институт» (2019), высоко оценённый критиками, является 61-м романом Стивена Кинга (Stephen Edwin King), автора более двухсот произведений. Хотя Кинг известен прежде всего как мастер хоррора и один из самых популярных писателей современности, он работает во многих жанрах, включая фэнтези, детектив и научную фантастику, часто стирая границы между ними. «Институт» — это скорее научно-фантастический триллер, чем ужас, имеющий общие сюжетные линии и темы с ранними работами Кинга, такими как «Воспламеняющая взглядом» и «Оно».
В отличие от многих других произведений писателя, зло в «Институте» носит не сверхъестественный, а системный, бюрократический характер. Организация, похищающая детей, действует methodicalчно и безлично, что делает её жестокость ещё более пугающей. В центре сюжета — 12-летний Люк Эллис, одарённый паранормальными способностями мальчик, которого похищает одноимённый Институт. Вместе с другими детьми-пленниками он пытается совершить побег.
За своё творчество Стивен Кинг получил более 30 наград, включая премию «Локус» за «Институт» в 2020 году. Его романы и рассказы легли в основу десятков фильмов и телесериалов. Экранизация «Института» в формате мини-сериала находится в разработке.
Краткое содержание
Бывший полицейский Тим Джеймисон едет из Сарасоты, штат Флорида, в Нью-Йорк. Поддавшись внезапному порыву, он сдаёт билет на самолёт и решает добираться автостопом. Череда импульсивных решений приводит его в маленький город Дюпрей в Южной Каролине. Проходя мимо офиса шерифа, он замечает объявление о поиске на должность «ночного стукача» — местного патрульного. Повинуясь очередному импульсу, Тим соглашается на эту работу. Вскоре к нему за помощью обращается мальчик по имени Люк Эллис.
Двенадцатилетний Люк Эллис — настоящий вундеркинд. Он только что сдал экзамены SAT и готовится осенью поступать сразу в два университета: Массачусетский технологический институт и Колледж Эмерсона. Кроме прочего, он обладает незначительными способностями к телекинезу. Однажды ночью он засыпает в своей постели, а просыпается в комнате, которая является точной копией его спальни, но без окна.
Выйдя из комнаты, Люк оказывается в общем коридоre, где встречает девушку. Она представляется Калишей Бенсон и объясняет, что обладает даром телепатии. Калиша рассказывает Люку, что его похитили и доставили в Институт — тайную организацию, которая собирает детей с паранормальными способностями. Она знакомит его с экономкой Морин и тремя другими пленниками, живущими в «Передней половине»: Ники, Айрис и Джорджем.
Дети объясняют Люку правила устройства Института. «Передняя половина» — это место, где над ними ставят опыты, пока не придёт время для перевода в «Заднюю половину». Дети, переведённые туда, больше никогда не видят обитателей «Передней половины». Сотрудники Института жестоки, а их тесты болезненны и унизительны. Единственным взрослым, проявляющим сочувствие, оказывается Морин.
Жизнь в Институте подчинена строгой системе контроля. За участие в экспериментах дети получают специальные жетоны, которые можно обменять в автоматах на сигареты, алкоголь или другие мелкие удовольствия. Эта система поощрений создаёт иллюзию выбора, но на деле лишь усиливает психологическое давление и ломает волю пленников. Люк быстро понимает, что единственный способ выжить — это противостоять системе.
Люк узнаёт, что Морин оказалась в тяжёлом финансовом положении из-за долгов мужа, и кредиторы угрожают отобрать её дом. Используя компьютер с ограниченным доступом в интернет, он находит информацию, которая может помочь ей. Тронутая добротой мальчика, Морин решает помочь ему организовать побег.
В Институт прибывают двое новеньких: Хелен и десятилетний Эйвери Диксон, по-детски наивный, но очень сильный телепат. Калиша берёт Эйвери под свою опеку, а Люк становится для него старшим братом. Эксперименты продолжаются; в результате одного из них у Люка развивается телепатия, которую он тщательно скрывает от персонала. Постепенно его друзей одного за другим переводят в «Заднюю половину», и Люк всё больше укрепляется в мысли о побеге.
