«Интуиционист» Колсона Уайтхеда, краткое содержание читать ~5 мин.
«Интуиционист» (1999) – постмодернистский роман американского писателя Колсона Уайтхеда. Его действие происходит в неназванном городе, напоминающем Нью-Йорк 1940-х годов, но с одним существенным отличием: в этом городе лифты (или «вертикальный транспорт») обладают огромным политическим и экономическим влиянием.
Городской департамент инспекторов лифтов разваливается в коррупционной борьбе за власть между инспекторами-эмпириками, которые проводят механические испытания для установления безопасности лифта, и новой породой инспекторов-интуитивистов, которые интуитивно чувствуют безопасность лифта.
Роман рассказывает об инспекторе-интуитивисте Лайле Мэй Уотсон – первой «цветной» женщине, принятой на работу в Департамент, – которая оказывается втянутой в эту борьбу за власть. Роман «Интуиционист», названный после публикации «головокружительно высококонцептуальным дебютом подлинной оригинальности» («Kirkus Reviews»), помог Уайтхеду утвердить репутацию одного из самых интересных ныне живущих американских романистов.
В начале романа Лайла Мэй узнаёт, что в Мемориальном здании Фанни Бриггс, которое является одним из «ее» зданий, произошла серьёзная авария лифта – «свободное падение». До этого момента у Лайлы Мэй был безупречный послужной список в качестве инспектора лифтов. Она встречает своего друга Чака Гулда в баре «У О’Коннора», который часто посещают инспекторы (но не Лайла Мэй).
Чак объясняет, что Фрэнк Чанкр, председатель Гильдии лифтовиков и начальник лифтовых инспекторов всего города, публично обвиняет Лайлу Мэй в несчастном случае. И не только это: Эмпирик Чанкр использует несчастный случай как возможность поставить под сомнение обоснованность интуиционизма как философии инспекции.
Это непростое время в политике Гильдии Лифтёров. Интуиционизм – относительный новичок на сцене, но он добился больших успехов, отчасти потому, что интуиционистская инспекция на 10 процентов надёжнее эмпирического подхода. Чанкр баллотируется на переизбрание, и впервые ему грозит поражение от интуициониста Орвилла Левера. Когда Лила Мэй возвращается домой, она обнаруживает двух бандитов, обыскивающих её квартиру.
Мужчины представились Джимом Корриганом и Джоном Мёрфи. Входит другой мужчина и представляется мистером Ридом, руководителем предвыборной кампании Орвилла Левера. Он приказывает бандитам уйти. Рид отвозит Лилу Мэй в Дом интуиции, штаб-квартиру движения интуиционистов. Там он объясняет ей, что основатель интуиционизма, провидец Джеймс Фултон, незадолго до своей смерти разработал идеальный лифт, известный как «чёрный ящик». Он считался утерянным, но недавно его чертёж был отправлен Леверу и Чанкру, а также в журнал «Лифт», журнал для инспекторов лифтов. Чертёж неполный, и две группировки борются за то, чтобы найти последние записные книжки Фултона.
Лила Мэй также знакомится с Натчез, временной экономкой в Доме интуиции. Точка зрения в романе переключается на Бена Урича, журналиста «Лифта». Он только что узнал, что его недавняя статья о чёрном ящике была изъята из журнала до публикации. Вскоре после этого Джим и Джон похищают и пытают его. Тем временем Лайла Мэй отправляется на допрос домработницы Фултона, Мари Клэр Роджерс. Интуиционисты считают, что миссис Роджерс знает о местонахождении тетрадей из чёрного ящика. Когда она уходит, Лила Мэй похищают и увозят в место, которое читатель узнает: это то же самое место, куда был доставлен Урих. Там Лила Мэй встречает Чанкра, который приказывает ей прекратить поиски тетрадей.
Лила Мэй возвращается в свою квартиру. Она была разграблена. Натчез сообщает, что это дело рук мистера Рида. Он также признается, что является племянником Джеймса Фултона, который был чёрным человеком, «выдававшим» себя за белого. Лила Мэй и Натчез решают объединиться и продолжить поиски тетрадей из чёрного ящика. Лила Мэй маскируется под поставщика провизии, чтобы присутствовать на торжественном празднике инспекторов лифтов «Фуникулёр Фоллиз».
Натчез саботирует попытку Чанкра продемонстрировать надёжный и безопасный лифт, а Лайла Мэй шпионит за своим коллегой Помпи – единственным в городе чернокожим инспектором, которого она подозревает в саботаже лифта в здании Фанни Бриггс. После гала-концерта Лайла Мэй предъявляет Помпи свои доказательства.
Он отрицает свою ответственность за аварию, но признается, что брал взятки у мафии при поддержке Чанкра. Лила Мэй пробирается в офис «Лифта». Там она сталкивается с Урихом, который показывает ей чертёж чёрного ящика. Урих объясняет, что два крупных производителя лифтов – Арбо и Юнайтед – борются за чертёжи. Джим и Джон работают на Арбо. Глядя на улики, собранные Урихом, Лила Мэй понимает, что Натчез тоже шпион Арбо.
В здании Фанни Бриггс Лила Мэй догадывается, что авария лифта действительно была несчастным случаем. Она снова навещает миссис Роджерс и застаёт её дом разгромленным. Миссис Роджерс рассказывает, что Фултон действительно был чернокожим. Она также объясняет, что Фултон задумывал интуиционизм как шутку и был потрясён, когда сообщество лифтовых инспекторов восприняло его всерьёз. Сам Фултон оставил инструкции, чтобы его чертёжи были разосланы крупным лифтовым компаниям. Миссис Роджерс передаёт Фултону последние дневники, содержащие окончательную информацию, необходимую для создания чёрного ящика. Лайла Мэй отправляется в офис Арбо и передаёт дневники Натчезу (настоящее имя Раймонд Кумбс).
Роман перескакивает вперёд во времени. Лайла Мэй живёт в новой красивой квартире и работает над третьим томом трактата Фултона «Теоретические лифты» (выдержки из которого перемежаются по всей книге). Тетрадь, находящаяся у Арбо, содержит лишь фрагменты, бесполезные для производителей лифтов. Только Лайла Мэй знает, как сконструировать идеальный лифт.
- «Зона один» Колсона Уайтхеда, краткое содержание
- «Гарлемский переполох» Колсона Уайтхеда, краткое содержание
- «Заводной апельсин» Энтони Берджесса, краткое содержание
- «Нефритовый пион» Уэйсона Чоя, краткое содержание
- «Сказка инквизитора» Адама Гидвица, краткое содержание
- «Король говорит» Марка Лога и Питера Конради, краткое содержание
- «Трое в тюрьме» Гордона Кормана, краткое содержание
- «Институт» Стивена Кинга, краткое содержание
Комментирование недоступно Почему?