«Калькуттская хромосома» Амитава Гоша, краткое содержание читать ~4 мин.
Роман Амитава Гоша «Калькуттская хромосома» (1995) – это многослойное постмодернистское повествование, рассказанное через взаимодействие прошлого и будущего. Гош формирует повествование через серию микронарративов, которые сплетаются воедино благодаря сочетанию воспоминаний, рассказов и мистических умозаключений.
История отражает напряжение между наукой и верой, при этом наука становится подвластной мифическим силам, которые лежат в основе жизни персонажей. Эти мифические силы, такие как реинкарнация и индуистская концепция «мауна», или тишины, определяют развитие повествования. Тишина имеет свой собственный голос и является демиургом, который создаёт жизнь и призывает тех, кого считает достойными.
Гош, однако, придаёт этому современное звучание с помощью науки. Бессмертие – это не просто врождённое свойство духа, оно было сведено к возможности транс-позиционного перемещения черт личности из тела в тело. Наука необходима как средство для выявления мутации в малярийном паразите, которая позволяет передавать уникальные черты личности от носителя к реципиенту. Демиург по-прежнему творит, но делает это посредством земных манипуляций своей хозяйки, таинственной Мангалы.
Время – ещё один элемент, изменённый Гошем. Для Гоша понятие времени стало изменчивым, позволяя героям одновременно пребывать в прошлом и будущем, как будто само время – не более чем проявление опыта каждого персонажа. Это становится ясно с самого начала повести, когда Гош знакомит читателя с Антаром, живущим в квартире в Нью-Йорке в будущем. Нет необходимости знать точную дату, потому что время воспринимается как текучее, позволяющее связать разные истории из разных эпох.
Гош начинает историю с Антара, который обнаруживает старое удостоверение личности из компании, в которой он когда-то работал. Он поручает Аве, глобальной поисковой системе, провести поиск его происхождения, и выясняется, что это Калькутта. Гош не задерживается на Антаре, а позволяет читателю перемещаться между прошлым и будущим, входя в жизнь разных персонажей из разных временных периодов. Гош делает это намеренно, чтобы читатель стал посвящённым в глубинные нити, которые были и остаются сплетёнными неизвестным человеком или людьми. Гош раскрывает эти нити через различные истории, связывающие Антара, Муругана, Урмилу и Сонали, Рональда Росса, Пхулбони и неуловимых Лаакхана и Мангала.
Когда Эва определяет, что удостоверение личности принадлежит Муругану, это пробуждает в Антаре воспоминания о том, что он встречался с ним и что он пропал без вести в Калькутте в 1995 году. Антар начинает расследование, и читатель переносится в Калькутту 1995 года. Гош делает это на протяжении всей книги. В одну минуту Муруган случайно встречается с Урмилой и Сонали, а в следующую Антар разговаривает с Эвой или мечтает о предстоящей прогулке на Пенн Стейшн, чтобы выпить чаю с владельцем пончиковой.
Так же внезапно читатель слышит, как Пхулбони говорит о тайнах, которые скрываются в городе, или переносится в то время, когда Рональд Росс совершает своё великое открытие о том, как малярия передаётся от комаров. Для Гоша течение времени становится неважным; значение имеют только нити, связывающие каждую историю.
Поэтому повествование Гоша скачет во времени от момента к моменту. В то же время каждый скачок во времени и пространстве, кажется, углубляет тайну. Читатель никогда не узнает, кто такие Мангала и Лаакхан; они остаются неизвестной величиной до конца истории, скорее гиперболой, чем фактом.
Гош позволяет каждому персонажу поделиться своей историей друг с другом и через письма, файлы и газеты. Фулбони говорит о Тишине, которая формирует жизнь людей, и пишет истории, которые говорят об этой хозяйке Тишины, а также истории, которые указывают на неуловимого и опасного Лаакхана. Письма Росса раскрывают подробности о его исследованиях и о человеке по имени Лутчман, который помогал ему в его исследованиях. Письма Фарли и Григсона дают читателю представление о Мангале и Лаакхане, а Антар использует Эву и свою память, чтобы выяснить, что случилось с Муруганом.
Гош с самого начала устанавливает, что Муруган играет ключевую роль в понимании того, как разворачивается история. Муруган устанавливает связи, соединяет персонажей во времени и пространстве, и именно он первым осознает, что всеми ими манипулируют, заставляя участвовать в эксперименте, который служит целям Мангала и Лаакхана – обрести бессмертие для себя и избранных. Но Муруган также указывает на то, что каждый из них был выбран не просто так, а для кого-то другого в далёком будущем: Антар.
Именно через Антара начинается и заканчивается история. Фактически, для Гоша открытие Антара с помощью Муругана и более позднего воплощения Мангалы, Тары, завершает повествование. Антар, таким образом, выступает и как цель, и как открытие – круг, который должен продолжаться.
- «Стеклянный дворец» Амитава Гоша, краткое содержание
- «Море маков» Амитава Гоша, краткое содержание
- «Голодный прилив» Амитава Гоша, краткое содержание
- «Линии теней» Амитава Гоша, краткое содержание
- «Русский север» в «Доме Игошева» - персональная выставка костромского художника Андрея Захарова
- «Мост на Дрине» Иво Андрича, краткое содержание
Комментирование недоступно Почему?