Когда Калишу переводят в «Заднюю половину», она, Люк и Эйвери устанавливают телепатическую связь. Они узнают страшную правду: детей там используют в качестве psychicких убийц. После выполнения заданий у них повреждается мозг, пропадает память, и их отправляют в «Палату А», где они становятся живыми батареями для усиления атак. Калиша умоляет Люка бежать и найти помощь.
С помощью Морин и Эйвери Люк разрабатывает план побега. Морин передаёт ему флеш-накопитель, на который она записала всю известную ей информацию об Институте, включая видеозаписи детей из «Задней половины». Люку удаётся сделать подкоп под ограждением игровой площадки, добраться до реки и уплыть на лодке, оставленной Морин. Позже он запрыгивает в товарный поезд.
qМорин, больная раком в терминальной стадии, совершает самоубийство, чтобы избежать допроса. Директор Института, миссис Сигсби, пытается выведать у Эйвери, куда направился Люк, но тот молчит. В наказание миссис Сигсби отправляет Эйвери в «Заднюю половину».
Люк засыпает в товарном вагоне, который везёт его на юг, в Дюпрей. Он спрыгивает с поезда прямо на глазах у Тима Джеймисона. Шпион Института, работающий в городе, опознаёт Люка и сообщает о нём миссис Сигсби, которая немедленно отправляет поисковую группу. Тем временем в «Задней половине» друзья Люка объединяют усилия с детьми из «Палаты А». В Дюпрее Тим и другие сотрудники офиса шериfa смотрят записи с флешки. На видео Морин признаётся, что была информатором миссис Сигсби, но решила помочь детям после поступка Люка. Это убеждает Тима в правдивости рассказа мальчика.
Друзья Люка и дети из «Палаты А» начинают мощную psychicкую атаку на Институт. Они neutralизуют персонал и по туннелю прорываются обратно в «Переднюю половину», но оказываются запертыми и телепатически связываются с Люком.
qПока Тим и шериф Джон Эшворт обдумывают полученную информацию, в город прибывает миссис Сигсби со своей командой. Начинается перестрелка, в которой погибают шериф и большинство его помощников. Тиму и нескольким местным жителям удаётся захватить миссис Сигсби. Люк использует её телефон, чтобы связаться с начальником службы безопасности Института Стэкхаусом. Он предлагает сделку: флеш-накопитель в обмен на свободу детей, стремясь лишь выиграть время.
Возвращение Люка и Тима в Институт служит сигналом для пленных детей. Они начинают разрушать комплекс изнутри. Эйвери и обитатели «Палаты А» жертвуют собой, чтобы остальные друзья Люка смогли спастись.
В финале романа поднимается сложная этическая дилемма. Представитель высшего руководства Института, «мистер Смит», объясняет, что их организация на протяжении 70 лет использовала детей-провидцев для выявления и ликвидации людей, которые в будущем могли бы спровоцировать глобальные катастрофы. Он утверждает, что они спасли мир более 500 раз, и без их вмешательства человечество обречено на самоуничтожение.
Люк, основываясь на собственных исследованиях, возражает мистеру Смиту. Он утверждает, что точность предвидения ограничивается несколькими часами или днями, следовательно, Институт убивал детей напрасно, основываясь на ошибочных прогнозах. Мистер Смит обращается к Тиму, заявляя, что спасение мира даже «один раз» стоит жизней нескольких тысяч детей. Тим категорически не согласен: “Здравомыслящие общества не приносят в жертву своих детей”.
Выжившие дети — Люк, Калиша, Ники, Джордж и Хелен — возвращаются в Дюпрей вместе с Тимом. Постепенно они разъезжаются по своим семьям. Родители Люка были убиты в ночь его похищения, поэтому он остаётся с Тимом. Последней уезжает Калиша. Прощаясь с ней, Люк думает о том, что настоящим героем этой истории был Эйвери.
- Книжные раритеты будут доступны каждому. Оцифровка начинается
- Смитсоновский институт проводит капитальный ремонт музея
- Куратор Института искусств Детройта обнаружил новую работу испанского художника Мурильо
- Фотовыставка «Алиса» Олега Усатюка открылась в Киеве
- «Неудобный индеец: Любопытный рассказ о коренных жителях Северной Америки» Томаса Кинга, краткое содержание
- «Человек в черном костюме» Стивена Кинга, краткое содержание
Комментирование недоступно Почему?